Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Название праздника состоит из двух слов – Лада и День. Он посвящён богине любви, брака, весны, весенней пахоты и сева.
Перед тем, как зазывать, «закликать» весну, к Ладе обращались за разрешением: «Благослови, мати Ладо, весну закликати!».
На Ладодение наши предки-славяне радовались весне, пришедшей на смену долгой и холодной зиме. Природа пробуждалась, оживало не только всё вокруг, но и в сердце просыпалась способность любить. Так что праздновался как бы приход двойного тепла – природного и душевного.
Исследователь славянской культуры Ф.С.Капица в своей книге «Тайны славянских богов» писал: «Имя Лады всегда сопровождалось почтительными эпитетами: Дива (Дидо) Лада, Мати-Лада».
Верным спутником Лады был Ослад, так как брак и любовь у древних славян подразумевали неразрывность с наслаждением.
Михаил Васильевич Ломоносов сравнивал Ладу с богиней любви Венерой.
Ладодение было языческим праздником, и его празднование сопровождалось красивыми ритуалами и обрядами. Был обряд «ладувание», когда девушки бросали перстни и цветы. На Ладодение разводили высокие костры, которые считались очистительными, а пепел от них целебным. Юноши и девушки водили хороводы, пели песни, воспевающие любовь и богиню Ладу. Женщины забирались на крыши домов и другие возвышения и призывали весну. Молодожёны же преподносили в дар Ладе живые цветы, ягоды, мёд.
Считалось, что сама Лада поддерживает огонь в молодых семьях, следит за тем, чтобы не угасло пламя любви. Если что-то случалось не так, то стоило Ладе подбросить в очаг веточку-другую, как начавшие угасать чувства разгорались с новой силой.
Лада олицетворяла гармонию, ладность Души и Тела. Она покровительствовала всему прекрасному и изящному. Ей всегда были присущи только светлые черты. Даже на ненависть она отвечала любовью. Известно, что на алтаре богини Лады - сакральном месте - освящали родильные рубахи и другие родовые обереги воинов, идущих на войну.
Некоторые учёные считают, что традиция печь жаворонков пошла с тех древних времён. Только тогда выпекали хлеб в виде журавлей. Этих птичек не столько ели, сколько использовали в виде оберегов в течение года. Размещали их как можно выше над дверью.
От праздника Лады пришла к нам и традиция дарить женщинам цветы. В языческие времена Ладе в виде жертвоприношения преподносились венки из цветов и просто цветы. А любимым деревом богини Лады считалась берёза.
По-видимому, в каждой российской женщине есть частица богини Лады. Есть она и в нашей стране, не зря символом России стала берёза.
Ещё наши предки на празднике подражали танцам птиц, так как по славянскому поверью в это время птицы возвращались из Рая – Ирия.
Просили Ладу и о сохранении посевов, дожде и хорошем урожае:
«Молимся, Лада,
Молимся вышнему Богу,
Ой, Лада, ой,
Да подует Лада,
Да подует тихий ветер,
Да ударит Лада,
Да ударит урожайный дождь!»
Её можно считать и богиней Земли.
По некоторым сведениям, дошедшим до нас из глубокой древности, Лада была женой Рода, матерью всех богов, старшей роженицей и покровительницей родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел. При христианстве эти её функции перешли к Богоматери. Поклонение Ладе сохранялось даже на христианской Руси.
В народном творчестве Лада опять-таки переплетается с образом Богородицы:
«Благослови, Троица Богородица,
Нам в лес пойти,
Нам венки завивать!
Ай, Дидо, ай, Ладо!».
Лада присутствует в народном творчестве всех славян: русских, украинцев, белорусов, поляков, словаков, сербов, хорватов, болгар, а так же у литовцев и латышей.
О том, что Лада была связана с любовью, браком говорят сохранившиеся в некоторых местах до настоящего времени такие слова, как ладковать - сватать в Туле и Рязани, ладины – сговор в Осташкове, лады – помолвка в Калуге, ладканя на Украине - свадебная песня, ладовать - славить свадьбу и другие.
Исследователи говорят, что слова "сладость" и "оладьи" тоже произошли от имени богини.
Лада упоминается в польских церковных запрещениях языческих обрядов, относящихся к первой четверти XV века, опубликованных Станиславом Урбанчиком.
В «Синопсисе» Иннокентия Гизеля, относящемся к XVII веку, в дополнение к рассказу «Повести временных лет» об идолах князя Владимира написано: «…Четвёртый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают».
Но всё-таки Лада осталась с нами, она присутствует в зрелой женственности, мудрости. Недаром на картинах художники, как правило, изображают её красивой женщиной в теле, матерью семейства, почтенной хозяйкой, которая умеет ладить, наладить быт, сохранить в семье лад и уладить все конфликты.
Однако Лада - это не просто уют, материнство, но и связь со всей вселенной, с космосом. Говорят, что когда-то в древнем Киеве был храм Лады. И в этом храме стояла статуя прекрасной богини Лады в венке из роз. Её волосы, золотистые, как солнечные лучи, были убраны речным жемчугом, платье её было расшито самоцветами. На руках Лада держала крылатого младенца, своего сына - бога любви и страсти Леля. Ей молились девушки, мечтающие о счастливом браке, и замужние женщины хотевшие родить красивых, здоровых детей.
В середине лета и ближе к осени к Ладе обращались с просьбой послать вторую половинку и счастливый брак. Шли к ней за благословением и когда принималось решение о заключении брачного союза. Сама же свадьба игралась после окончания полевых работ.
Есть ещё осенний праздник Лады. Его празднуют 22 сентября, в день осеннего солнцестояния. Он завершает ежегодный цикл прославления богини Лады.
Без Лады, её умения ладить, и сейчас нам всем не обойтись. Вспомним, как говорили наши бабушки: «Сядем рядком, поговорим ладком». Так что пусть добрая и щедрая Лада пошлёт нам всем лад и пусть всё у нас будет хорошо, то есть ладно и в душе, и в семье, и в стране.
С Ладодением!
30 Марта - праздник Ладодение
Фото: Liliya Kulianionak/Rusmediabank.ru
Перед тем, как зазывать, «закликать» весну, к Ладе обращались за разрешением: «Благослови, мати Ладо, весну закликати!».
На Ладодение наши предки-славяне радовались весне, пришедшей на смену долгой и холодной зиме. Природа пробуждалась, оживало не только всё вокруг, но и в сердце просыпалась способность любить. Так что праздновался как бы приход двойного тепла – природного и душевного.
Исследователь славянской культуры Ф.С.Капица в своей книге «Тайны славянских богов» писал: «Имя Лады всегда сопровождалось почтительными эпитетами: Дива (Дидо) Лада, Мати-Лада».
Верным спутником Лады был Ослад, так как брак и любовь у древних славян подразумевали неразрывность с наслаждением.
Михаил Васильевич Ломоносов сравнивал Ладу с богиней любви Венерой.
Ладодение было языческим праздником, и его празднование сопровождалось красивыми ритуалами и обрядами. Был обряд «ладувание», когда девушки бросали перстни и цветы. На Ладодение разводили высокие костры, которые считались очистительными, а пепел от них целебным. Юноши и девушки водили хороводы, пели песни, воспевающие любовь и богиню Ладу. Женщины забирались на крыши домов и другие возвышения и призывали весну. Молодожёны же преподносили в дар Ладе живые цветы, ягоды, мёд.
Считалось, что сама Лада поддерживает огонь в молодых семьях, следит за тем, чтобы не угасло пламя любви. Если что-то случалось не так, то стоило Ладе подбросить в очаг веточку-другую, как начавшие угасать чувства разгорались с новой силой.
Лада олицетворяла гармонию, ладность Души и Тела. Она покровительствовала всему прекрасному и изящному. Ей всегда были присущи только светлые черты. Даже на ненависть она отвечала любовью. Известно, что на алтаре богини Лады - сакральном месте - освящали родильные рубахи и другие родовые обереги воинов, идущих на войну.
Некоторые учёные считают, что традиция печь жаворонков пошла с тех древних времён. Только тогда выпекали хлеб в виде журавлей. Этих птичек не столько ели, сколько использовали в виде оберегов в течение года. Размещали их как можно выше над дверью.
От праздника Лады пришла к нам и традиция дарить женщинам цветы. В языческие времена Ладе в виде жертвоприношения преподносились венки из цветов и просто цветы. А любимым деревом богини Лады считалась берёза.
По-видимому, в каждой российской женщине есть частица богини Лады. Есть она и в нашей стране, не зря символом России стала берёза.
Ещё наши предки на празднике подражали танцам птиц, так как по славянскому поверью в это время птицы возвращались из Рая – Ирия.
Просили Ладу и о сохранении посевов, дожде и хорошем урожае:
«Молимся, Лада,
Молимся вышнему Богу,
Ой, Лада, ой,
Да подует Лада,
Да подует тихий ветер,
Да ударит Лада,
Да ударит урожайный дождь!»
Её можно считать и богиней Земли.
По некоторым сведениям, дошедшим до нас из глубокой древности, Лада была женой Рода, матерью всех богов, старшей роженицей и покровительницей родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел. При христианстве эти её функции перешли к Богоматери. Поклонение Ладе сохранялось даже на христианской Руси.
В народном творчестве Лада опять-таки переплетается с образом Богородицы:
«Благослови, Троица Богородица,
Нам в лес пойти,
Нам венки завивать!
Ай, Дидо, ай, Ладо!».
Лада присутствует в народном творчестве всех славян: русских, украинцев, белорусов, поляков, словаков, сербов, хорватов, болгар, а так же у литовцев и латышей.
О том, что Лада была связана с любовью, браком говорят сохранившиеся в некоторых местах до настоящего времени такие слова, как ладковать - сватать в Туле и Рязани, ладины – сговор в Осташкове, лады – помолвка в Калуге, ладканя на Украине - свадебная песня, ладовать - славить свадьбу и другие.
Исследователи говорят, что слова "сладость" и "оладьи" тоже произошли от имени богини.
Лада упоминается в польских церковных запрещениях языческих обрядов, относящихся к первой четверти XV века, опубликованных Станиславом Урбанчиком.
В «Синопсисе» Иннокентия Гизеля, относящемся к XVII веку, в дополнение к рассказу «Повести временных лет» об идолах князя Владимира написано: «…Четвёртый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают».
Но всё-таки Лада осталась с нами, она присутствует в зрелой женственности, мудрости. Недаром на картинах художники, как правило, изображают её красивой женщиной в теле, матерью семейства, почтенной хозяйкой, которая умеет ладить, наладить быт, сохранить в семье лад и уладить все конфликты.
Однако Лада - это не просто уют, материнство, но и связь со всей вселенной, с космосом. Говорят, что когда-то в древнем Киеве был храм Лады. И в этом храме стояла статуя прекрасной богини Лады в венке из роз. Её волосы, золотистые, как солнечные лучи, были убраны речным жемчугом, платье её было расшито самоцветами. На руках Лада держала крылатого младенца, своего сына - бога любви и страсти Леля. Ей молились девушки, мечтающие о счастливом браке, и замужние женщины хотевшие родить красивых, здоровых детей.
В середине лета и ближе к осени к Ладе обращались с просьбой послать вторую половинку и счастливый брак. Шли к ней за благословением и когда принималось решение о заключении брачного союза. Сама же свадьба игралась после окончания полевых работ.
Есть ещё осенний праздник Лады. Его празднуют 22 сентября, в день осеннего солнцестояния. Он завершает ежегодный цикл прославления богини Лады.
Без Лады, её умения ладить, и сейчас нам всем не обойтись. Вспомним, как говорили наши бабушки: «Сядем рядком, поговорим ладком». Так что пусть добрая и щедрая Лада пошлёт нам всем лад и пусть всё у нас будет хорошо, то есть ладно и в душе, и в семье, и в стране.
С Ладодением!
Автор: Наталия Н Антонова |
Оставить комментарий
|
30 марта 2014, 8:01 5342 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан