Статьи » Магия, гадания, непознанное
Есть в северных краях предания о том, что когда-то обитал здесь необычный народец – «чудь белоглазая». Жили будто бы богато, много сокровищ имели… Но потом по неведомым причинам ушли под землю. Правда, бытует поверье, что когда вернется счастливое время, придут люди из Беловодья, а из земли вернется чудь со своими сокровищами и люди получат «большую науку».
Посторонним старались не рассказывать об этих странных жилищах; большой грех был показать к ним тропку. Ведь, согласно преданиям, северные карлики-чародеи, бывало, возвращались в свои избушки, покинутые много лет назад. А встретив там человека, могли ему сделать недоброе.
До сих пор в отдаленных лесах Карелии, а также Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей люди тайком посещают эти загадочные черные печища. Но даже отшельники-робинзоны не рискуют оставаться в них на ночлег. Крохотные полусгнившие бревенчатые избушки мало располагают для постоя. Лучше разбить палатку невдалеке.
Поверхностный осмотр показывает, что этим нежилым строениям уже, пожалуй, больше двух веков. Но и следы «северных карликов» нигде не обнаруживаются. По размерам домики напоминают сказочные избушки на детских игровых площадках. Взрослому человеку не разогнуться в них в полный рост.
В горных местностях до недавнего времени люди, веря в существование карликов, выставляли в особых местах для них горшочки с едой…
Сказания о чуди распространены повсеместно в Беломорье, Приладожье и даже в Приуралье. Там вам могут указать места, где расположены крепости, городища, захоронения загадочного народца. Хотя иногда чудью называют финские племена, жившие в этих местах до прихода русских, однако тщательные исследования давно установили, что чудь – это общее понятие для всех инородческих аборигенов различного этнического происхождения. В одних преданиях чудь олицетворяет племена сильные и богатырские, в других – слабые и мало приспособленные к жизни. В рассказах местных русских жителей Карелии о силе и могуществе древних обитателей Севера угадываются отголоски древнейших чудско-финских верований и преданий.
Г. Куликовский в «Словаре областного Онежского наречия» пишет о «действительной чуди» и «чуди загадочной». В соответствии с легендами, последние пришли откуда-то с севера. Но когда началась русская колонизация, «чудь в землю ушла, под землей пропала». А происходило это, по рассказам очевидцев, следующим образом. Выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над углублением крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы со всем своим имуществом и ценными вещами и, подрубив подставки, погибали.
Но никаких сокровищ или материальных свидетельств в раскопанных ямах не обнаруживалось. Возможно, навес просто защищал укрывшихся людей от непогоды и делал невидимым вход в сооружаемое подземелье. А завалив крышу, чудь уходила в подземные лабиринты со всеми своими сокровищами.
Между тем, в Карелии имеются курганы, которые связывают с чудью. Вблизи них нередко наблюдаются загадочные явления. В ночи они порой светятся синим пламенем, из-под земли доносится странный гул, вопли и завывания…
В некоторых сказаниях говорится о том, что чудь ушла под землю через ходы в песчаном грунте, когда стало распространяться христианство: «они убоялись и убежали в непроходимые леса». В любом случае, так в фольклоре отразилась борьба православия с язычеством.
А отчего, интересно, чудь звалась «белоглазой»? Может, у представителей этого народца были слишком большие белки глаз; или у них не было зрачков; или в подземном мире без солнечного света исчезает разноцветье и все обретает белесый оттенок?
Правда, одна из поморских легенд повествует о чуди как о «народе краснокожем», перебравшемся «за Дышащее море», где и живет до сих пор, оставаясь невидимым.
Маленькие человечки якобы живут не только под землей, но и в скалах. Людей они избегают, стараясь при приближении человека «уходить в камень» или превращаться в зверя. Хотя иногда могут прийти на помощь, дав человеку мудрый совет или совершив некое волшебство… Так, в русских народных сказках старичок-лесовичок дает Ивану-царевичу волшебный клубок, помогающий отыскать дорогу к похищенной Кощеем Бессмертным красавице, дарит ему шапку-невидимку и тут же исчезает под землей…
В некоторых источниках таинственную северную страну Гиперборею населяли мифические карлики-пигмеи. Около восьми тысячелетий назад гиперборейцы «ушли в землю» Арктиды. Может, это и была «чудь белоглазая»?
Оставить свой комментарий
Чудь белоглазая...
Фото: http://bogislavyan.ru
Обитатели «печищ»
В документах середины XVII века, связанных с Заонежьем, сообщается: «Сыскались, государь, на речке на Анданге, на суземе, на черном лесу чудские печища, и лесом, государь, те чудские печища поросли большим, обойма дерево по полутора, и по два, и больше». В то время печищем называли однодворную деревню, где проживала большая семья; впоследствии так стали называть любую деревню в Заонежье и Архангельской губернии. Однако заброшенные в северных дремучих лесах старинные избушки, якобы принадлежавшие «чуди белоглазой», называли черными печищами.Посторонним старались не рассказывать об этих странных жилищах; большой грех был показать к ним тропку. Ведь, согласно преданиям, северные карлики-чародеи, бывало, возвращались в свои избушки, покинутые много лет назад. А встретив там человека, могли ему сделать недоброе.
До сих пор в отдаленных лесах Карелии, а также Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей люди тайком посещают эти загадочные черные печища. Но даже отшельники-робинзоны не рискуют оставаться в них на ночлег. Крохотные полусгнившие бревенчатые избушки мало располагают для постоя. Лучше разбить палатку невдалеке.
Поверхностный осмотр показывает, что этим нежилым строениям уже, пожалуй, больше двух веков. Но и следы «северных карликов» нигде не обнаруживаются. По размерам домики напоминают сказочные избушки на детских игровых площадках. Взрослому человеку не разогнуться в них в полный рост.
В горных местностях до недавнего времени люди, веря в существование карликов, выставляли в особых местах для них горшочки с едой…
Чудь «действительная» и «загадочная»
Сказания о чуди распространены повсеместно в Беломорье, Приладожье и даже в Приуралье. Там вам могут указать места, где расположены крепости, городища, захоронения загадочного народца. Хотя иногда чудью называют финские племена, жившие в этих местах до прихода русских, однако тщательные исследования давно установили, что чудь – это общее понятие для всех инородческих аборигенов различного этнического происхождения. В одних преданиях чудь олицетворяет племена сильные и богатырские, в других – слабые и мало приспособленные к жизни. В рассказах местных русских жителей Карелии о силе и могуществе древних обитателей Севера угадываются отголоски древнейших чудско-финских верований и преданий.
Г. Куликовский в «Словаре областного Онежского наречия» пишет о «действительной чуди» и «чуди загадочной». В соответствии с легендами, последние пришли откуда-то с севера. Но когда началась русская колонизация, «чудь в землю ушла, под землей пропала». А происходило это, по рассказам очевидцев, следующим образом. Выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над углублением крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы со всем своим имуществом и ценными вещами и, подрубив подставки, погибали.
Но никаких сокровищ или материальных свидетельств в раскопанных ямах не обнаруживалось. Возможно, навес просто защищал укрывшихся людей от непогоды и делал невидимым вход в сооружаемое подземелье. А завалив крышу, чудь уходила в подземные лабиринты со всеми своими сокровищами.
Между тем, в Карелии имеются курганы, которые связывают с чудью. Вблизи них нередко наблюдаются загадочные явления. В ночи они порой светятся синим пламенем, из-под земли доносится странный гул, вопли и завывания…
В некоторых сказаниях говорится о том, что чудь ушла под землю через ходы в песчаном грунте, когда стало распространяться христианство: «они убоялись и убежали в непроходимые леса». В любом случае, так в фольклоре отразилась борьба православия с язычеством.
А отчего, интересно, чудь звалась «белоглазой»? Может, у представителей этого народца были слишком большие белки глаз; или у них не было зрачков; или в подземном мире без солнечного света исчезает разноцветье и все обретает белесый оттенок?
Правда, одна из поморских легенд повествует о чуди как о «народе краснокожем», перебравшемся «за Дышащее море», где и живет до сих пор, оставаясь невидимым.
Маленькие человечки якобы живут не только под землей, но и в скалах. Людей они избегают, стараясь при приближении человека «уходить в камень» или превращаться в зверя. Хотя иногда могут прийти на помощь, дав человеку мудрый совет или совершив некое волшебство… Так, в русских народных сказках старичок-лесовичок дает Ивану-царевичу волшебный клубок, помогающий отыскать дорогу к похищенной Кощеем Бессмертным красавице, дарит ему шапку-невидимку и тут же исчезает под землей…
«Паны» и «гиперборейцы»
Корни преданий о карельской чуди восходят к той эпохе, когда первые поселившиеся здесь славянские племена встретили людей иной веры. Именно дославянское население этого региона обычно подразумевают под чудью русские фольклорные источники. А вот в вепсско-карельской и мерянской культурах бытует другое название – «паны». И «чудь», и «паны» - это обозначение древних аборигенов, инородцев. Вероятно, воспоминания о чуди смешались с историческими преданиями о польских «панах» Смутного времени; нередко их образы совпадают и олицетворяют недобрых людишек и даже разбойников. По легендам, «паны» ушли под землю вместе с чудью…В некоторых источниках таинственную северную страну Гиперборею населяли мифические карлики-пигмеи. Около восьми тысячелетий назад гиперборейцы «ушли в землю» Арктиды. Может, это и была «чудь белоглазая»?
Тэги:
чудь белоглазая, история, мистика, боги, славянские верования, языческие верования, язычество, север
Автор: Юрий Супруненко
|
1
комментарий
|
11 марта 2016, 7:00 4343 просмотра |
Комментарии:
«История эльфов на Руси. Часть 2
Продолжая свой рассказ, теперь снова вернемся на Русь. На Руси издревле известен легендарный народ чудь белоглазая. Некоторые филологи выводят происхождение слова чудо от этого народа, так как он владел паранормальными способностями. Также от этнонима чуди могут происходить слов чур и чучело. В новгородских источника чудь описывается как народ, который преимущественно обитал в лесах, был красивым и владел магией. Места обитания этого народа были недоступны для простого смертного, а пытавшиеся найти эти места пропадали без вести. Сказано, что чуди могли вызывать некие огненные шары. Сегодня мы назвали бы это явление шаровыми молниями. Это один из весомых признаков, которые роднит чудь с описаниями эльфов в исландских источниках. Приставку белоглазая легенды объясняют тем, что ночью глаза этого народа светились беловатым светом. Андрей Глаголев считал, что слово чудь берет свое происхождение от общего индоевропейского sídhe. Глаголев пишет, что в новгородских источниках один и тот же народа называется и чудью, и елями. Это слово сохранилось в санскрите и современном хинди, где обозначает паранормальные способности, достигаемые йогином на пути к самосовершенству. Оно также сохранилось в кельтских языках. Например, в ирландском в разных транскрипциях это слово произносится как ши или сид и обозначает магический народ — фейри, то есть эльфов. До 19 века слово магия в ирландском языке часто обозначалось sídh, как и славянских языках. Дмитрий Дементьев, ссылаясь на Петра Ефименко, считает, что на роль озера Куи, описанного у Толкина, может претендовать Чудское озеро. По легендам местных старожилов, в этой регионе вообще появилась разумная жизнь. Сам Петр Ефименко считал, что Чудских озера было два — Малое и Большое Чудские озера. Большим называлось Онежское озеро. На одной из карт 17 века Онежское озеро подписано и как Онежское, и как Большое Чудское озеро. Еще в 19 веке были распространены истории о странных чудских захоронениях в районе Холмогор Архангельской области. В 60-х годах 20-го века в этом месте были проведены раскопки, которые обнаружили скелеты. Кости этих скелетов как будто были оплавлены. Было установлено, что даже современной кремацией такого оплавления костного материала достичь невозможно. Позднее выяснилось, что картина здесь похожа на так называемые случаи самовозгорания людей и случаи реализации радужного тела. Интересно, что по местным легендам в этом месте жила семья чуди, у которой одну из девушек звали Куи. Кроме того, тогда же в Архангельской и Вологодской областях были обследовано около двадцати человек, которые относили себя к потомкам чуди. Большинство из них имели четвертую группу крови, отрицательный резус-фактор и склонности к экстрасенсорному восприятия — они успешно прошли тесты по лозоходству. Если считать, что часть чуди ассимилировалась с местным населением, то сегодня в России по некоторым подсчетам может иметься около 3000 людей, которые сохранили генетический потенциал чуди.» |
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан