Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Наверное, у каждого народа есть своя Баба-яга. Например, итальянцы отмечают праздник Бабы-яги - Епифании, или просто Бефаны, 6 января.
День Епифании завершает вереницу рождественских и новогодних праздников, об этом говорит и народная итальянская поговорка: «Метла Бефаны сметает все праздники».
Российские дети получают свои подарки в основном от Деда Мороза в новогоднюю ночь. А итальянским детям чулки, набитые сладостями, приносит Бефана.
Сложно сказать, когда и как появилась в Италии традиция дарить детям сладости на праздник Епифании, но существуют легенды, пытающиеся это объяснить. Например, по одной из них Епифания, которая была родом из Вифлеема, встретила на дороге волхвов, спешивших с дарами к новорожденному Христу. Она попросила их взять ее с собой, но волхвы отказались, взамен этого повелели ей отправиться по всему белому свету и дарить подарки всем хорошим детям. Так Бефана попала на Апеннины.
По другой легенде у дома, в котором Епифания подметала пол, остановились три волхва и позвали ее пойти вместе с ними к родившемуся младенцу Иисусу, но Бефана отказалась, сказав, что она слишком занята.
Потом Епифания передумала, но было уже поздно. И теперь она каждый год летает от дома к дому в поисках младенца Иисуса и оставляет повсюду для него сладкие подарки, надеясь, что он их получит.
Внешне Епифания напоминает Бабу-ягу из русских сказок. У нее тоже крючковатый нос, большая бородавка на щеке. На ней надета старая рваная юбка, дырявые чулки, сверху длинный плащ с заплатками, а на голове черная остроконечная шляпа, из-под которой торчат длинные нечесаные космы.
Но, в отличие от Бабы-яги, Бефана летает не в ступе, а верхом на метле, как и все порядочные западные колдуньи. Дети Епифанию не боятся. По ночам она незаметно проникает в дома через дымоходные трубы и оставляет на каминах или у детских кроваток чулки, наполненные разными сладостями.
А 20 января день богини Бабы Дены или Бабы-яги отмечают в Болгарии.
Русская Баба-яга часто изображается злобной старухой. Вот что написано в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля»: «Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое - верх бесчиния».
Некоторые ученые предполагают, что в образе Бабы-яги воплотились отголоски матриархата и может быть даже сама царица амазонок, царь-девица.
Отец истории древнегреческий историк Геродот (между 490 и 480 — около 425 до н. э.) в своих трудах описывал обычаи тавров, живших на Крымском полуострове и приносивших в жертву Деве пленных мореходов.
«Ага» со многих тюркских языков переводится как старейшая, верховная.
И скорее всего, Баба-яга, как самая старшая бабушка, отвечала за сохранение традиций и детей, то есть была своего рода Берегиней.
И у тавров в давние времена существовал обряд очищения огнем - типа того, как у христиан существует Крещение. Яга - старшая в роде женщина - клала младенцев в установленную в печи камеру, в которую сам огонь не попадал. Так что, скорее всего, от этого обряда очищения и появились на свет сказки о том, что Баба-яга сажает в печь людей и потом их ест.
Образ трансформировался, и мудрая Берегиня была превращена в злую сгорбленную старуху с крючковатым носом, железными зубами, лохматой головой и костяной ногой.
А другая нога у Бабы-яги по древним поверьям была золотой. В прежние времена Бабой-ягой пугали непослушных детей.
Современных детей уже ничем не напугаешь. Да и более старшее поколение, выросшее на советских фильмах-сказках, Бабу-ягу не боялось. Да и как можно было бояться ее в исполнении незабвенного артиста Лебедева или смешных мультяшных Бабок-ежек, распевающих частушки:
«Самый вредный из людей -
Это сказочник злодей.
Вот уж врун искусный,
Жаль, что он невкусный».
Все с детства знают, что Баба-яга жила в лесу в избушке на курьих ножках. И избушка была понятливой, понимала человеческую речь.
Любой путник, увидев обращенную к лесу передом избушку, мог произнести волшебные слова:
«Встань по старому, как мать поставила!
К лесу задом, ко мне передом».
И избушка, повернувшись на своей оси, выполняла его просьбу. А Баба-яга, почуяв непрошеного гостя, восклицала: «Что это русским духом пахнет»! Средством передвижения Бабе-яге служила ступа, а вместо руля - помело.
Баба-яга в сказках чаще помогала героям, чем вредила. Почти во всех сказках она не только напоит, накормит, в бане попарит, но и дорогу укажет, и как злодея Кощея или Змея Горыныча победить, подскажет.
Вероятнее всего, у славян, как и у других народов, когда-то Баба-яга была прежде всего одним из добрых божеств славянского пантеона, олицетворяла прародительницу, хранительницу и защитницу рода. Наверное, была она и воительницей.
В некоторых преданиях у Бабы-яги есть дочери, которые ей помогают.
По древним поверьям Баба-яга была проводником в иной мир и хранительницей входа в потустороннее царство.
Ей подчинялись звери, птицы и все лесное пространство.
А еще Баба-яга была самым древним… библиотекарем. Сидела она в своей избушке и выдавала заблудившимся Иванам Царевичам нити со знаками из узелков, замотанные в клубки, то есть произведения узелковой письменности.
Клубок разматывался, и Иваны Царевичи читали узелковые записи и узнавали, как им добраться до нужного места.
К тому же, оказывается, Баба-яга живет не только в сказках и легендах. Так, в 2004 году в России обнаружилась родина Бабы-яги. Это небольшое село Кукобой Первомайского округа, расположенное в 180 километрах от Ярославля, на границе Ярославской и Вологодской областей, среди густых лесов на берегу реки Ухтомы.
В давние времена в этих местах обитали финно-угорские племена. Слово Кукобой переводится с одного из языков этих племен как «длинный ручей», а Ухтома – «река с волоком».
Бабу-ягу выбрали на конкурсной основе.
Создали музей Бабы-яги, выстроив избушку на курьих ножках, и подарили ей сверхскоростную ступу.
В гости к Бабе-яге часто заглядывают туристы, и она поит их чаем, заваренным на родниковой воде, и угощает собственноручно испеченными кукобойскими пирогами.
А день рождения российской Бабы-яги празднуется в последнюю субботу июня.
Больше всего, конечно, Бабу-ягу любят дети, с которыми она охотно играет на свежем воздухе. Эта милая старушка так похожа на прежних классических бабушек, которых современные дети уже не застали... А сказки, душевного тепла, доброго совета так не хватает в наше скоростное время всем - и детям, и взрослым. Так что пусть здравствуют и совершают чудеса волшебные и обычные старушки всех народов!
6 января - Баба-яга по-итальянски
Фото: pasiphae/Rusmediabank.ru
Российские дети получают свои подарки в основном от Деда Мороза в новогоднюю ночь. А итальянским детям чулки, набитые сладостями, приносит Бефана.
Сложно сказать, когда и как появилась в Италии традиция дарить детям сладости на праздник Епифании, но существуют легенды, пытающиеся это объяснить. Например, по одной из них Епифания, которая была родом из Вифлеема, встретила на дороге волхвов, спешивших с дарами к новорожденному Христу. Она попросила их взять ее с собой, но волхвы отказались, взамен этого повелели ей отправиться по всему белому свету и дарить подарки всем хорошим детям. Так Бефана попала на Апеннины.
По другой легенде у дома, в котором Епифания подметала пол, остановились три волхва и позвали ее пойти вместе с ними к родившемуся младенцу Иисусу, но Бефана отказалась, сказав, что она слишком занята.
Потом Епифания передумала, но было уже поздно. И теперь она каждый год летает от дома к дому в поисках младенца Иисуса и оставляет повсюду для него сладкие подарки, надеясь, что он их получит.
Внешне Епифания напоминает Бабу-ягу из русских сказок. У нее тоже крючковатый нос, большая бородавка на щеке. На ней надета старая рваная юбка, дырявые чулки, сверху длинный плащ с заплатками, а на голове черная остроконечная шляпа, из-под которой торчат длинные нечесаные космы.
Но, в отличие от Бабы-яги, Бефана летает не в ступе, а верхом на метле, как и все порядочные западные колдуньи. Дети Епифанию не боятся. По ночам она незаметно проникает в дома через дымоходные трубы и оставляет на каминах или у детских кроваток чулки, наполненные разными сладостями.
А 20 января день богини Бабы Дены или Бабы-яги отмечают в Болгарии.
Русская Баба-яга часто изображается злобной старухой. Вот что написано в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля»: «Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое - верх бесчиния».
Некоторые ученые предполагают, что в образе Бабы-яги воплотились отголоски матриархата и может быть даже сама царица амазонок, царь-девица.
Отец истории древнегреческий историк Геродот (между 490 и 480 — около 425 до н. э.) в своих трудах описывал обычаи тавров, живших на Крымском полуострове и приносивших в жертву Деве пленных мореходов.
«Ага» со многих тюркских языков переводится как старейшая, верховная.
И скорее всего, Баба-яга, как самая старшая бабушка, отвечала за сохранение традиций и детей, то есть была своего рода Берегиней.
И у тавров в давние времена существовал обряд очищения огнем - типа того, как у христиан существует Крещение. Яга - старшая в роде женщина - клала младенцев в установленную в печи камеру, в которую сам огонь не попадал. Так что, скорее всего, от этого обряда очищения и появились на свет сказки о том, что Баба-яга сажает в печь людей и потом их ест.
Образ трансформировался, и мудрая Берегиня была превращена в злую сгорбленную старуху с крючковатым носом, железными зубами, лохматой головой и костяной ногой.
А другая нога у Бабы-яги по древним поверьям была золотой. В прежние времена Бабой-ягой пугали непослушных детей.
Современных детей уже ничем не напугаешь. Да и более старшее поколение, выросшее на советских фильмах-сказках, Бабу-ягу не боялось. Да и как можно было бояться ее в исполнении незабвенного артиста Лебедева или смешных мультяшных Бабок-ежек, распевающих частушки:
«Самый вредный из людей -
Это сказочник злодей.
Вот уж врун искусный,
Жаль, что он невкусный».
Все с детства знают, что Баба-яга жила в лесу в избушке на курьих ножках. И избушка была понятливой, понимала человеческую речь.
Любой путник, увидев обращенную к лесу передом избушку, мог произнести волшебные слова:
«Встань по старому, как мать поставила!
К лесу задом, ко мне передом».
И избушка, повернувшись на своей оси, выполняла его просьбу. А Баба-яга, почуяв непрошеного гостя, восклицала: «Что это русским духом пахнет»! Средством передвижения Бабе-яге служила ступа, а вместо руля - помело.
Баба-яга в сказках чаще помогала героям, чем вредила. Почти во всех сказках она не только напоит, накормит, в бане попарит, но и дорогу укажет, и как злодея Кощея или Змея Горыныча победить, подскажет.
Вероятнее всего, у славян, как и у других народов, когда-то Баба-яга была прежде всего одним из добрых божеств славянского пантеона, олицетворяла прародительницу, хранительницу и защитницу рода. Наверное, была она и воительницей.
В некоторых преданиях у Бабы-яги есть дочери, которые ей помогают.
По древним поверьям Баба-яга была проводником в иной мир и хранительницей входа в потустороннее царство.
Ей подчинялись звери, птицы и все лесное пространство.
А еще Баба-яга была самым древним… библиотекарем. Сидела она в своей избушке и выдавала заблудившимся Иванам Царевичам нити со знаками из узелков, замотанные в клубки, то есть произведения узелковой письменности.
Клубок разматывался, и Иваны Царевичи читали узелковые записи и узнавали, как им добраться до нужного места.
К тому же, оказывается, Баба-яга живет не только в сказках и легендах. Так, в 2004 году в России обнаружилась родина Бабы-яги. Это небольшое село Кукобой Первомайского округа, расположенное в 180 километрах от Ярославля, на границе Ярославской и Вологодской областей, среди густых лесов на берегу реки Ухтомы.
В давние времена в этих местах обитали финно-угорские племена. Слово Кукобой переводится с одного из языков этих племен как «длинный ручей», а Ухтома – «река с волоком».
Бабу-ягу выбрали на конкурсной основе.
Создали музей Бабы-яги, выстроив избушку на курьих ножках, и подарили ей сверхскоростную ступу.
В гости к Бабе-яге часто заглядывают туристы, и она поит их чаем, заваренным на родниковой воде, и угощает собственноручно испеченными кукобойскими пирогами.
А день рождения российской Бабы-яги празднуется в последнюю субботу июня.
Больше всего, конечно, Бабу-ягу любят дети, с которыми она охотно играет на свежем воздухе. Эта милая старушка так похожа на прежних классических бабушек, которых современные дети уже не застали... А сказки, душевного тепла, доброго совета так не хватает в наше скоростное время всем - и детям, и взрослым. Так что пусть здравствуют и совершают чудеса волшебные и обычные старушки всех народов!
Оставить комментарий
|
6 января 2014, 8:01 6517 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан