Статьи » Интересные люди
Героиня нового романа Татьяны Булатовой «Ох уж эта Люся» – человек во всех отношениях уникальный.
То, как она идет по жизни, можно без преувеличения назвать ежедневным подвигом. И, конечно, каждая женщина хотела бы, чтобы Люся была ее подругой или хотя бы соседкой. Прочитав всего несколько страниц романа, начинаешь воспринимать Люсю как родную и никогда не захочешь расставаться с ее светлым образом, ведь главной чертой Люсиного характера было умение надеяться… Сегодня мы представляем вниманию читателей эксклюзивное интервью с Татьяной Булатовой.
- Здравствуйте, Татьяна! Есть ли прототип у героини романа «Ох уж эта Люся»?
- В полном смысле слова моя героиня не может быть названа специфической. Такой женский тип - отнюдь не редкость. В этом меня убеждают не столько собственные наблюдения, сколько реакция читателей. Довольно-таки часто ко мне обращаются люди с вопросом: «Скажите, пожалуйста, а у вашей Людмилы Сергеевны фамилия случайно не…?». И дальше следует полное наименование. Причем когда я говорю, что нет, читатель явно расстраивается, ибо ему хочется верить в то, что с такой героиней он знаком лично. Поэтому естественно, что первый вопрос, который мне задают и читатели, и журналисты, – это вопрос о прототипах. Отвечу на него сразу. Если мы говорим о художественной реальности, то прямой перенос невозможен. Если же прибегнуть к статистике, то можно сказать, что 20 процентов - это черты людей, реально существующих, а 80 - это все же художественный вымысел. Увы, как мы ни индивидуализируем свой жизненный опыт, необходимо помнить, что он – всего лишь небольшое «звено» в «цепочке» общечеловеческого опыта. Соответственно, рассчитывать на то, что ты придумаешь абсолютно новый сюжет, не стоит. Подлинная задача писателя – показать в хорошо знакомой истории такой поворот, который еще не был детально разработан твоими собратьями по перу.
- Можете в нескольких словах рассказать о Люсе? Почему вам захотелось рассказать эту историю?
- Образ Люси очень обаятелен. В нем можно обнаружить три слагаемых, делающих его во всех смыслах позитивным. Во-первых, это природный оптимизм, заложенный в моей героине генетически. В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, объясняя природу своего отрицания, заявляет: «Мой мозг так устроен – и баста…». По отношению к Люсе я могу сказать то же самое. Ее сердце и ум устроены таким образом, что она не может не любить жизнь, не может не ценить ее. Во-вторых, нельзя забывать о присущей Люсе любознательности. Именно благодаря ей эта женщина находится в состоянии полной боевой готовности. Перед нами героиня, которая явно не может ограничиться исполнением только какой-то одной роли. Люся постоянно испытывает подлинный интерес ко всему, что ее окружает. И это - то, что придает смысл жизни. Утрата интереса – утрата полноты бытия. Ну и, в-третьих, главное слагаемое Люсиного характера – животворящая любовь, которая не нуждается в подкреплении извне.
Правда, в «трех китах» абсолютного обаяния моей героини есть и другая сторона. Я не скажу, что она темная, но именно ее люди обычно прячут за семью замками. Это тот негативный детский опыт, от которого бы мы все хотели освободиться, но практически никто не в состоянии это сделать. Так вот, Люся – это человек, который физиологически не переносит одиночества. И часто, для того чтобы это одиночество преодолеть, она вступает в отношения с людьми, которые не могут ни по интеллекту, ни по духу, ни по сердечному строю быть ей равными. Моя героиня страдает из-за этого мезальянса и пытается как-то компенсировать недостатки своего существования тем, что она умеет делать лучше всего. А именно - любить и делать добро.
- В чем Люся черпает силы, как ей удается сохранять оптимизм, несмотря на многочисленные житейские трудности?
- Как раз в тех «трех китах» под названием «оптимизм», «интерес», «любовь», о которых шла речь выше. Когда мне говорят о том, что у Люси трудная судьба, я внутренне улыбаюсь – покажите мне человека с легкой судьбой. Легкого опыта не бывает. Страдания и конфликты закаляют человека, вырабатывают характер и формируют жизнестойкость и стрессоустойчивость. Это биологические законы, и мы ничего тут не сделаем. Люся в этом плане – тому прямое подтверждение. Кстати, не случайно центральным образом, вынесенным на обложку книги, стал плот. Это хорошо нам всем знакомая метафора, связанная с искусством выживания. Бушующее море – и маленький человек. Причем удержаться получается только тогда, когда тебе известен секрет баланса. Поэтому, если природа наградила тебя созидательной энергией, ты должен обращаться с ней очень бережно. Ее нужно обязательно отдавать, реализовывать. Иначе она поменяет знак, и тогда может произойти несчастье.
- Если бы вы могли дать Люсе совет, что бы вы ей сказали?
- «Позаботься о себе!» Но я думаю, что она бы не последовала этому совету. Как устройство мозга Базарова заставляет его все отрицать, точно также главенствующая потребность моей героини – делать добро. Увы, эта потребность в ней столь сильна, что ведет к развитию потребительского отношения со стороны близких людей. Жертвенность никогда не существует сама по себе, рядом с ней всегда есть потребительство. Поэтому, чтобы минимизировать последствия такой связи, необходимо соблюдать меру. И именно это недоступно Люсе. Мало того, иногда она сама напоминает мне человека, наслаждающегося своей властью над людьми. В этом смысле профессия врача так же опасна, как и профессия учителя. К сожалению, этим оборачивается неконтролируемое самопожертвование.
- Как вы считаете, какова роль женщины в нашем обществе сегодня? Можем ли мы говорить о том, что процесс эмансипации женщин благополучно завершился?
- Мне кажется, что этот вопрос неорганичен для нашей истории. Вспомните княгиню Ольгу, наших многочисленных императриц, тех женщин, которые занимались наукой, искусством и литературой... Это все свидетельства того, что процесс эмансипации в России был запущен давным-давно. И сегодня нам будет очень сложно найти пример того, чего женщина сделать не в состоянии. В XXI веке мы вообще не можем говорить об истинно мужских и истинно женских профессиях. Но зато есть свойство, которое нас принципиально отличает от мужчин: мы можем рожать. Поэтому все вопросы об эмансипации мне кажутся на сегодняшний день смешными. Наверное, правильнее говорить о специфическом распределении ролей в обществе. Дело в том, что генетически у женщины другая степень ответственности, чем у мужчины. Если посмотреть, как это складывалось исторически, то мужчина всегда был добытчиком и защитником, а вся остальная часть жизни контролировалась женщиной. Но и не это главное. Важно, что женщина априори отвечает за формирование эмоциональной сферы в человеке. Возможно, такая ситуация и привела к тому, что ответственность женщины возросла, а ответственность мужчины минимизировалась до задачи зарабатывания денег и защиты от врага. В результате сегодня мы видим инфантилизацию мужчины и гиперответственность женщины. Это раз и навсегда определило ее доминирующую роль в обществе. Другое дело, что эта роль не единственная. Поэтому мне очень жаль тех моих современниц, которые в диапазоне женских ролей выбирают что-то одно – роль учителя, директора, руководителя или же только роль мамы. Женская матрица состоит из нескольких программ. И когда ты существуешь только в одном информационном потоке, осваиваешь только одно амплуа, остальные страдают. Поэтому своим современницам я могу пожелать только одного – широты взгляда, понимания того, кто они и чего хотят на самом деле.
- Каковы ваши творческие планы? Над чем сейчас работаете?
- Сейчас как раз закончила новую книгу. Это роман, сосредоточенный на истории семьи, в нем есть элементы семейной саги. В перспективе планирую написать книгу о школе. Благодаря материнскому опыту воспитания дочери-подростка, которая проводит в школе существенную часть жизни, у меня накопилось множество вопросов. И я бы хотела их задать в художественной форме. В феврале выходит мой новый роман «Бери и помни». Образ его главной героини уже узнаваем для прозы Татьяны Булатовой. Это женщина, которая вполне могла бы пополнить ряд героев-чудаков. Но эти чудачества выглядят таковыми только с точки зрения тех, кто живет однонаправленно, не помня о том, что оставляют после себя. Это история взаимоотношений, строящихся на балансе добра и зла, жертвенности и эгоизма. «Бери и помни» - это трогательный рассказ о том, как прихотлива человеческая судьба и как силен тот, кто умеет ей сопротивляться.
Книги о настоящих героях, живущих среди нас
То, как она идет по жизни, можно без преувеличения назвать ежедневным подвигом. И, конечно, каждая женщина хотела бы, чтобы Люся была ее подругой или хотя бы соседкой. Прочитав всего несколько страниц романа, начинаешь воспринимать Люсю как родную и никогда не захочешь расставаться с ее светлым образом, ведь главной чертой Люсиного характера было умение надеяться… Сегодня мы представляем вниманию читателей эксклюзивное интервью с Татьяной Булатовой.
- Здравствуйте, Татьяна! Есть ли прототип у героини романа «Ох уж эта Люся»?
- В полном смысле слова моя героиня не может быть названа специфической. Такой женский тип - отнюдь не редкость. В этом меня убеждают не столько собственные наблюдения, сколько реакция читателей. Довольно-таки часто ко мне обращаются люди с вопросом: «Скажите, пожалуйста, а у вашей Людмилы Сергеевны фамилия случайно не…?». И дальше следует полное наименование. Причем когда я говорю, что нет, читатель явно расстраивается, ибо ему хочется верить в то, что с такой героиней он знаком лично. Поэтому естественно, что первый вопрос, который мне задают и читатели, и журналисты, – это вопрос о прототипах. Отвечу на него сразу. Если мы говорим о художественной реальности, то прямой перенос невозможен. Если же прибегнуть к статистике, то можно сказать, что 20 процентов - это черты людей, реально существующих, а 80 - это все же художественный вымысел. Увы, как мы ни индивидуализируем свой жизненный опыт, необходимо помнить, что он – всего лишь небольшое «звено» в «цепочке» общечеловеческого опыта. Соответственно, рассчитывать на то, что ты придумаешь абсолютно новый сюжет, не стоит. Подлинная задача писателя – показать в хорошо знакомой истории такой поворот, который еще не был детально разработан твоими собратьями по перу.
- Можете в нескольких словах рассказать о Люсе? Почему вам захотелось рассказать эту историю?
- Образ Люси очень обаятелен. В нем можно обнаружить три слагаемых, делающих его во всех смыслах позитивным. Во-первых, это природный оптимизм, заложенный в моей героине генетически. В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, объясняя природу своего отрицания, заявляет: «Мой мозг так устроен – и баста…». По отношению к Люсе я могу сказать то же самое. Ее сердце и ум устроены таким образом, что она не может не любить жизнь, не может не ценить ее. Во-вторых, нельзя забывать о присущей Люсе любознательности. Именно благодаря ей эта женщина находится в состоянии полной боевой готовности. Перед нами героиня, которая явно не может ограничиться исполнением только какой-то одной роли. Люся постоянно испытывает подлинный интерес ко всему, что ее окружает. И это - то, что придает смысл жизни. Утрата интереса – утрата полноты бытия. Ну и, в-третьих, главное слагаемое Люсиного характера – животворящая любовь, которая не нуждается в подкреплении извне.
Правда, в «трех китах» абсолютного обаяния моей героини есть и другая сторона. Я не скажу, что она темная, но именно ее люди обычно прячут за семью замками. Это тот негативный детский опыт, от которого бы мы все хотели освободиться, но практически никто не в состоянии это сделать. Так вот, Люся – это человек, который физиологически не переносит одиночества. И часто, для того чтобы это одиночество преодолеть, она вступает в отношения с людьми, которые не могут ни по интеллекту, ни по духу, ни по сердечному строю быть ей равными. Моя героиня страдает из-за этого мезальянса и пытается как-то компенсировать недостатки своего существования тем, что она умеет делать лучше всего. А именно - любить и делать добро.
- В чем Люся черпает силы, как ей удается сохранять оптимизм, несмотря на многочисленные житейские трудности?
- Как раз в тех «трех китах» под названием «оптимизм», «интерес», «любовь», о которых шла речь выше. Когда мне говорят о том, что у Люси трудная судьба, я внутренне улыбаюсь – покажите мне человека с легкой судьбой. Легкого опыта не бывает. Страдания и конфликты закаляют человека, вырабатывают характер и формируют жизнестойкость и стрессоустойчивость. Это биологические законы, и мы ничего тут не сделаем. Люся в этом плане – тому прямое подтверждение. Кстати, не случайно центральным образом, вынесенным на обложку книги, стал плот. Это хорошо нам всем знакомая метафора, связанная с искусством выживания. Бушующее море – и маленький человек. Причем удержаться получается только тогда, когда тебе известен секрет баланса. Поэтому, если природа наградила тебя созидательной энергией, ты должен обращаться с ней очень бережно. Ее нужно обязательно отдавать, реализовывать. Иначе она поменяет знак, и тогда может произойти несчастье.
- Если бы вы могли дать Люсе совет, что бы вы ей сказали?
- «Позаботься о себе!» Но я думаю, что она бы не последовала этому совету. Как устройство мозга Базарова заставляет его все отрицать, точно также главенствующая потребность моей героини – делать добро. Увы, эта потребность в ней столь сильна, что ведет к развитию потребительского отношения со стороны близких людей. Жертвенность никогда не существует сама по себе, рядом с ней всегда есть потребительство. Поэтому, чтобы минимизировать последствия такой связи, необходимо соблюдать меру. И именно это недоступно Люсе. Мало того, иногда она сама напоминает мне человека, наслаждающегося своей властью над людьми. В этом смысле профессия врача так же опасна, как и профессия учителя. К сожалению, этим оборачивается неконтролируемое самопожертвование.
- Как вы считаете, какова роль женщины в нашем обществе сегодня? Можем ли мы говорить о том, что процесс эмансипации женщин благополучно завершился?
- Мне кажется, что этот вопрос неорганичен для нашей истории. Вспомните княгиню Ольгу, наших многочисленных императриц, тех женщин, которые занимались наукой, искусством и литературой... Это все свидетельства того, что процесс эмансипации в России был запущен давным-давно. И сегодня нам будет очень сложно найти пример того, чего женщина сделать не в состоянии. В XXI веке мы вообще не можем говорить об истинно мужских и истинно женских профессиях. Но зато есть свойство, которое нас принципиально отличает от мужчин: мы можем рожать. Поэтому все вопросы об эмансипации мне кажутся на сегодняшний день смешными. Наверное, правильнее говорить о специфическом распределении ролей в обществе. Дело в том, что генетически у женщины другая степень ответственности, чем у мужчины. Если посмотреть, как это складывалось исторически, то мужчина всегда был добытчиком и защитником, а вся остальная часть жизни контролировалась женщиной. Но и не это главное. Важно, что женщина априори отвечает за формирование эмоциональной сферы в человеке. Возможно, такая ситуация и привела к тому, что ответственность женщины возросла, а ответственность мужчины минимизировалась до задачи зарабатывания денег и защиты от врага. В результате сегодня мы видим инфантилизацию мужчины и гиперответственность женщины. Это раз и навсегда определило ее доминирующую роль в обществе. Другое дело, что эта роль не единственная. Поэтому мне очень жаль тех моих современниц, которые в диапазоне женских ролей выбирают что-то одно – роль учителя, директора, руководителя или же только роль мамы. Женская матрица состоит из нескольких программ. И когда ты существуешь только в одном информационном потоке, осваиваешь только одно амплуа, остальные страдают. Поэтому своим современницам я могу пожелать только одного – широты взгляда, понимания того, кто они и чего хотят на самом деле.
- Каковы ваши творческие планы? Над чем сейчас работаете?
- Сейчас как раз закончила новую книгу. Это роман, сосредоточенный на истории семьи, в нем есть элементы семейной саги. В перспективе планирую написать книгу о школе. Благодаря материнскому опыту воспитания дочери-подростка, которая проводит в школе существенную часть жизни, у меня накопилось множество вопросов. И я бы хотела их задать в художественной форме. В феврале выходит мой новый роман «Бери и помни». Образ его главной героини уже узнаваем для прозы Татьяны Булатовой. Это женщина, которая вполне могла бы пополнить ряд героев-чудаков. Но эти чудачества выглядят таковыми только с точки зрения тех, кто живет однонаправленно, не помня о том, что оставляют после себя. Это история взаимоотношений, строящихся на балансе добра и зла, жертвенности и эгоизма. «Бери и помни» - это трогательный рассказ о том, как прихотлива человеческая судьба и как силен тот, кто умеет ей сопротивляться.
Автор: Тумовская Марина |
Оставить комментарий
|
25 декабря 2013, 8:02 2406 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан