Статьи » Магия, гадания, непознанное
Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» Во многих русских сказках фигурирует она, избушка на курьих ножках, где обитает Баба-Яга… А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Историки и специалисты по фольклору считают, что ответ на этот вопрос следует искать в древней языческой культуре…
«Домики мертвых»
Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют Дьяковской, так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково в районе современного Коломенского.
Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев.
Между тем, в 1934 г. при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек. Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 г. похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря.
Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг. Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены – скорее всего, так как их во время погребальной церемонии располагали у костра. Рядом лежали осколки древней утвари, фрагменты украшений и другие артефакты.
Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых». Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.
Что же касается избушки на курьих ножках, то на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые. Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора.
В русских народных сказках Баба-Яга хочет засадить своих гостей в печь и изжарить. Видимо, эта сюжетная линия как раз и связана с тем, что «домик мертвых» представлял собой хранилище для сожженных останков. Кстати, не исключено, что порой трупы сжигались прямо в очаге, который был выложен в «избушке».
«Порталы» в потусторонний мир
Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-Яги. А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…
Косвенное подтверждение этой гипотезы можно обнаружить в древней повести, где рассказывается о том, как князь Андрей Боголюбский укрылся от преследовавшего его сыновей боярина Степана Кучки в лесном срубе, где был погребен «некоторый мертвый человек».
Не случайно в сказках особо отмечено, что вход в избушку Бабы-Яги находится со стороны леса (лес символизирует смерть). Чтобы войти в избушку, герой должен попросить ее «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда открывается вход в царство мертвых.
Баба-Яга сначала не видит пришедших гостей, и узнает об их приходе только по запаху: «русским духом пахнет!» Это объясняется тем, что она не принадлежит к миру живых. Гостю же, чтобы достичь намеченной цели, необходимо приобщиться к миру мертвых. Чтобы осуществить этот «переход», он обычно просит Бабу-Ягу накормить его, и она угощает его пищей мертвых, либо сажает в печь… Это своего рода обряд инициации, который помогает герою адаптироваться в потустороннем царстве, наделяет его «магическими» свойствами, которые позволяют подчинять себе обитателей этого мира и побеждать обитающих там чудовищ…
Есть даже спорная теория о том, что русские вовсе не являются славянами, а принадлежат именно к финно-угорскому этносу, отсюда и соответствующие фольклорные сюжеты, а также «странные» для славянской культуры традиции. Но, так или иначе, любая сказка возникает не на пустом месте, а является смесью старинных верований и преданий…
Откуда в сказках избушки на курьих ножках?
«Домики мертвых»
Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют Дьяковской, так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково в районе современного Коломенского.
Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев.
Между тем, в 1934 г. при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек. Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 г. похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря.
Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг. Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены – скорее всего, так как их во время погребальной церемонии располагали у костра. Рядом лежали осколки древней утвари, фрагменты украшений и другие артефакты.
Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых». Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.
Что же касается избушки на курьих ножках, то на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые. Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора.
В русских народных сказках Баба-Яга хочет засадить своих гостей в печь и изжарить. Видимо, эта сюжетная линия как раз и связана с тем, что «домик мертвых» представлял собой хранилище для сожженных останков. Кстати, не исключено, что порой трупы сжигались прямо в очаге, который был выложен в «избушке».
«Порталы» в потусторонний мир
Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-Яги. А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…
Косвенное подтверждение этой гипотезы можно обнаружить в древней повести, где рассказывается о том, как князь Андрей Боголюбский укрылся от преследовавшего его сыновей боярина Степана Кучки в лесном срубе, где был погребен «некоторый мертвый человек».
Не случайно в сказках особо отмечено, что вход в избушку Бабы-Яги находится со стороны леса (лес символизирует смерть). Чтобы войти в избушку, герой должен попросить ее «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда открывается вход в царство мертвых.
Баба-Яга сначала не видит пришедших гостей, и узнает об их приходе только по запаху: «русским духом пахнет!» Это объясняется тем, что она не принадлежит к миру живых. Гостю же, чтобы достичь намеченной цели, необходимо приобщиться к миру мертвых. Чтобы осуществить этот «переход», он обычно просит Бабу-Ягу накормить его, и она угощает его пищей мертвых, либо сажает в печь… Это своего рода обряд инициации, который помогает герою адаптироваться в потустороннем царстве, наделяет его «магическими» свойствами, которые позволяют подчинять себе обитателей этого мира и побеждать обитающих там чудовищ…
Есть даже спорная теория о том, что русские вовсе не являются славянами, а принадлежат именно к финно-угорскому этносу, отсюда и соответствующие фольклорные сюжеты, а также «странные» для славянской культуры традиции. Но, так или иначе, любая сказка возникает не на пустом месте, а является смесью старинных верований и преданий…
Автор: Мария Подолецкая |
2
комментария
|
30 июня 2013, 8:00 6696 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан