Статьи » Магия, гадания, непознанное
С древних времен волосы считались средоточием жизненных сил человека. Являясь своеобразной «одежкой» для головы, защитой от непогоды, они были еще и знаком отличия, предметом восхищения и гордости.
Поначалу каждый был сам себе парикмахером. Когда же прическа стала мерилом достатка и сана, появилась необходимость в профессионалах. Ими стали бродячие стригали, брадобреи, цирюльники. Вооруженные нехитрым инструментом, они ходили по деревням и поселкам, приводя в порядок волосяной покров местных жителей. Простой люд за небольшую плату стригли и брили «под одну гребенку», над прическами же сановных людей и щеголей работали и поосновательней, и подольше. Цирюльники удовлетворяли запросы и вкусы людей всех сословий и разного достатка.
Скажем, духовной особе, которой негоже было «светить лысиной», они могли предложить накладные волосы на матерчатой подкладке. Такие искусственные волосы, которые позже стали называть «париками», были распространены у многих народов. Париками обычно пользовались люди со скудной растительностью на голове, а также актеры, заядлые модники, вельможи, представители «тайных» профессий… Кстати, от слова «парик» и произошло название ремесла, мастеров которого в старину называли «волосочесами», «причесниками» (в русском языке слово «парикмахер» известно только с первой половины XVIII в.).
Гладкие, высокие, взбитые, завитые - трудно перечислить все формы, которые приобретал волосяной покров после того, как над ним поработал мастер. В древности все, конечно, было проще. На серебряной вазе, изъятой из одного степного кургана, мы видим скифов с длинными, зачесанными назад волосами, спадающими на плечи или стриженными «в скобу»… Эта прическа позднее бытовала во времена формирования и расцвета Киевской Руси.
Распространенной у славян (особенно у украинцев) была прическа «под горшок» («под макитру»). Волосы расчесывали от макушки «шапкой» и подстригали кругом. Название прическа получила от горшка, который надевался на голову для упрощения процесса стрижки.
Девушки, в свою очередь, гордились косами. Девица без длинной, ниже пояса, косы не имела ни счастья, ни красоты. Коса считалась честью и гордостью сельской красавицы. Заплетание кос было связано с многочисленными обрядами. Когда девушке впервые заплетали косу, то говорили: «Девушка вверх (чтобы росла высокая), коса вниз (чтобы волосы были крепкими и длинными)». Во время укладки прически нельзя было волосы, которые «прилипали» к кончикам гребешка, выбрасывать во двор, так как птицы совьют из него себе гнездо, а у девушки гнездо сделается на голове… Бабушки советовали юным красавицам не «заплетаться» на людях, потому что тогда якобы не придут сваты…
Волосы заплетали, как правило, в одну или две косы (в некоторых западных регионах встречались прически и в три, и в четыре косы), кое-где в мелкие косы, как делает современная молодежь, подражая африканским племенам. Косы могли просто опускаться на спину, венкообразно укладываться на голове, закрепляться надо лбом и на затылке… Их часто украшали лентами, бантами, гребешками, пуговицами, вплетали в них цветы.
Волосы в народных представлениях символизировали богатство, изобилие и счастье. Во многих семьях, когда ребенок достигал годовалого возраста, ему впервые состригали волосы. Выстриженные волосы сберегались в семьях как реликвия, как магическое наследство, которое поможет в жизни.
Их и впрямь использовали в магических целях. Нередко пучки волос покойного, хранившиеся в семье, клались к нему в гроб, «чтобы на том свете дать отчет за каждый волос». Существовало поверье, что, если состричь бороду, то можно отнять у человека силу и здоровье, а при помощи определенных манипуляций волосами, даже сделать старика молодым или, наоборот, обратить молодого в старика…
Про мастера иногда говорят, что он не работает, а «колдует». По мнению простого люда, цирюльники и брадобреи были весьма искушены в колдовстве в прямом смысле, знали истинную причину многих болезней и способы их лечения. Цирюльников нередко называли также «кровопускателями», «рудометами», «зуборвачами». Дело в том, что они занимались не только стрижкой и бритьем, но и рвали зубы, «открывали жилы» в больных частях тела и выгоняли «дурную» кровь… Наблюдающие за этой процедурой балагуры нередко шутили: «Кровь пустить – гвоздь в гроб забить». Однако очередь к цирюльникам не становилась короче. Люди шли к волосочесам и брадобреям за красотой, здоровьем и добрым советом. А срезанные пучки волос уносили с собой – чтобы не оказались в чужих руках.
И в наши дни некоторые верят в то, что волосы могут быть объектом порчи и других магических ритуалов, и стараются их не выбрасывать. Современные парапсихологи говорят, что остриженные волосы лучше всего сжигать – тогда с вами точно не приключится из-за них никакой беды.
Волосяные ритуалы
Фото: Alexsandr Buts/Rusmediabank.ru
Как «волосочесы» превратились в парикмахеров
На планете, кажется, нет ни одного племени, ни одной народности, у которых бы с детства оставляли волосы свободно расти, не применяя к ним в той или иной мере бритья, стрижки, расчесывания, укладки, завивки, смазывания и натирания различными веществами.Поначалу каждый был сам себе парикмахером. Когда же прическа стала мерилом достатка и сана, появилась необходимость в профессионалах. Ими стали бродячие стригали, брадобреи, цирюльники. Вооруженные нехитрым инструментом, они ходили по деревням и поселкам, приводя в порядок волосяной покров местных жителей. Простой люд за небольшую плату стригли и брили «под одну гребенку», над прическами же сановных людей и щеголей работали и поосновательней, и подольше. Цирюльники удовлетворяли запросы и вкусы людей всех сословий и разного достатка.
Скажем, духовной особе, которой негоже было «светить лысиной», они могли предложить накладные волосы на матерчатой подкладке. Такие искусственные волосы, которые позже стали называть «париками», были распространены у многих народов. Париками обычно пользовались люди со скудной растительностью на голове, а также актеры, заядлые модники, вельможи, представители «тайных» профессий… Кстати, от слова «парик» и произошло название ремесла, мастеров которого в старину называли «волосочесами», «причесниками» (в русском языке слово «парикмахер» известно только с первой половины XVIII в.).
Коса, девичья краса…
Что ж, и впрямь, основным предназначением парикмахеров было не просто «брить лоб», а «чесать и убирать голову», то есть делать прическу. Как же стриглись и «убирались» наши предки, какие прически носили?Гладкие, высокие, взбитые, завитые - трудно перечислить все формы, которые приобретал волосяной покров после того, как над ним поработал мастер. В древности все, конечно, было проще. На серебряной вазе, изъятой из одного степного кургана, мы видим скифов с длинными, зачесанными назад волосами, спадающими на плечи или стриженными «в скобу»… Эта прическа позднее бытовала во времена формирования и расцвета Киевской Руси.
Распространенной у славян (особенно у украинцев) была прическа «под горшок» («под макитру»). Волосы расчесывали от макушки «шапкой» и подстригали кругом. Название прическа получила от горшка, который надевался на голову для упрощения процесса стрижки.
Девушки, в свою очередь, гордились косами. Девица без длинной, ниже пояса, косы не имела ни счастья, ни красоты. Коса считалась честью и гордостью сельской красавицы. Заплетание кос было связано с многочисленными обрядами. Когда девушке впервые заплетали косу, то говорили: «Девушка вверх (чтобы росла высокая), коса вниз (чтобы волосы были крепкими и длинными)». Во время укладки прически нельзя было волосы, которые «прилипали» к кончикам гребешка, выбрасывать во двор, так как птицы совьют из него себе гнездо, а у девушки гнездо сделается на голове… Бабушки советовали юным красавицам не «заплетаться» на людях, потому что тогда якобы не придут сваты…
Волосы заплетали, как правило, в одну или две косы (в некоторых западных регионах встречались прически и в три, и в четыре косы), кое-где в мелкие косы, как делает современная молодежь, подражая африканским племенам. Косы могли просто опускаться на спину, венкообразно укладываться на голове, закрепляться надо лбом и на затылке… Их часто украшали лентами, бантами, гребешками, пуговицами, вплетали в них цветы.
Волосяная магия
Волосы в народных представлениях символизировали богатство, изобилие и счастье. Во многих семьях, когда ребенок достигал годовалого возраста, ему впервые состригали волосы. Выстриженные волосы сберегались в семьях как реликвия, как магическое наследство, которое поможет в жизни.
Их и впрямь использовали в магических целях. Нередко пучки волос покойного, хранившиеся в семье, клались к нему в гроб, «чтобы на том свете дать отчет за каждый волос». Существовало поверье, что, если состричь бороду, то можно отнять у человека силу и здоровье, а при помощи определенных манипуляций волосами, даже сделать старика молодым или, наоборот, обратить молодого в старика…
Про мастера иногда говорят, что он не работает, а «колдует». По мнению простого люда, цирюльники и брадобреи были весьма искушены в колдовстве в прямом смысле, знали истинную причину многих болезней и способы их лечения. Цирюльников нередко называли также «кровопускателями», «рудометами», «зуборвачами». Дело в том, что они занимались не только стрижкой и бритьем, но и рвали зубы, «открывали жилы» в больных частях тела и выгоняли «дурную» кровь… Наблюдающие за этой процедурой балагуры нередко шутили: «Кровь пустить – гвоздь в гроб забить». Однако очередь к цирюльникам не становилась короче. Люди шли к волосочесам и брадобреям за красотой, здоровьем и добрым советом. А срезанные пучки волос уносили с собой – чтобы не оказались в чужих руках.
И в наши дни некоторые верят в то, что волосы могут быть объектом порчи и других магических ритуалов, и стараются их не выбрасывать. Современные парапсихологи говорят, что остриженные волосы лучше всего сжигать – тогда с вами точно не приключится из-за них никакой беды.
Автор: Юрий Супруненко |
2
комментария
|
1 апреля 2016, 7:00 2500 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан