Статьи » Магия, гадания, непознанное
Такие зеркала умели делать только в Китае. Они обладали странным свойством прозрачности, вследствие чего их стали считать магическими и волшебными. О них слагали легенды…
Зеркала императоров
Одна из таких легенд гласит, что погожим солнечным днем жена императора гуляла по саду и любовалась своим отражением в бронзовом зеркале. Луч солнца отразился от зеркала, и на белоснежной стене дворца появилось изображение дракона. Точно такого, какой был нарисован на обратной стороне зеркала… Так родилась пословица: «На солнце правда всегда проступает наружу».
Когда в Китае научились делать прозрачные зеркала — доподлинно неизвестно, но самое старое из найденных датируется 500 годом. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее такое зеркало нашли в усыпальнице императора из династии Тан, умершего примерно в 950 году нашей эры.
И только через 500 лет, в эпоху правления династии Мин, волшебные зеркала перестали быть редкостью. Зеркала именно этой эпохи сейчас можно увидеть в крупнейших музеях мира, прежде всего, в самом Китае. Но секрет их изготовления был утерян в VIII веке.
Секрет технологии
Известно, что древние зеркала отливали из светлой бронзы, до блеска отполировывали и покрывали ртутной амальгамой. Оптические чудеса начинали происходить, когда на них падали лучи солнца. Оказывается, «волшебное» зеркало имело «второе дно». Под воздействием солнечных лучей бронза становилась как бы прозрачной, на стене того помещения, где находилось зеркало, проявлялся рисунок, расположенный с обратной стороны.
Но почему это происходило? Первые попытки приоткрыть завесу тайны предпринял в XI веке китайский ученый Шэнь Хуа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывала быстрее, чем толстая, и это приводило к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности.
Шэнь Хуа писал в 1086 году в книге «Раздумья об озере снов»: «Есть зеркала, пропускающие свет, на задней стороне которых нанесено около двадцати старинных иероглифов, не поддающихся расшифровке. Эти иероглифы проступают на лицевой стороне и отражаются на стене комнаты, где находится зеркало. Все зеркала схожи между собой, все очень древние, все пропускают свет».
Тайна графа Калиостро
Говорят, что западному миру впервые поведал о существовании китайских зеркал в XVIII веке знаменитый граф Калиостро. Великий маг и авантюрист будто бы знал их тайну, но не спешил делиться ею с людьми. После смерти Калиостро в одной из парижских церквей, где хранились реквизированные у покойного инквизицией зеркала, паства и священнослужители сильно перепугались: по стенам будто бы запрыгали черти… Безобидные лучи солнца попали на поверхность зеркал, сделав металл «прозрачным» и проявив таким образом рисунки.
Видимо, китайские мастера тончайшим образом выгравировали рисунки на поверхности металла так, что те были невидимы невооруженному глазу. А солнечные лучи спроецировали рисунки на стены.
В поисках разгадки
В XIX веке западные ученые считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер наносил на тыльную часть зеркала рельефный рисунок. Затем шлифовал лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Они-то и формировали рисунок внутри солнечного зайчика.
Объяснение звучало весьма авторитетно, если бы не одно «но». Ни в Европе, ни в Америке никто так и не смог сделать ни одного зеркала по этому рецепту. Каково же было удивление мирового сообщества, когда в середине прошлого века японцы привезли в Европу целую партию волшебных зеркал. Где они их раздобыли — неизвестно. Может быть, украли секрет у китайских мастеров или научились делать их сами. Как бы то ни было, но в 1877 г. в Лондоне была организована целая выставка волшебных зеркал из Японии!
Между тем, в одном буддийском храме хранится зеркало, на тыльной стороне которого изображена луна над морем, а отраженный луч света проявляет совсем другое изображение на стене — фигуру Будды, сидящего на цветке лотоса.
В 1961 году премьер-министр Китая Джоу Эньлай, посетив Шанхайский музей, заинтересовался волшебными зеркалами и приказал восстановить их производство. Несколько университетов и технических институтов два года бились над решением этой задачи, но, увы, у них ничего не получалось… И только на третий год миру были явлены зеркала новейшего производства, которые ни в чем не уступали древним. Изображения, отражаемые ими, то соответствовали, то не соответствовали рельефу на тыльной стороне зеркала. Стало быть, старинную технологию удалось возродить. Но, как и прежде, секрет изготовления держался в строжайшей тайне.
Несколько лет назад русские и американские ученые разрезали одно из «волшебных» зеркал, чтобы проверить, существуют ли неоднородности металла в местах, которые проецируют изображение. В ход пошли новейшие микроскопы, жидкие кристаллы, современные технологии, но структурных неоднородностей обнаружить не удалось. В конце концов в одном научном журнале появилась статья, в которой говорилось: «В истории оптики едва ли можно отыскать столь захватывающую тайну, которая может сравняться с загадкой волшебных зеркал Востока, хотя над объяснением их удивительных свойств человечество бьется почти четыре тысячелетия».
Волшебные зеркала Китая
Фото: Sergejs Rahunoks/Rusmediabank.ru
Зеркала императоров
Одна из таких легенд гласит, что погожим солнечным днем жена императора гуляла по саду и любовалась своим отражением в бронзовом зеркале. Луч солнца отразился от зеркала, и на белоснежной стене дворца появилось изображение дракона. Точно такого, какой был нарисован на обратной стороне зеркала… Так родилась пословица: «На солнце правда всегда проступает наружу».
Когда в Китае научились делать прозрачные зеркала — доподлинно неизвестно, но самое старое из найденных датируется 500 годом. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее такое зеркало нашли в усыпальнице императора из династии Тан, умершего примерно в 950 году нашей эры.
И только через 500 лет, в эпоху правления династии Мин, волшебные зеркала перестали быть редкостью. Зеркала именно этой эпохи сейчас можно увидеть в крупнейших музеях мира, прежде всего, в самом Китае. Но секрет их изготовления был утерян в VIII веке.
Секрет технологии
Известно, что древние зеркала отливали из светлой бронзы, до блеска отполировывали и покрывали ртутной амальгамой. Оптические чудеса начинали происходить, когда на них падали лучи солнца. Оказывается, «волшебное» зеркало имело «второе дно». Под воздействием солнечных лучей бронза становилась как бы прозрачной, на стене того помещения, где находилось зеркало, проявлялся рисунок, расположенный с обратной стороны.
Но почему это происходило? Первые попытки приоткрыть завесу тайны предпринял в XI веке китайский ученый Шэнь Хуа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывала быстрее, чем толстая, и это приводило к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности.
Шэнь Хуа писал в 1086 году в книге «Раздумья об озере снов»: «Есть зеркала, пропускающие свет, на задней стороне которых нанесено около двадцати старинных иероглифов, не поддающихся расшифровке. Эти иероглифы проступают на лицевой стороне и отражаются на стене комнаты, где находится зеркало. Все зеркала схожи между собой, все очень древние, все пропускают свет».
Тайна графа Калиостро
Говорят, что западному миру впервые поведал о существовании китайских зеркал в XVIII веке знаменитый граф Калиостро. Великий маг и авантюрист будто бы знал их тайну, но не спешил делиться ею с людьми. После смерти Калиостро в одной из парижских церквей, где хранились реквизированные у покойного инквизицией зеркала, паства и священнослужители сильно перепугались: по стенам будто бы запрыгали черти… Безобидные лучи солнца попали на поверхность зеркал, сделав металл «прозрачным» и проявив таким образом рисунки.
Видимо, китайские мастера тончайшим образом выгравировали рисунки на поверхности металла так, что те были невидимы невооруженному глазу. А солнечные лучи спроецировали рисунки на стены.
В поисках разгадки
В XIX веке западные ученые считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер наносил на тыльную часть зеркала рельефный рисунок. Затем шлифовал лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Они-то и формировали рисунок внутри солнечного зайчика.
Объяснение звучало весьма авторитетно, если бы не одно «но». Ни в Европе, ни в Америке никто так и не смог сделать ни одного зеркала по этому рецепту. Каково же было удивление мирового сообщества, когда в середине прошлого века японцы привезли в Европу целую партию волшебных зеркал. Где они их раздобыли — неизвестно. Может быть, украли секрет у китайских мастеров или научились делать их сами. Как бы то ни было, но в 1877 г. в Лондоне была организована целая выставка волшебных зеркал из Японии!
Между тем, в одном буддийском храме хранится зеркало, на тыльной стороне которого изображена луна над морем, а отраженный луч света проявляет совсем другое изображение на стене — фигуру Будды, сидящего на цветке лотоса.
В 1961 году премьер-министр Китая Джоу Эньлай, посетив Шанхайский музей, заинтересовался волшебными зеркалами и приказал восстановить их производство. Несколько университетов и технических институтов два года бились над решением этой задачи, но, увы, у них ничего не получалось… И только на третий год миру были явлены зеркала новейшего производства, которые ни в чем не уступали древним. Изображения, отражаемые ими, то соответствовали, то не соответствовали рельефу на тыльной стороне зеркала. Стало быть, старинную технологию удалось возродить. Но, как и прежде, секрет изготовления держался в строжайшей тайне.
Несколько лет назад русские и американские ученые разрезали одно из «волшебных» зеркал, чтобы проверить, существуют ли неоднородности металла в местах, которые проецируют изображение. В ход пошли новейшие микроскопы, жидкие кристаллы, современные технологии, но структурных неоднородностей обнаружить не удалось. В конце концов в одном научном журнале появилась статья, в которой говорилось: «В истории оптики едва ли можно отыскать столь захватывающую тайну, которая может сравняться с загадкой волшебных зеркал Востока, хотя над объяснением их удивительных свойств человечество бьется почти четыре тысячелетия».
Автор: Юрий Супруненко |
1
комментарий
|
23 мая 2015, 7:01 2878 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан