Статьи » Рукоделия наших бабушек
Мы восхищаемся расписной посудой или красочным дизайном интерьеров. А ведь традиции расписывать жилище и предметы быта существовали испокон веков.
Для росписи стен сельские искусницы использовали цветные глины, уголь, разведенные на молоке и яйцах природные красители. Краски наносили щеточками из рогоза, лыка, перьев, колосками, штампами из картошки, свеклы, тыквы, кукурузными початками («мраморный» рисунок) и даже просто пальцами.
Украинские хозяйки чаще всего расписывали полосу между окнами и крышей. Иногда и углы строения украшались орнаментом, который спадал от крыши до завалинки. Между окнами, как правило, рисовали цветы или цветочные букеты.
Для петриковского орнамента, ставшего своеобразным символом Приднепровья, характерно изображение зеленого опахала, которое в народе называли «папоротником», бутонов, ягод калины, пористых ажурных листьев… А еще петриковские мастера, как они сами говорят, любят «унижать» рисунок. Это значит - рисовать очень тонко и нежно, старательно выписывая всякие жилочки, пушинки, стебельки.
В деревне, как правило, каждый хозяин сам строил свое жилище, сам и украшал его. Однако со временем из среды местных умельцев выделились мастера, у которых увлечение художественной росписью переросло в профессию. В старину таких мастеров, занимавшихся художественной росписью как интерьера, так и различных изделий из дерева, называли «рисовальщиками», «малярами», «богомазами», «малевальниками». У каждого мастера имелся свой почерк, свои краски и сюжеты. По ним часто и определялось лицо целой деревни, уезда, а то и губернии.
Совсем другой по характеру сюжетов и манере исполнения является нижегородская (городецкая) роспись. На донцах прялок и лукошках, шкатулках и сундуках помещали жанровые сценки, отражающие слободской быт, а также фигуры птиц, коней, стилизованные изображения растений.
Уникальны по технологии произведения хохломских мастеров с их тщательно прорисованными цветочными мотивами и свободным травным письмом, где только черная и красная краска да золотой фон.
В этом ряду выделяется и жостовская роспись – декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком; букеты и фрукты исполнены яркими красками энергичными и упругими мазками на черном или цветном фоне.
Гжельская керамика относится в целом к гончарному ремеслу. «Черные» (простые) и «муравленые» (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой с разноцветной росписью по белой поливе, а дальше налаживается производство фарфоровых, фаянсовых и полуфаянсовых изделий. И для всего этого характерна сочная синяя роспись по белому фону. Продукция гжельских мастеров с такой брендовой раскраской узнаваема по всему миру.
В целом же набивные шали и платки отличаются неповторимой самобытностью и художественной отделкой. Мотивы рисунков на шалях наследуют национальные традиции и приемы. Они перекликаются с прославленной узорчатой росписью жостовских подносов, с пламенной сказочной росписью нижегородских деревянных изделий, со старинными цветочными букетами ивановских пестрых ситцев. Характерным мотивом в рисунке является растительный орнамент, состоящий из различных цветов и листьев, а также цветочных гирлянд и композиций. Допускается сочетание растительных мотивов с геометризованными стилизованными элементами (а в последнее время и абстрактными). В ходу у павловопосадских мастеров ныне около 200 видорисунков, причем треть из них ежегодно обновляется.
До сих пор даже далеко за пределами России в павловских платках привлекают добротность изделий (хотя и расписанных неводостойкими красками) и их внешняя красота.
…Богатейшие традиции старинной росписи живы и сегодня. И начинающему мастеру, и художнику-любителю вполне под силу в домашних условиях «одолеть» простенькую роспись, скажем, «под Хохлому» или «Жостово». Инструкции по изготовлению изделий можно легко скачать в Сети.
Расписные традиции
Фото: nobilior/Rusmediabank.ru
«Малевальники»
«Хата – как девка: подмалюй и уже красавица», - говорили в старину. На сельских улицах можно было услышать и такое: «Хоть и старая избенка, и валится, а как помалевана, то и веселее». А в веселом доме, как известно, живут веселые, бодрые телом и духом люди.Для росписи стен сельские искусницы использовали цветные глины, уголь, разведенные на молоке и яйцах природные красители. Краски наносили щеточками из рогоза, лыка, перьев, колосками, штампами из картошки, свеклы, тыквы, кукурузными початками («мраморный» рисунок) и даже просто пальцами.
Украинские хозяйки чаще всего расписывали полосу между окнами и крышей. Иногда и углы строения украшались орнаментом, который спадал от крыши до завалинки. Между окнами, как правило, рисовали цветы или цветочные букеты.
Для петриковского орнамента, ставшего своеобразным символом Приднепровья, характерно изображение зеленого опахала, которое в народе называли «папоротником», бутонов, ягод калины, пористых ажурных листьев… А еще петриковские мастера, как они сами говорят, любят «унижать» рисунок. Это значит - рисовать очень тонко и нежно, старательно выписывая всякие жилочки, пушинки, стебельки.
В деревне, как правило, каждый хозяин сам строил свое жилище, сам и украшал его. Однако со временем из среды местных умельцев выделились мастера, у которых увлечение художественной росписью переросло в профессию. В старину таких мастеров, занимавшихся художественной росписью как интерьера, так и различных изделий из дерева, называли «рисовальщиками», «малярами», «богомазами», «малевальниками». У каждого мастера имелся свой почерк, свои краски и сюжеты. По ним часто и определялось лицо целой деревни, уезда, а то и губернии.
Северодвинская, городецкая, гжельская…
Школа северодвинского письма интересна своими колористическими находками. По белому фону изделия располагается мелкий растительный узор, выполненный красной, желтой и зеленой краской. В этот пышный, почти ковровый орнамент естественно вписывались изображения сказочных птиц сирин с раскрытыми крыльями, барсов, различные сцены из народной жизни…Совсем другой по характеру сюжетов и манере исполнения является нижегородская (городецкая) роспись. На донцах прялок и лукошках, шкатулках и сундуках помещали жанровые сценки, отражающие слободской быт, а также фигуры птиц, коней, стилизованные изображения растений.
Уникальны по технологии произведения хохломских мастеров с их тщательно прорисованными цветочными мотивами и свободным травным письмом, где только черная и красная краска да золотой фон.
В этом ряду выделяется и жостовская роспись – декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком; букеты и фрукты исполнены яркими красками энергичными и упругими мазками на черном или цветном фоне.
Гжельская керамика относится в целом к гончарному ремеслу. «Черные» (простые) и «муравленые» (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой с разноцветной росписью по белой поливе, а дальше налаживается производство фарфоровых, фаянсовых и полуфаянсовых изделий. И для всего этого характерна сочная синяя роспись по белому фону. Продукция гжельских мастеров с такой брендовой раскраской узнаваема по всему миру.
Платки павловопосадские
Свои каноны существуют и в узорах павловопосадских платков. В Павловом Посаде - этом центре подмосковной текстильной промышленности - производятся главным образом шерстяные и полушерстяные набивные платки и шали с крупным цветочным орнаментом. На «набивной» (а позже фотопечатной) продукции крестом располагаются цвето-огуречные символы. Все получается пышным, цветастым и броским. Неудивительно, что свою пышногрудую «Купчиху» художник Кустодиев писал именно с павловопосадских женщин… Кстати, формы и расположение цветов на платках и палантинах сохранялись десятилетиями.В целом же набивные шали и платки отличаются неповторимой самобытностью и художественной отделкой. Мотивы рисунков на шалях наследуют национальные традиции и приемы. Они перекликаются с прославленной узорчатой росписью жостовских подносов, с пламенной сказочной росписью нижегородских деревянных изделий, со старинными цветочными букетами ивановских пестрых ситцев. Характерным мотивом в рисунке является растительный орнамент, состоящий из различных цветов и листьев, а также цветочных гирлянд и композиций. Допускается сочетание растительных мотивов с геометризованными стилизованными элементами (а в последнее время и абстрактными). В ходу у павловопосадских мастеров ныне около 200 видорисунков, причем треть из них ежегодно обновляется.
До сих пор даже далеко за пределами России в павловских платках привлекают добротность изделий (хотя и расписанных неводостойкими красками) и их внешняя красота.
…Богатейшие традиции старинной росписи живы и сегодня. И начинающему мастеру, и художнику-любителю вполне под силу в домашних условиях «одолеть» простенькую роспись, скажем, «под Хохлому» или «Жостово». Инструкции по изготовлению изделий можно легко скачать в Сети.
Автор: Юрий Супруненко |
3
комментария
|
26 мая 2016, 7:00 2771 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан