Статьи » Колонка кинокритика
Иногда нам кажется, что от нас ничего не зависит. Мы живем по наитию. Плывем по течению. Не высовываемся, не лезем на рожон, держимся подальше от толпы, запираемся в свой мирок, который придумали для собственной безопасности. И сами не замечаем, как постепенно и верно становимся убийцами. Нет, мы не убиваем никого лично. Но мы позволяем происходить злу. И оно возвращается к нашим детям. Об этом рассказывает фильм Владислава Пасиковски «Последствия».
Строго говоря, мы все находимся в своих футлярах, застегнутые на все пуговицы, отстраненные от окружающих, запертые в свои дела, свою обособленность, свой достаток, свой дом, свое видение мира. Нам кажется, что только так можно чувствовать себя в безопасности. Но как бы это парадоксально ни звучало, в мире выживают только открытые системы. Более того, обособившись в своем мире, мы позволяем злу разворачиваться во всю ширь за стенами нашего дома. И когда-нибудь это зло врывается в наше благополучие, и мы ничего не можем с этим поделать.
Как научиться жить в этом мире и не становиться соучастником страшных событий, которые в нем происходят? Возможно ли это?
Мне кажется, не нужно этого делать. От жизни невозможно спрятаться в футляр. Если ты конечно хочешь жить, а не быть живым трупом. И боль, слезы, отчаяние, бессилие, разочарование – это неизменные атрибуты той жизни, которая выпала каждому из нас. Спрятаться от них невозможно. Сколько бы ты ни убеждал себя положительными аффирмациями, самовнушением, формированием особого оптимистического мышления, практиками счастья и тому подобными интеллектуальными футлярами для своего мозга, тебе не удастся избежать боли и тех проблем, которые существуют в мире. И если ты в нем живешь, тебе придется с этим справляться.
Невозможно быть ни к чему не причастным и при этом счастливым, если рядом с тобой происходят страшные события. Закрой глаза и уши, захлопни свое сердце, но они все равно коснуться тебя так или иначе, чтобы показать, что все в мире взаимосвязано. И если ты не выбираешь свет, а просто отворачиваешься от реальной жизни, то тебя выбирает тьма. И она настигает тебя. А правда возвращается, хочешь ты того или нет. И всех накрывает наказание за то, чего они, может быть, и не совершали, но просто знали об этом и промолчали, дав возможность совершиться злу. Прекрасно иллюстрирует эту мысль замечательный фильм, созданный Збигневом Густовски, Павлом Эдельманом и Владиславом Пасиковски.
Польский фильм «Последствия», «Стерня» или «Колоски» (по-разному переводится), который был выпущен в прокат в 2012 году, стал настоящим откровением для поляков и для всех, кому посчастливилось его посмотреть. Фильм был удостоен приза президента «Яд ва-Шем» на Иерусалимском международном кинофестивале 2013 года и приза критиков на международном фестивале в Гдыне (2013).
И стал для зрителей всего мира интеллектуальным и психологическим взрывом. Не случайно, фильм был принят в штыки самими поляками. Он вскрывает правду, которую им не хотелось бы афишировать. Проще делать вид, что этого не было, как это делали много лет жители деревушки, изображенной в этом фильме. Кто-то даже предлагал запретить «Последствие», которое очень больно ударяет по национальной гордости поляков, очерняет их. Но в принципе, этот фильм не о поляках даже. Фильм просто о людях. О том, как они позволяют злу существовать рядом и господствовать над ними. А человечность подавляется жадностью, страхом и гордыней. И соседи убивают соседей, а потом спокойно заселяются в их дома и забирают себе их земли. И все обо всем знают, и все молчат.
А потом находится какой-нибудь Юзек, на которого неизвестно откуда сваливается это знание, и он говорит: «Я плохо себя чувствую, когда думаю о том, что это неправильно. А если кто возьмет надгробье наших родителей и положит у своего порога, чтоб вытирать ноги? Я должен делать это. Я не могу иначе...»
А история очень простая.
Поляк Франтишек приезжает из Америки в родное село. 20 лет назад он уехал в Чикаго и работает там. Дома остался младший брат Юзек. Умерли родители, и старший сын не нашел возможности приехать на их похороны, за что Юзек на него обижен. С другой стороны, жена младшего брата сбежала от него в Чикаго, теперь по существу находится на шее у старшего. Франтишек приехал проведать младшего брата и разобраться в причинах ее такого странного решения. С самого начала фильм завораживает. И оторваться от него тяжело.
Франтишек встречается со своим братом Юзеком. Нельзя назвать встречу теплой. В деревне к брату относятся негативно. Обвиняют его в том, что он разрушил единственную хорошую дорогу в соседнее село. Пытаясь разобраться, в чем причина негативного отношения односельчан, Франтишек приходит к этой дороге, видит, что она действительно разобрана, там лежали какие-то плиты. Все родительское поле заставлено могильными плитами. Выясняется, что брат по какому-то внутреннему зову решает вернуть память могильным плитам с еврейского кладбища, которыми была вымощена дорога. Что-то необъяснимое заставляет его расположить их на своем поле. Брат очень удивлен, зачем эти чужие могилы, ведь этих людей он вообще не знает? Тем более евреев. Он пытается разобраться и невольно заражается желанием брата почтить память этих людей. Он помогает брату забрать плиты у церкви. А село начинает гудеть. Братьям угрожают, подстерегают их всюду, поджигают их пшеницу. Братья не знают, почему могильные плиты оказались в разных местах, и куда делись из деревни все евреи.
Ходят слухи, что их уничтожили фашисты. Но расспросив старожилов, братья понимают, что евреев не увезли в Германию. Что они пропали в родном селе. Столкнувшись с трудностями при получении кредита, братья узнают, что земля, которая принадлежала их отцу и якобы перешла им по наследству, на самом деле им не принадлежит. В земельной конторе они выяснили, что настоящая их землю расположена где-то на болотах, а та, которой они владеют сегодня, до войны принадлежала еврею. Точно такая же ситуация оказалась и с другими односельчанами. Все еврейские земли теперь принадлежат полякам.
Братьям хочется узнать правду, и они пытаются выведать ее у тех, кто еще остался в живых и мог быть свидетелем событий. Свидетели отвечают уклончиво и предлагают братьям спросить об этом у самих себя. Что значит у себя? Братья в недоумении. И все-таки идут в свой старый довоенный дом, от которого остались одни развалины. И начинают копать, будто чувствуют, что разгадка находится тут. Откапывают около 300 человеческих черепов и костей. И понимают, что это и есть пропавшие евреи. В это время из леса выходит старая колдунья, которая давно считается сумасшедшей и живет в лесу. Она рассказывает братьям о том, как были уничтожены евреи этой деревни. Все от мала до велика согнаны поляками-односельчанами в дом их отца и сожжены.
Страшная правда огорошивает их. Но когда они понимают, что их отец был не просто свидетелем происшествия, но и активным участником событий, отношения между братьями резко меняются. Младший теперь уже не хочет предавать огласке этот страшный факт. А старший говорит: «Наш мир и так полное дерьмо. Так давай хоть не делать его еще хуже!» Брат не согласен, выгоняет его обратно в Америку. Франтишек уезжает, но не успевает далеко отъехать от деревни. Его возвращают, и выясняется, что озлобленные односельчане распяли Юзека на дверях амбара.
Фильм основан на реальных событиях, которые действительно произошли во время войны. Только настоящее было еще более жестоким, чем показано в фильме. Авторы фильма в какой-то степени пожалели зрителя, ведь их интересовал сам факт и нравственная подоплека этого события. Они еще раз напомнили каждому из поляков и каждому из нас об ответственности за то, что мы делаем и что выбираем в жизни.
А в реальной жизни произошло вот что: летом 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, недалеко от Варшавы, подвергла полному уничтожению своих односельчан-евреев. Поляки вместе со своим мэром жестоко убили тысячу шестьсот своих соседей. Уничтожали чуть ли не голыми руками, всем, что было рядом: ножами, вилами, топорами, стреляли из ружей. И делали это всю ночь без пощады. Те, кому удалось убежать и спрятались в амбаре, были подожжены и сгорели заживо. Эту зверскую расправу списали на фашистов.
После войны убитым поставили памятник, как погибшим от рук нацистов. Много лет жители городка, которые их убивали, ходили мимо этого памятника, знали всю правду и молчали.
Но все тайное когда-нибудь становиться явным. И это неизбежно. Рано или поздно, но это происходит. И этот факт тоже стал известен всем и потряс весь мир.
Фильм потрясает своей правдивостью и нравственным посылом, обращенным к каждому из нас. Да, мы имеем право выбирать: совершать зло, молчать или говорить о нем, не обращать на него внимания или бороться с его проявлениями, чтобы не допускать его повторения. От нашего выбора зависит не только наша собственная судьба, но доля наших детей и внуков. Фильм заставляет об этом задуматься.
Оставить свой комментарий
Если ты не выбираешь свет, твоих детей выберет тьма
Фото: http://www.colta.ru
Строго говоря, мы все находимся в своих футлярах, застегнутые на все пуговицы, отстраненные от окружающих, запертые в свои дела, свою обособленность, свой достаток, свой дом, свое видение мира. Нам кажется, что только так можно чувствовать себя в безопасности. Но как бы это парадоксально ни звучало, в мире выживают только открытые системы. Более того, обособившись в своем мире, мы позволяем злу разворачиваться во всю ширь за стенами нашего дома. И когда-нибудь это зло врывается в наше благополучие, и мы ничего не можем с этим поделать.
Как научиться жить в этом мире и не становиться соучастником страшных событий, которые в нем происходят? Возможно ли это?
Мне кажется, не нужно этого делать. От жизни невозможно спрятаться в футляр. Если ты конечно хочешь жить, а не быть живым трупом. И боль, слезы, отчаяние, бессилие, разочарование – это неизменные атрибуты той жизни, которая выпала каждому из нас. Спрятаться от них невозможно. Сколько бы ты ни убеждал себя положительными аффирмациями, самовнушением, формированием особого оптимистического мышления, практиками счастья и тому подобными интеллектуальными футлярами для своего мозга, тебе не удастся избежать боли и тех проблем, которые существуют в мире. И если ты в нем живешь, тебе придется с этим справляться.
Невозможно быть ни к чему не причастным и при этом счастливым, если рядом с тобой происходят страшные события. Закрой глаза и уши, захлопни свое сердце, но они все равно коснуться тебя так или иначе, чтобы показать, что все в мире взаимосвязано. И если ты не выбираешь свет, а просто отворачиваешься от реальной жизни, то тебя выбирает тьма. И она настигает тебя. А правда возвращается, хочешь ты того или нет. И всех накрывает наказание за то, чего они, может быть, и не совершали, но просто знали об этом и промолчали, дав возможность совершиться злу. Прекрасно иллюстрирует эту мысль замечательный фильм, созданный Збигневом Густовски, Павлом Эдельманом и Владиславом Пасиковски.
Польский фильм «Последствия», «Стерня» или «Колоски» (по-разному переводится), который был выпущен в прокат в 2012 году, стал настоящим откровением для поляков и для всех, кому посчастливилось его посмотреть. Фильм был удостоен приза президента «Яд ва-Шем» на Иерусалимском международном кинофестивале 2013 года и приза критиков на международном фестивале в Гдыне (2013).
И стал для зрителей всего мира интеллектуальным и психологическим взрывом. Не случайно, фильм был принят в штыки самими поляками. Он вскрывает правду, которую им не хотелось бы афишировать. Проще делать вид, что этого не было, как это делали много лет жители деревушки, изображенной в этом фильме. Кто-то даже предлагал запретить «Последствие», которое очень больно ударяет по национальной гордости поляков, очерняет их. Но в принципе, этот фильм не о поляках даже. Фильм просто о людях. О том, как они позволяют злу существовать рядом и господствовать над ними. А человечность подавляется жадностью, страхом и гордыней. И соседи убивают соседей, а потом спокойно заселяются в их дома и забирают себе их земли. И все обо всем знают, и все молчат.
А потом находится какой-нибудь Юзек, на которого неизвестно откуда сваливается это знание, и он говорит: «Я плохо себя чувствую, когда думаю о том, что это неправильно. А если кто возьмет надгробье наших родителей и положит у своего порога, чтоб вытирать ноги? Я должен делать это. Я не могу иначе...»
А история очень простая.
Поляк Франтишек приезжает из Америки в родное село. 20 лет назад он уехал в Чикаго и работает там. Дома остался младший брат Юзек. Умерли родители, и старший сын не нашел возможности приехать на их похороны, за что Юзек на него обижен. С другой стороны, жена младшего брата сбежала от него в Чикаго, теперь по существу находится на шее у старшего. Франтишек приехал проведать младшего брата и разобраться в причинах ее такого странного решения. С самого начала фильм завораживает. И оторваться от него тяжело.
Франтишек встречается со своим братом Юзеком. Нельзя назвать встречу теплой. В деревне к брату относятся негативно. Обвиняют его в том, что он разрушил единственную хорошую дорогу в соседнее село. Пытаясь разобраться, в чем причина негативного отношения односельчан, Франтишек приходит к этой дороге, видит, что она действительно разобрана, там лежали какие-то плиты. Все родительское поле заставлено могильными плитами. Выясняется, что брат по какому-то внутреннему зову решает вернуть память могильным плитам с еврейского кладбища, которыми была вымощена дорога. Что-то необъяснимое заставляет его расположить их на своем поле. Брат очень удивлен, зачем эти чужие могилы, ведь этих людей он вообще не знает? Тем более евреев. Он пытается разобраться и невольно заражается желанием брата почтить память этих людей. Он помогает брату забрать плиты у церкви. А село начинает гудеть. Братьям угрожают, подстерегают их всюду, поджигают их пшеницу. Братья не знают, почему могильные плиты оказались в разных местах, и куда делись из деревни все евреи.
Ходят слухи, что их уничтожили фашисты. Но расспросив старожилов, братья понимают, что евреев не увезли в Германию. Что они пропали в родном селе. Столкнувшись с трудностями при получении кредита, братья узнают, что земля, которая принадлежала их отцу и якобы перешла им по наследству, на самом деле им не принадлежит. В земельной конторе они выяснили, что настоящая их землю расположена где-то на болотах, а та, которой они владеют сегодня, до войны принадлежала еврею. Точно такая же ситуация оказалась и с другими односельчанами. Все еврейские земли теперь принадлежат полякам.
Братьям хочется узнать правду, и они пытаются выведать ее у тех, кто еще остался в живых и мог быть свидетелем событий. Свидетели отвечают уклончиво и предлагают братьям спросить об этом у самих себя. Что значит у себя? Братья в недоумении. И все-таки идут в свой старый довоенный дом, от которого остались одни развалины. И начинают копать, будто чувствуют, что разгадка находится тут. Откапывают около 300 человеческих черепов и костей. И понимают, что это и есть пропавшие евреи. В это время из леса выходит старая колдунья, которая давно считается сумасшедшей и живет в лесу. Она рассказывает братьям о том, как были уничтожены евреи этой деревни. Все от мала до велика согнаны поляками-односельчанами в дом их отца и сожжены.
Страшная правда огорошивает их. Но когда они понимают, что их отец был не просто свидетелем происшествия, но и активным участником событий, отношения между братьями резко меняются. Младший теперь уже не хочет предавать огласке этот страшный факт. А старший говорит: «Наш мир и так полное дерьмо. Так давай хоть не делать его еще хуже!» Брат не согласен, выгоняет его обратно в Америку. Франтишек уезжает, но не успевает далеко отъехать от деревни. Его возвращают, и выясняется, что озлобленные односельчане распяли Юзека на дверях амбара.
Фильм основан на реальных событиях, которые действительно произошли во время войны. Только настоящее было еще более жестоким, чем показано в фильме. Авторы фильма в какой-то степени пожалели зрителя, ведь их интересовал сам факт и нравственная подоплека этого события. Они еще раз напомнили каждому из поляков и каждому из нас об ответственности за то, что мы делаем и что выбираем в жизни.
А в реальной жизни произошло вот что: летом 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, недалеко от Варшавы, подвергла полному уничтожению своих односельчан-евреев. Поляки вместе со своим мэром жестоко убили тысячу шестьсот своих соседей. Уничтожали чуть ли не голыми руками, всем, что было рядом: ножами, вилами, топорами, стреляли из ружей. И делали это всю ночь без пощады. Те, кому удалось убежать и спрятались в амбаре, были подожжены и сгорели заживо. Эту зверскую расправу списали на фашистов.
После войны убитым поставили памятник, как погибшим от рук нацистов. Много лет жители городка, которые их убивали, ходили мимо этого памятника, знали всю правду и молчали.
Но все тайное когда-нибудь становиться явным. И это неизбежно. Рано или поздно, но это происходит. И этот факт тоже стал известен всем и потряс весь мир.
Фильм потрясает своей правдивостью и нравственным посылом, обращенным к каждому из нас. Да, мы имеем право выбирать: совершать зло, молчать или говорить о нем, не обращать на него внимания или бороться с его проявлениями, чтобы не допускать его повторения. От нашего выбора зависит не только наша собственная судьба, но доля наших детей и внуков. Фильм заставляет об этом задуматься.
Автор: Ирина Власенко |
2
комментария
|
3 мая 2016, 7:00 876 просмотров |
Комментарии:
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан