Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Как известно, в Западной Европе существует понятие Вальпургиева ночь, когда ведьмы, по поверью, слетаются на шабаш.
Происходит это в ночь с 30 апреля на 1 мая. Интересно, что примерно в то же время древние славяне отмечали Живин день. Праздник тоже не обходился без магической составляющей, но все же был далек от мрачного европейского аналога.
Жизнь дающая
Праздник был посвящен Живе (или Живице) - богине рождения и плодородия, дающей жизнь всем созданиям. Ее почитали на сороковой день от заката Божича-Коляды и Рождества Ярилы. Иногда богиню звали Ярилица. Такое имя Жива получила за то, что имела власть пробуждать ярую силу жизни во всем, что имеет душу. Она также являлась дочерью и одной из ипостасей богини-матери Лады, «отвечающей» за здоровье и исцеление всего сущего. Считалось, что, когда Жива покидает какую-то душу, ее место занимает богиня Мара, и в тело приходит смерть…
Символом Живы-Живицы являлась кукушка. И в наши дни, услышав кукование этой птицы, мы порой спрашиваем: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?» И не задумываемся при этом, что невольно повторяем старинный обряд. Ведь славяне считали, что именно кукушка измеряет время жизни человека в Яви – так звался физический мир, в отличие от Нави – мира потустороннего.
Обычаи Живина дня
Живу праздновали в начале мая, когда появлялись первые всходы. Чествования богини устраивали, как правило, у засеянного поля. Наши предки в этот день всячески задабривали богов, прося у них богатый урожай и здоровое потомство. К вечеру разводили обрядовые костры по берегам рек и совершали древний арийский обычай — омовение в реке. Считалось, что весенняя холодная вода очищает от скверны.
Женщины устраивали обрядовую пляску с метлами вокруг костра, символически очищая место от нечистой силы. Таким образом они прославляли богиню, которая оживляла природу, посылая на землю весну. Все прыгали через огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. Существовали у Живина дня и свои приметы: «Кто прыгнет высоко, у того смерть далеко». Вокруг костра затевались веселые игрища и велись хороводы.
Коло яри светом зарим Мару борем,
благодарим Ярило,
Ярило, яви свою силу! – пели наши предки.
Проводились обряды на обретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны, которые снятся в эту ночь, всегда являются вещими.
Также разыгрывались представления, персонажи которых путешествовали в мир Нави и возвращались в Явь. Эти празднества напоминали архаичные встречи весны на исконной земле ариев, которые сегодня теоретически считаются предками славян — в Приполярье. Тогда больных везли на санях, чтобы они могли исцелиться под живительными лучами солнца. С рек сходил лед, и в них появлялось много рыбы, возвращались мигрировавшие в более теплые края звери. Жизнь и Солнце побеждали смерть. Этот культ просуществовал около 10 000 лет и, преобразившись, стал Живиным днем у славян.
С наступлением утра собравшиеся начинали угощаться печеньем, изготовленным в виде жаворонков. Кроме того, принято было отпускать в этот день на волю живых птиц, выкликая:
Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела!
Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое!
Языческий и христианский
Впрочем, в отличие от Вальпургиевой ночи, в большинстве славянских земель Живин день справляли на один день позже – обычно 2 мая. Об этом исследователи узнали, изучив случайно сохранившийся древний сосуд, покрытый замысловатыми рисунками. Как выяснилось, это был первый дошедший до нас славянский календарь.
В те отдаленные времена сроки вызревания основных зерновых культур у древних славян - яровой пшеницы и ячменя – приходились как раз на конец апреля или начало мая. На древнем календаре в форме сосуда счет идет от 2 мая.
Как известно, многие христианские праздники заменили собой языческие, приходившиеся на те же даты. Так случилось и с Живиным днем. Оказалось, что 2 мая по старому стилю (по новому это 15 мая) отмечали день поминовения русских святых Бориса и Глеба. И в данном случае это не простое совпадение. Ведь день 2 мая не связан с днем смерти ни одного из братьев: он был установлен в столетнюю годовщину их смерти в 1115 году, когда убитые в усобицах князья были уже канонизированы. Мощи тогда торжественно перенесли в новопостроенный каменный храм. Собственно, день перенесения мощей и стал первым русским церковным праздником.
В дальнейшем с именами Бориса и Глеба оказалось связано много поговорок, поверий и примет, носящих «аграрный» характер. Так, говорят, что если на Бориса и Глеба громко поют соловьи – жди быстрого наступления лета.
В украинском фольклоре существует древняя земледельческая приднепровская легенда о происхождении так называемых «Змиевых валов». Борис и Глеб предстают в ней сказочными богатырями, побеждающими дракона (Змия). Побежденного Змия братья впрягают в плуг и пропахивают на нем стоверстные борозды – «Змиевы валы», сохранившиеся возле Киева и Перяславля по сей день. В легенде легко угадывается архаичная языческая основа. В пользу этого говорит и то, что на древних изображениях Бориса и Глеба изображали всегда вместе с символом молодого ростка. В церковном календаре их называют Сеятелями: в этот день начинали сажать огурцы и тыквы, продолжали сеять хлеб.
В тех регионах, где праздник выпадал на 1 мая, день Живы заменило чествование Параскевы Пятницы: святая эта по своим атрибутам и функциям сильно напоминает языческую богиню судьбы Макошь.
Обличья менялись, но традиция праздновать первые майские дни сохранилась и сегодня. В России ныне Первомай зовется Днем Труда. Но почему бы не вспомнить древние традиции и не воздать должное богине Живе?
Живин день и его обличья
Фото: Vladimir Nikulin/Rusmediabank.ru
Происходит это в ночь с 30 апреля на 1 мая. Интересно, что примерно в то же время древние славяне отмечали Живин день. Праздник тоже не обходился без магической составляющей, но все же был далек от мрачного европейского аналога.
Жизнь дающая
Праздник был посвящен Живе (или Живице) - богине рождения и плодородия, дающей жизнь всем созданиям. Ее почитали на сороковой день от заката Божича-Коляды и Рождества Ярилы. Иногда богиню звали Ярилица. Такое имя Жива получила за то, что имела власть пробуждать ярую силу жизни во всем, что имеет душу. Она также являлась дочерью и одной из ипостасей богини-матери Лады, «отвечающей» за здоровье и исцеление всего сущего. Считалось, что, когда Жива покидает какую-то душу, ее место занимает богиня Мара, и в тело приходит смерть…
Символом Живы-Живицы являлась кукушка. И в наши дни, услышав кукование этой птицы, мы порой спрашиваем: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?» И не задумываемся при этом, что невольно повторяем старинный обряд. Ведь славяне считали, что именно кукушка измеряет время жизни человека в Яви – так звался физический мир, в отличие от Нави – мира потустороннего.
Обычаи Живина дня
Живу праздновали в начале мая, когда появлялись первые всходы. Чествования богини устраивали, как правило, у засеянного поля. Наши предки в этот день всячески задабривали богов, прося у них богатый урожай и здоровое потомство. К вечеру разводили обрядовые костры по берегам рек и совершали древний арийский обычай — омовение в реке. Считалось, что весенняя холодная вода очищает от скверны.
Женщины устраивали обрядовую пляску с метлами вокруг костра, символически очищая место от нечистой силы. Таким образом они прославляли богиню, которая оживляла природу, посылая на землю весну. Все прыгали через огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. Существовали у Живина дня и свои приметы: «Кто прыгнет высоко, у того смерть далеко». Вокруг костра затевались веселые игрища и велись хороводы.
Коло яри светом зарим Мару борем,
благодарим Ярило,
Ярило, яви свою силу! – пели наши предки.
Проводились обряды на обретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны, которые снятся в эту ночь, всегда являются вещими.
Также разыгрывались представления, персонажи которых путешествовали в мир Нави и возвращались в Явь. Эти празднества напоминали архаичные встречи весны на исконной земле ариев, которые сегодня теоретически считаются предками славян — в Приполярье. Тогда больных везли на санях, чтобы они могли исцелиться под живительными лучами солнца. С рек сходил лед, и в них появлялось много рыбы, возвращались мигрировавшие в более теплые края звери. Жизнь и Солнце побеждали смерть. Этот культ просуществовал около 10 000 лет и, преобразившись, стал Живиным днем у славян.
С наступлением утра собравшиеся начинали угощаться печеньем, изготовленным в виде жаворонков. Кроме того, принято было отпускать в этот день на волю живых птиц, выкликая:
Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела!
Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое!
Языческий и христианский
Впрочем, в отличие от Вальпургиевой ночи, в большинстве славянских земель Живин день справляли на один день позже – обычно 2 мая. Об этом исследователи узнали, изучив случайно сохранившийся древний сосуд, покрытый замысловатыми рисунками. Как выяснилось, это был первый дошедший до нас славянский календарь.
В те отдаленные времена сроки вызревания основных зерновых культур у древних славян - яровой пшеницы и ячменя – приходились как раз на конец апреля или начало мая. На древнем календаре в форме сосуда счет идет от 2 мая.
Как известно, многие христианские праздники заменили собой языческие, приходившиеся на те же даты. Так случилось и с Живиным днем. Оказалось, что 2 мая по старому стилю (по новому это 15 мая) отмечали день поминовения русских святых Бориса и Глеба. И в данном случае это не простое совпадение. Ведь день 2 мая не связан с днем смерти ни одного из братьев: он был установлен в столетнюю годовщину их смерти в 1115 году, когда убитые в усобицах князья были уже канонизированы. Мощи тогда торжественно перенесли в новопостроенный каменный храм. Собственно, день перенесения мощей и стал первым русским церковным праздником.
В дальнейшем с именами Бориса и Глеба оказалось связано много поговорок, поверий и примет, носящих «аграрный» характер. Так, говорят, что если на Бориса и Глеба громко поют соловьи – жди быстрого наступления лета.
В украинском фольклоре существует древняя земледельческая приднепровская легенда о происхождении так называемых «Змиевых валов». Борис и Глеб предстают в ней сказочными богатырями, побеждающими дракона (Змия). Побежденного Змия братья впрягают в плуг и пропахивают на нем стоверстные борозды – «Змиевы валы», сохранившиеся возле Киева и Перяславля по сей день. В легенде легко угадывается архаичная языческая основа. В пользу этого говорит и то, что на древних изображениях Бориса и Глеба изображали всегда вместе с символом молодого ростка. В церковном календаре их называют Сеятелями: в этот день начинали сажать огурцы и тыквы, продолжали сеять хлеб.
В тех регионах, где праздник выпадал на 1 мая, день Живы заменило чествование Параскевы Пятницы: святая эта по своим атрибутам и функциям сильно напоминает языческую богиню судьбы Макошь.
Обличья менялись, но традиция праздновать первые майские дни сохранилась и сегодня. В России ныне Первомай зовется Днем Труда. Но почему бы не вспомнить древние традиции и не воздать должное богине Живе?
Автор: Елена Гимадиева |
1
комментарий
|
30 апреля 2014, 8:01 5271 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан