Статьи » Магия, гадания, непознанное
Наверное, многие слышали о так называемой «Велесовой книге», в которой рассказывается об истории, традициях и ритуалах древних славян.
Исследователи пытаются разобраться - является ли этот текст литературным и историческим памятником, или же это мистификация, созданная во времена не столь отдаленные?
Загадочные дощечки
Рукопись была впервые опубликована в 50-х гг. прошлого столетия в Сан-Франциско русскими эмигрантами Ю.П.Миролюбовым и А.А.Куренковым. Как утверждал писатель и фольклорист-любитель Миролюбов, оригинал текста был написан на случайно попавших к нему в руки деревянных дощечках IX в. Однако предъявить их «переписчик» не мог: они якобы были утеряны в годы войны…
Опубликованный текст, будто бы созданный в Новгороде, был посвящен древней славянской истории примерно с VII по IX век нашей эры. Там рассказывалось о потомках Даждьбога – русах, об их быте, обычаях и магических традициях. Название «Велесова книга» было дано по первому слову («ВЛЕСКНИГО»), предположительно связанному со славянским божеством Велесом.
Но как же книга могла попасть на Запад? Миролюбов поведал следующее: в 1919 г., во время отступления из России, художник и полковник белой армии Ф.А.Изенбек нашел в брошенной хозяевами усадьбе князей Задонских, на полу разграбленной большевиками библиотеки, несколько деревянных дощечек, испещренных непонятными символами.
В 1925 г. Изенбек переехал в Брюссель, где встретился с Миролюбовым. Он не позволял выносить таблички из своего дома, но разрешал работать с ними. Так Миролюбову якобы удалось переписать большую часть текстов и сфотографировать некоторые из них. Однако в августе 1941 г. Изенбек скончался, и таблички бесследно исчезли.
Славист А.И.Асов в своей работе «Тайны книги Велеса» выдвигает версию о том, что оригиналы рукописи были похищены М.Шефтелем, также русским эмигрантом, сотрудником Брюссельского университета, в годы немецкой оккупации возглавлявшим отдел Аненербе (как известно, эта структура занималась изучением различных оккультных и смежных с ними явлений). После войны Шефтель, устроившийся на службу в Корнельский университет в США, вроде бы продал дощечки американским мормонам. Однако с 1941 г. их никто больше не видел…
Миф, сплетенный с реальностью
В книге излагается история восточных славян (в частности, русичей), начиная от мифологических праотцов до варяга Эрека (возможно, речь идет о Рюрике). Начинается повествование с некоего Богумира из Семиречья, жившего в VII в. до н.э. и имевшего двоих сыновей и трех дочерей. Его дети стали родоначальниками древлян, кривичей, полян, северян и русов.
Некоторые сюжеты перекликаются с известными источниками XVI-XVIII вв. («Сказание о Славене и Русе», «Слово о полку Игореве» и др.), например, о реке Каяле, о божествах Карна и Жля… Но в то же время мифология «Велесовой книги» по-своему уникальна. Так, в ней упоминается о птице-молнии «Матери Славе» (также именуемой «Матерь Сва»), проповедуется учение о Яви, Прави и Нави, которое вообще-то не свойственно славянской традиции…
Гениальная подделка?
Между тем, большинство профессиональных историков считают «Велесову книгу» не более чем ловкой подделкой, авторство коей приписывают некоему Александру Ивановичу Сулакадзеву, увлекавшемуся исследованиями древнерусской культуры.
Сулакадзев утверждал, что ему в ходе изысканий удалось обнаружить множество редчайших древних рукописей. Вскоре некоторые из них были изданы. Это, в частности, «Боянова песнь Словену», а также «Перуна и Велеса вещания в Киевских капищах жрецам Мовеславу, Древославу и прочим». Любители старины ждали новых сенсаций…
По словам Сулакадзева, в его библиотеке находилось почти 2 тыс. старинных книг, из них 290 рукописных свитков. Однако у тогдашних экспертов возникли сомнения в подлинности этих источников, так как их владелец не мог внятно ответить на вопрос, где он взял эти рукописи. Как-то его застали в дальней комнате дома за подделкой старинного документа. Он подчищал старый пергамент, на столе при этом стояли «ржавые» чернила, при помощи которых Сулакадзев явно собирался имитировать фальшивый «древний источник». К тому же несколько слуг, исполнявших обязанности переписчиков, проговорились, что помогали хозяину фальсифицировать древние пергаменты и «берестяные грамоты».
Нашлись и другие свидетельства подделки – например, ошибки в датах. Однако делу не дали широкий ход, так как, во-первых, Сулакадзев вовсе не наживался на продаже якобы древних свитков, во-вторых, в них содержалась масса действительно ценных сведений по славянской истории.
В 1820-х гг. все «древние» работы Сулакадзева были окончательно объявлены курьезами. Сам автор скончался в 1830 г. После смерти Александра Ивановича вдова распродала коллекцию поддельных рукописей мужа по бросовым ценам. А в 1919 г. в среде русских эмигрантов на Западе вдруг заговорили о древней славянской книге мистического содержания…
Оставить свой комментарий
Велесова книга - памятник или подделка?
Фото: Inara Prusakova/Rusmediabank.ru
Исследователи пытаются разобраться - является ли этот текст литературным и историческим памятником, или же это мистификация, созданная во времена не столь отдаленные?
Загадочные дощечки
Рукопись была впервые опубликована в 50-х гг. прошлого столетия в Сан-Франциско русскими эмигрантами Ю.П.Миролюбовым и А.А.Куренковым. Как утверждал писатель и фольклорист-любитель Миролюбов, оригинал текста был написан на случайно попавших к нему в руки деревянных дощечках IX в. Однако предъявить их «переписчик» не мог: они якобы были утеряны в годы войны…
Опубликованный текст, будто бы созданный в Новгороде, был посвящен древней славянской истории примерно с VII по IX век нашей эры. Там рассказывалось о потомках Даждьбога – русах, об их быте, обычаях и магических традициях. Название «Велесова книга» было дано по первому слову («ВЛЕСКНИГО»), предположительно связанному со славянским божеством Велесом.
Но как же книга могла попасть на Запад? Миролюбов поведал следующее: в 1919 г., во время отступления из России, художник и полковник белой армии Ф.А.Изенбек нашел в брошенной хозяевами усадьбе князей Задонских, на полу разграбленной большевиками библиотеки, несколько деревянных дощечек, испещренных непонятными символами.
В 1925 г. Изенбек переехал в Брюссель, где встретился с Миролюбовым. Он не позволял выносить таблички из своего дома, но разрешал работать с ними. Так Миролюбову якобы удалось переписать большую часть текстов и сфотографировать некоторые из них. Однако в августе 1941 г. Изенбек скончался, и таблички бесследно исчезли.
Славист А.И.Асов в своей работе «Тайны книги Велеса» выдвигает версию о том, что оригиналы рукописи были похищены М.Шефтелем, также русским эмигрантом, сотрудником Брюссельского университета, в годы немецкой оккупации возглавлявшим отдел Аненербе (как известно, эта структура занималась изучением различных оккультных и смежных с ними явлений). После войны Шефтель, устроившийся на службу в Корнельский университет в США, вроде бы продал дощечки американским мормонам. Однако с 1941 г. их никто больше не видел…
Миф, сплетенный с реальностью
В книге излагается история восточных славян (в частности, русичей), начиная от мифологических праотцов до варяга Эрека (возможно, речь идет о Рюрике). Начинается повествование с некоего Богумира из Семиречья, жившего в VII в. до н.э. и имевшего двоих сыновей и трех дочерей. Его дети стали родоначальниками древлян, кривичей, полян, северян и русов.
Некоторые сюжеты перекликаются с известными источниками XVI-XVIII вв. («Сказание о Славене и Русе», «Слово о полку Игореве» и др.), например, о реке Каяле, о божествах Карна и Жля… Но в то же время мифология «Велесовой книги» по-своему уникальна. Так, в ней упоминается о птице-молнии «Матери Славе» (также именуемой «Матерь Сва»), проповедуется учение о Яви, Прави и Нави, которое вообще-то не свойственно славянской традиции…
Гениальная подделка?
Между тем, большинство профессиональных историков считают «Велесову книгу» не более чем ловкой подделкой, авторство коей приписывают некоему Александру Ивановичу Сулакадзеву, увлекавшемуся исследованиями древнерусской культуры.
Сулакадзев утверждал, что ему в ходе изысканий удалось обнаружить множество редчайших древних рукописей. Вскоре некоторые из них были изданы. Это, в частности, «Боянова песнь Словену», а также «Перуна и Велеса вещания в Киевских капищах жрецам Мовеславу, Древославу и прочим». Любители старины ждали новых сенсаций…
По словам Сулакадзева, в его библиотеке находилось почти 2 тыс. старинных книг, из них 290 рукописных свитков. Однако у тогдашних экспертов возникли сомнения в подлинности этих источников, так как их владелец не мог внятно ответить на вопрос, где он взял эти рукописи. Как-то его застали в дальней комнате дома за подделкой старинного документа. Он подчищал старый пергамент, на столе при этом стояли «ржавые» чернила, при помощи которых Сулакадзев явно собирался имитировать фальшивый «древний источник». К тому же несколько слуг, исполнявших обязанности переписчиков, проговорились, что помогали хозяину фальсифицировать древние пергаменты и «берестяные грамоты».
Нашлись и другие свидетельства подделки – например, ошибки в датах. Однако делу не дали широкий ход, так как, во-первых, Сулакадзев вовсе не наживался на продаже якобы древних свитков, во-вторых, в них содержалась масса действительно ценных сведений по славянской истории.
В 1820-х гг. все «древние» работы Сулакадзева были окончательно объявлены курьезами. Сам автор скончался в 1830 г. После смерти Александра Ивановича вдова распродала коллекцию поддельных рукописей мужа по бросовым ценам. А в 1919 г. в среде русских эмигрантов на Западе вдруг заговорили о древней славянской книге мистического содержания…
Автор: Маргарита Троицына |
1
комментарий
|
13 марта 2015, 7:01 2169 просмотров |
Комментарии:
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан