Статьи » Магия, гадания, непознанное
В 60-х годах XIX века из-под пера знаменитого русского писателя И.С. Тургенева вышел ряд рассказов, посвященных теме мистического и сверхъестественного. Впоследствии литературоведы окрестили их «Таинственные повести». Не исключено, что написаны они были под влиянием некоторого личного опыта, пережитого писателем.
Исследователь творчества Тургенева И. Виноградов замечает: «Трезвый реалист, всегда поражавший удивительной жизненной достоверностью своих картин, — и вдруг мистические истории о призраках, о посмертной влюбленности, о таинственных снах и свиданиях с умершими... Многих это сбивало с толку».
Похоже, автор предвидел, что подобная тематика вызовет непонимание со стороны критиков. Поэтому он называл свои «Таинственные повести» «вздором», «пустячками» и «безделками». Таковыми их многие и считали.
Особенно скептически был встречен рассказ «Собака» (1864), герой которого, разорившийся калужский помещик, сталкивается, как сегодня сказали бы, с феноменом полтергейста. В сатирическом журнале «Будильник» была опубликована стихотворная рецензия некоего П.И. Вейнберга на это произведение:
За «Собакой» последовали «Странная история» (1869), «Стук... Стук... Стук!..» (1870), «Часы» (1875), «Сон» (1876), «Рассказ отца Алексея» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти» (1882) и еще ряд «таинственных повестей», последней из которых стал так и не оконченный рассказ «Силаев», написанный уже в конце 1870-х.
Лишь спустя сто с лишним лет, когда российская пресса стала активно писать о различных «паранормальных» явлениях, некоторые исследователи обратили внимание на то, как точно совпадают детали «Призраков» с рассказами людей о «выделении астрального тела» во сне или в измененном состоянии сознания. Как правило, в этих случаях очевидцы рассказывают, что их душа покидала телесную оболочку и путешествовала по различным местам, становилась свидетелем событий, информация о которых была недоступна человеку в его физическом теле.
Порой «выходы из тела» осуществлялись по желанию, становились результатом медитации. Так, Д. Уайтмен в своей книге «Таинственная жизнь» описывает более 600 таких «астральных путешествий». В свою очередь, Р. Монро в книге «Путешествия вне тела» утверждает, что пережил более 900 подобных опытов.
Не обходит Тургенев вниманием и народный фольклор. Так, в рассказе «Бежин луг» из «Записок охотника» крестьянские ребятишки в «ночном» рассказывают друг другу истории о домовых, русалках, леших, водяных, покойниках и других мистических явлениях. А один из юных героев слышит голос утопленника и в конце рассказа погибает, упав с лошади. «Я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер», - оправдывается автор в письме к Е.М. Феоктистову.
Исследовательница Майя Быкова в книге «Легенда для взрослых» повествует об одной истории, приключившейся с Тургеневым в молодости, которая, возможно, и является ключом ко всему циклу «Таинственных повестей».
Впервые Иван Сергеевич во всеуслышание поведал об этом в Париже, в салоне Полины Виардо, когда среди гостей зашла речь об ужасном и необъяснимом. Подробности его рассказа были отражены не менее знаменитым французским литератором Ги де Мопассаном в новелле «Ужас».
Как-то молодой Тургенев отправился на охоту. Дело происходило в средней полосе России. К вечеру он вышел на берег лесной речки и захотел искупаться. Вдруг он ощутил, что кто-то касается его плеча и, обернувшись, увидел странное существо - не то женщину, не то обезьяну. У нее было широкое морщинистое лицо, будто гримасничающее, голые груди болтались как мешки, за спиной развевались длинные спутанные волосы…
Молодой человек ощутил леденящий страх и резко повернул к берегу. Однако существо постоянно нагоняло его, касаясь шеи, спины, ног. При этом оно издавало радостный визг.
Выбравшись на берег, Тургенев со всех ног бросился бежать, не захвати ни одежды, ни ружья. Существо последовало за ним… К счастью, им встретился мальчик-пастушок, который принялся стегать чудище кнутом и этим обратил его в бегство. Крича от боли, «женщина-обезьяна» скрылась в лесных зарослях.
Как ни странно, этот случай так и не стал темой для рассказа. Но люди, которым хоть раз довелось столкнуться с чем-то из сферы «непознанного», нередко потом всю жизнь проявляют к этому интерес. По-видимому, это и произошло с одним из самых выдающихся русских писателей-классиков.
Оставить свой комментарий
Мистика в жизни Тургенева
Фото: nicku/Rusmediabank.ru
Реалист и «Призраки»
В 1863 г. вышел рассказ «Призраки», имевший подзаголовок «Фантазия». Советские критики ссылаются на «душевный кризис», пережитый в этот период писателем на фоне «обострения классовой борьбы». Сам же Тургенев в письме своему ближайшему другу В.П. Боткину от 26 января 1863 г. пишет: «Это ряд каких-то душевных dissolving-views (туманных картин. — Авт.), вызванных переходным и действительно тяжелым и темным состоянием моего „Я“».Исследователь творчества Тургенева И. Виноградов замечает: «Трезвый реалист, всегда поражавший удивительной жизненной достоверностью своих картин, — и вдруг мистические истории о призраках, о посмертной влюбленности, о таинственных снах и свиданиях с умершими... Многих это сбивало с толку».
Похоже, автор предвидел, что подобная тематика вызовет непонимание со стороны критиков. Поэтому он называл свои «Таинственные повести» «вздором», «пустячками» и «безделками». Таковыми их многие и считали.
Особенно скептически был встречен рассказ «Собака» (1864), герой которого, разорившийся калужский помещик, сталкивается, как сегодня сказали бы, с феноменом полтергейста. В сатирическом журнале «Будильник» была опубликована стихотворная рецензия некоего П.И. Вейнберга на это произведение:
Я прочитал твою «Собаку»,
И с этих пор
В моем мозгу скребется что-то,
Как твой Трезор.
Скребется днем, скребется ночью,
Не отстает
И очень странные вопросы
Мне задает:
«Что значит русский литератор?
Зачем, зачем
По большей части он кончает
Черт знает чем?»
За «Собакой» последовали «Странная история» (1869), «Стук... Стук... Стук!..» (1870), «Часы» (1875), «Сон» (1876), «Рассказ отца Алексея» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти» (1882) и еще ряд «таинственных повестей», последней из которых стал так и не оконченный рассказ «Силаев», написанный уже в конце 1870-х.
Полеты во сне и леший в «ночном»
Может, все-таки за «повестями» о таинственном стояло нечто большее, чем фантазии? Взять хотя бы тех же «Призраков». Его герой путешествует по ночам над землей вместе с призраком женщины по имени Эллис. «Меня поймет всякий, кому случалось летать во сне», – такая фраза проскальзывает в тексте. Скорее всего, Тургенев перенес на бумагу собственные впечатления.Лишь спустя сто с лишним лет, когда российская пресса стала активно писать о различных «паранормальных» явлениях, некоторые исследователи обратили внимание на то, как точно совпадают детали «Призраков» с рассказами людей о «выделении астрального тела» во сне или в измененном состоянии сознания. Как правило, в этих случаях очевидцы рассказывают, что их душа покидала телесную оболочку и путешествовала по различным местам, становилась свидетелем событий, информация о которых была недоступна человеку в его физическом теле.
Порой «выходы из тела» осуществлялись по желанию, становились результатом медитации. Так, Д. Уайтмен в своей книге «Таинственная жизнь» описывает более 600 таких «астральных путешествий». В свою очередь, Р. Монро в книге «Путешествия вне тела» утверждает, что пережил более 900 подобных опытов.
Не обходит Тургенев вниманием и народный фольклор. Так, в рассказе «Бежин луг» из «Записок охотника» крестьянские ребятишки в «ночном» рассказывают друг другу истории о домовых, русалках, леших, водяных, покойниках и других мистических явлениях. А один из юных героев слышит голос утопленника и в конце рассказа погибает, упав с лошади. «Я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер», - оправдывается автор в письме к Е.М. Феоктистову.
Ужас в лесу
Исследовательница Майя Быкова в книге «Легенда для взрослых» повествует об одной истории, приключившейся с Тургеневым в молодости, которая, возможно, и является ключом ко всему циклу «Таинственных повестей».
Впервые Иван Сергеевич во всеуслышание поведал об этом в Париже, в салоне Полины Виардо, когда среди гостей зашла речь об ужасном и необъяснимом. Подробности его рассказа были отражены не менее знаменитым французским литератором Ги де Мопассаном в новелле «Ужас».
Как-то молодой Тургенев отправился на охоту. Дело происходило в средней полосе России. К вечеру он вышел на берег лесной речки и захотел искупаться. Вдруг он ощутил, что кто-то касается его плеча и, обернувшись, увидел странное существо - не то женщину, не то обезьяну. У нее было широкое морщинистое лицо, будто гримасничающее, голые груди болтались как мешки, за спиной развевались длинные спутанные волосы…
Молодой человек ощутил леденящий страх и резко повернул к берегу. Однако существо постоянно нагоняло его, касаясь шеи, спины, ног. При этом оно издавало радостный визг.
Выбравшись на берег, Тургенев со всех ног бросился бежать, не захвати ни одежды, ни ружья. Существо последовало за ним… К счастью, им встретился мальчик-пастушок, который принялся стегать чудище кнутом и этим обратил его в бегство. Крича от боли, «женщина-обезьяна» скрылась в лесных зарослях.
Как ни странно, этот случай так и не стал темой для рассказа. Но люди, которым хоть раз довелось столкнуться с чем-то из сферы «непознанного», нередко потом всю жизнь проявляют к этому интерес. По-видимому, это и произошло с одним из самых выдающихся русских писателей-классиков.
Автор: Маргарита Троицына |
2
комментария
|
1 июля 2016, 7:00 7193 просмотра |
Комментарии:
Еду я ночью по трассе, машин встречных нет, никаких огней не видно. И вдруг в свете своих фар вдалеке вижу, что прямо посередине дороги стоит ребенок лет семи. Я начинаю тормозить. И тут у меня мысли в голове начали проноситься. Ребенок, один, ночью в степи. Этого не может быть. Это не ребенок, это какой-то злой дух. И тут мне стало страшно. Но сразу же подумал, что чертей не существует, этому должно быть логичное объяснение и страх сразу прошел. А я торможу и этот ребенок все ближе и ближе. И когда уже ближе он стал, я увидел. что это не ребенок. А жеребенок, он ко мне мордой стоял и в темноте издалека я его принял за человека. Так что всему должно быть логичное объяснение. Кстати у немецкого писателя Гржимека тоже есть история, как он в сумерках, в Африке издалека зебр принял за людей.
|
У вас такая история, а у других людей свои случаи, и далеко не все можно объяснить простой логикой. Наши органы чувств воспринимают только то, что дано нам для выживания, а наука уже столько наоткрывала, просто мириады параллельных миров, которые пронизывают друг друга, не оказывая заметного действия. Например, магнитное поле, радиочастоты и т.д.
А иногда, при совпадении ряда обстоятельств, вдруг мы видим то, что нам видеть необязательно. |
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан