Статьи » Туризм и путешествия
Остров Валаам на севере Ладоги знаменит, прежде всего, тем, что на нем расположен Преображенский монастырь, основанный в XIV в.
История основания обители действительно уходит в глубокую древность. Для уединения и молитв сюда тянулись пустынники и иноки. Летописец Нестор даже упоминает о путешествии по Днепру и Волхову апостола Андрея Первозванного, который, достигши пустынной обители, благословил ее каменным крестом.
Пустынножитель Сергий, которого позже стали именовать Валаамским, был одним из учеников апостола и просветителем язычников, а среди них – некоего Мунга, получившего при крещении имя Герман и ставшего впоследствии преемником св. Сергия.
Но существует и иная версия. Будто бы еще до принятия христианства на Руси на Валааме уже существовал монастырь, настоятелем которого был игумен Феоктист; здесь крестили язычников, которые и отправлялись на юг сокрушать языческих идолов…
Расцвет этой «честной и великой лавры» пришелся на XV столетие; тогда здесь обитало около 600 монахов. А обитель была одним из крупнейшим центров книгописания на Руси, и с Валаамом были связаны имена многих подвижников христовой веры.
Но уже век спустя наступило запустение. И это было связано не только с нападением шведов и убийством нескольких десятков монахов. Дело довершила моровая язва.
Благодаря победам Петра I в Северной войне шведы были изгнаны с Ладоги. Возобновилась и деятельность Валаамского монастыря. В 1719 г. был освящен Спасо-Преображенский собор, возведена Успенская церковь.
Уже в XVIII в. началось каменное строительство. Сам монастырь по главному собору получил название Спасо-Преображенского. С тех пор Валаам стал центром православной культуры края. В нем жил основатель Соловецкого монастыря инок Саватий. Именно при нем в древней обители появилось множество каменных зданий.
К самым известным и почитаемым святителям Валаамской обители принадлежит Александр Свирский, пришедший на остров Валаам в 1474 г. В память о нем, его подвижничестве один из островов Валаамского архипелага в XIX в. был назван Святым. На нем была выстроена нарядная деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского. Взметнувшийся со дна Ладоги отвесной скалой – таким этот клочок суши выглядит на известной картине Н.К. Рериха «Святой остров» - он кажется суровым, одиноким и необжитым…
Последней постройкой обители стала каменная церковь Смоленского скита, сооруженная на средства великого князя Николая Николаевича в 1914 г., во время Первой мировой войны. Здесь поминали всех погибших в боях воинов.
После того как в 1843 г. с Валаамом было открыто регулярное пароходное сообщение, толпы паломников устремились на остров; для них была выстроена гостиница. Здесь работали кожевенный и смоляной заводы, ферма, обрабатывались огорода и сады – одних яблок вызревало до 60 сортов…
После 1917 г. Валаам временно отошел к Финляндии; остров стал пограничным, и в нем разместилась финская воинская часть. В оставшихся кельях продолжала теплиться жизнь, правда, служба велась уже на финском языке. Понятно, что большинство монахов ушли в иные края, а многие скиты опустели. Завершение советско-финской войны внесло свои коррективы в монашескую жизнь: часть братии была эвакуирована в глубь Финляндии, в поселок Хейнявеси, где был основан Ново-Валаамский монастырь. Примечательно, что в 1984 г. в возрасте 107 лет здесь скончался последний приехавший с Валаама монах…
Потери в советско-финской войне были немалые, бомбардировки уничтожили часть зданий. Но Божий промысел уберег главный собор монастыря и его огромное, в 30 тыс. томов, книгохранилище. Однако в послевоенные времена агрессивного атеизма, как сказал один бывший игумен монастыря, за его многовековую историю впервые настали дни «самоопустошения и самоистребления». О какой духовности можно было говорить, если старинными книгами топили печи…
В опустевших монастырских постройках сначала разместились школа юнг, овощехранилище, клуб, затем дом инвалидов… С 1989 г. начала постепенно возобновляться монашеская жизнь. Через несколько лет президент Борис Ельцин с подачи патриарха Алексия предоставил Валааму особый статус.
Валаамские круизы вдохнули в остров новую жизнь. В Воскресенском скиту была открыта туристическая база, куда потянулись художники, ученые, прочий творческий люд… Дом инвалидов переехал на материк, для коренных жителей открыли школу. Началось и возрождение монастыря…
Валаам – «Высокая земля»
Фото: http://valaam.ru
Версии названия
Местные монахи объясняли название острова так: якобы слово «Валамо» созвучно с именем языческого божества – Ваала или Велеса. Возникновение здесь обители они относили аж ко времени крещения Киевской Руси. Экскурсоводы же обычно утверждают, что название острова происходит от карельского «вуалу» (вал, насыпь) и «моа» (земля), т.е. Валаам – «Высокая земля». Еще один вариант - «Земля света», от финского «вало» - свет и «маа» - земля. Есть еще вариант происхождения от слова «валимо», означавшего место, где выплавляется железо. А вот специалисты куда более вероятным считают происхождение от саамского существительного «вуульм» – «скальная плита на воде».История основания обители действительно уходит в глубокую древность. Для уединения и молитв сюда тянулись пустынники и иноки. Летописец Нестор даже упоминает о путешествии по Днепру и Волхову апостола Андрея Первозванного, который, достигши пустынной обители, благословил ее каменным крестом.
Пустынножитель Сергий, которого позже стали именовать Валаамским, был одним из учеников апостола и просветителем язычников, а среди них – некоего Мунга, получившего при крещении имя Герман и ставшего впоследствии преемником св. Сергия.
Но существует и иная версия. Будто бы еще до принятия христианства на Руси на Валааме уже существовал монастырь, настоятелем которого был игумен Феоктист; здесь крестили язычников, которые и отправлялись на юг сокрушать языческих идолов…
История строительства
Достоверная история Валаамского монастыря начинается все же только с XIV столетия. Арсений, автор «Летописи церковных событий», даже называет 1329 год как действительную дату основания обители. В последнее время, благодаря открытию ранее неизвестного литературного памятника «Сказание о Валаамском монастыре», датируемого примерно концом 1550-х гг., удалось уточнить время основания: 1407-1415 гг.Расцвет этой «честной и великой лавры» пришелся на XV столетие; тогда здесь обитало около 600 монахов. А обитель была одним из крупнейшим центров книгописания на Руси, и с Валаамом были связаны имена многих подвижников христовой веры.
Но уже век спустя наступило запустение. И это было связано не только с нападением шведов и убийством нескольких десятков монахов. Дело довершила моровая язва.
Благодаря победам Петра I в Северной войне шведы были изгнаны с Ладоги. Возобновилась и деятельность Валаамского монастыря. В 1719 г. был освящен Спасо-Преображенский собор, возведена Успенская церковь.
Уже в XVIII в. началось каменное строительство. Сам монастырь по главному собору получил название Спасо-Преображенского. С тех пор Валаам стал центром православной культуры края. В нем жил основатель Соловецкого монастыря инок Саватий. Именно при нем в древней обители появилось множество каменных зданий.
К самым известным и почитаемым святителям Валаамской обители принадлежит Александр Свирский, пришедший на остров Валаам в 1474 г. В память о нем, его подвижничестве один из островов Валаамского архипелага в XIX в. был назван Святым. На нем была выстроена нарядная деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского. Взметнувшийся со дна Ладоги отвесной скалой – таким этот клочок суши выглядит на известной картине Н.К. Рериха «Святой остров» - он кажется суровым, одиноким и необжитым…
Последней постройкой обители стала каменная церковь Смоленского скита, сооруженная на средства великого князя Николая Николаевича в 1914 г., во время Первой мировой войны. Здесь поминали всех погибших в боях воинов.
Упадок и возрождение
После того как в 1843 г. с Валаамом было открыто регулярное пароходное сообщение, толпы паломников устремились на остров; для них была выстроена гостиница. Здесь работали кожевенный и смоляной заводы, ферма, обрабатывались огорода и сады – одних яблок вызревало до 60 сортов…
После 1917 г. Валаам временно отошел к Финляндии; остров стал пограничным, и в нем разместилась финская воинская часть. В оставшихся кельях продолжала теплиться жизнь, правда, служба велась уже на финском языке. Понятно, что большинство монахов ушли в иные края, а многие скиты опустели. Завершение советско-финской войны внесло свои коррективы в монашескую жизнь: часть братии была эвакуирована в глубь Финляндии, в поселок Хейнявеси, где был основан Ново-Валаамский монастырь. Примечательно, что в 1984 г. в возрасте 107 лет здесь скончался последний приехавший с Валаама монах…
Потери в советско-финской войне были немалые, бомбардировки уничтожили часть зданий. Но Божий промысел уберег главный собор монастыря и его огромное, в 30 тыс. томов, книгохранилище. Однако в послевоенные времена агрессивного атеизма, как сказал один бывший игумен монастыря, за его многовековую историю впервые настали дни «самоопустошения и самоистребления». О какой духовности можно было говорить, если старинными книгами топили печи…
В опустевших монастырских постройках сначала разместились школа юнг, овощехранилище, клуб, затем дом инвалидов… С 1989 г. начала постепенно возобновляться монашеская жизнь. Через несколько лет президент Борис Ельцин с подачи патриарха Алексия предоставил Валааму особый статус.
Валаамские круизы вдохнули в остров новую жизнь. В Воскресенском скиту была открыта туристическая база, куда потянулись художники, ученые, прочий творческий люд… Дом инвалидов переехал на материк, для коренных жителей открыли школу. Началось и возрождение монастыря…
Автор: Юрий Супруненко |
2
комментария
|
19 февраля 2016, 7:02 1069 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан