Статьи » Интересные люди
«Почему велосипед лучше женщины? Если вы крепко выразились в адрес своего велосипеда, вам не надо приносить ему извинения, если захотелось покататься. Вам надо либо его чинить, либо его менять, либо залечивать свежеприобретенные травмы!». Но когда речь идет о велотуризме, шутки остаются в стороне. Серьезно о серьезном сегодня расскажет человек, который проехал на велосипеде столько, сколько вы и представить себе никогда не сможете. Речь идет о главном инструкторе клуба Veloclub Ольге Аблековой, которая рассказала главному редактору туристического портала Azbukaka.ru Марии Михайловой о том, зачем взрослому велотуристу нужны трусы с памперсом, почему бесполезен GPS , для чего участникам группы необходимо знакомиться перед поездкой, и о многом другом.
- Здравствуйте, Ольга! Давайте поговорим о вашей деятельности. Расскажите, как давно вы занимаетесь велотуризмом?
- Есть горнолыжник, Клод Фили. Когда ему было лет 19, он долго болел, лежал, лечился и во время болезни придумал, как надо кататься на горных лыжах. Сейчас все так катаются. Потом он поправился и много выигрывал, но вот во сколько он начал кататься на лыжах, как вы считаете?
- Очевидно, когда болел. Мысленно.
- Мысленно, да. Так вот я в семь лет села на детский советский велосипед и с тех пор мысль моя о том, что на этом же можно путешествовать, никуда не ушла. Путешествия я начала в 30 лет. Поэтому когда это все началось? Если смотреть со стороны, то лет 13 назад, если смотреть с моей точки зрения, то с детства.
- Каким было ваше первое велопутешествие?
- Ещё бы я помнила… По-моему, в Калужскую область мы ездили. Поездка была спланирована на два дня: Ока, Малоярославец. В первый день 90 км проехали, во второй около того. Просто отправилась попробовать силы. Это теперь я понимаю, что 90 километров в первый день - это очень много.
- Вы ехали группой или просто для себя?
- Группой. А потом на следующий год я пошла в начальную школу спортивного велотуризма в Русском клубе велопутешествий. Любая велошкола завершается многодневным походом, в тот раз поход был по Золотому кольцу 1-й категории сложности. В спортивном велотуризме походы категорируются от 1-й категории до 6-й, от простого к сложному, чтобы плавно подготовить человека. Вот, это был поход первой категории, но уже тогда я и поняла, что Земля круглая, все время вертится, все время надо ехать в гору. Такое первое впечатление от первого похода. Стараюсь об этом помнить и не «гонять» новичков.
- В школе долго проучились?
- Около года. Обучение начинается осенью с лекций по различным темам, с которыми приходится сталкиваться - в первую очередь, это ориентирование на местности, потом — снаряжение, инструкции по тому, какой велосипед лучше выбрать для туризма и почему, рассказывают про личное и групповое снаряжение, про то, как спланировать питание, иногда — про психологию малых групп. В Московском клубе велотуристов, например, много ходят на лыжах, чтобы отработать ориентирование, а как только погода позволяет, садятся на велосипед и к маю обычно идут в многодневный учебно-тренировочный поход. Осенью принимают экзамены, а потом торжественно вручают справку о том, что прошли поход первой или второй категорий, справку об окончании школы и дальше уже можно совершенствоваться самому или идти в более сложные школы.
- И вы решили идти дальше…
- Да, мне просто интересно. Я хожу в разные походы, в специализированную школу пошла, потом на стажировку, на следующий год пойду в школу старших инструкторов. Своим опытом пытаюсь делиться с народом, который не хочет заниматься спортивным туризмом, а хочет просто путешествовать, знакомиться с разными странами, смотреть на мир не из вагона поезда или окна автобуса, без обязательного преодоления препятствий с разумным сочетанием нагрузки и отдыха. В спортивном туризме все регламентировано, надо уложить определенное количество препятствий в определенное время. Часто из-за этого начинаются «гонки». Не всем нравится.
- Давайте поговорим о разнице приспособленности местности в Европе и в России.
- Смотря чего вам хочется. Я и там и там ездила и могу сказать, что в Европу едут отдыхать. Туда можно взять кошелек и велосипед – больше ничего не надо. Последнее время даже велосипед не обязательно. У нас так не получится. У нас надо по возможности все сложить с собой в рюкзачок и ехать. Если хочется комфортно по велодорожкам отдыхать и останавливаться в отелях, то Европа. А если получать удовольствие от грязи, от трудностей – к нам. У нас этого добра очень много. В прошлом году посетила меня нехорошая мысль - мы же тоже хотим жить, как в Европе, чтобы все было нормально, клубы объединяются, пытаются повлиять на строительство дорог и магистралей с велодорожками. Ну, вот построим мы велодорожки, будет у нас все хорошо, сядешь и поедешь, куда захочешь, а где же я грязь найду? (смеется)
- То есть все же нужно, чтобы оставалось это русское бездорожье?
- Да, в разумных количествах. Я просто даже в Подмосковье стараюсь устраивать людям приключения. Например, можно пройти по азимуту в лесу. А они потом довольные возвращаются: «Мы преодолели!» Причем заблудиться в Подмосковье невозможно: даже если в лес зайдешь, через пару километров выйдешь.
- А самая сложная поездка у вас куда была?
- Наверное, Алтай. Мы проехали 888 километров за три недели августа. Это был странный 2004 год, тогда поменяли методику категорирования маршрутов в велотуризме: во всех других видах туризма категорий сложности было шесть, в велотуризме – 5. И в 2004 году методику категорирования веломаршрутов поменяли, и получилось так, что маршрут по Алтаю, который был пятой категории, стал четвертой. Мы его прошли. У нас была заброска через Телецкое озеро, мы шли по Катуньской тропе. Там, кстати, стоит небольшая каменная баба и ей монетки оставляют, шишки кедровые кладут…
- На удачу?
- Не знаю, но так принято. Там был очень длинный маршрут. После Телецкого озера шли по Чулышману, перешли через перевал Кату-Ярык. Через этот перевал машины едут без пассажиров, их от греха подальше высаживают, потому что там градиент 20% и, конечно, никакого асфальта нет. Проехали Акташ, Акбом, видели, как в мутную Катунь вливаются голубые потоки Чуи – потрясающе красиво. После Тюнгура доехали до музея Рериха – народ из разных регионов России на полном энтузиазме восстановил дом купца Артамонова, в котором останавливался Рерих. Там сгнил первый этаж и остался только второй. Дом отреставрировали и сейчас эти люди проводят там отпуска, дежурят, водят экскурсии. Самое интересное, что билеты туда не продаются – просто поставлена маленькая шкатулочка, в которую ты кладешь столько денег, сколько считаешь нужным. Все на полном энтузиазме. Дальше была Денисова пещера, два перевала, поход закончился в Бийске.
- Скажите, что нужно знать перед тем, как отправиться в путешествие даже самой минимальной сложности?
- Прежде всего, человек должен понимать, зачем он с нами едет. Должна быть одна единая цель, потому что когда цели разные, ожидания не оправдываются. Ну, представьте себе – человек приехал, условно, рыбу половить, а его запихнули в байдарку и заставили спускаться по реке. Конечно же, он вернется недовольным. Так вот, перед тем, как кого-то куда-то позвать, я говорю: «Ребят, едем мы за этим!», то есть банально – цель путешествия. И если все собрались для этой цели, тогда любое путешествие и с подготовкой, и без будет удачным. Еще я стараюсь не набирать в поход людей, которые друг друга не знают. Если ко мне приходит человек и говорит, что хочет поехать со мной, для начала я приглашаю его в однодневные поездки по Подмосковью, так называемые ПВД (походы выходного дня) и там уже знакомимся. Это пришло из спортивного туризма, которому уже больше 30 лет. Многие вещи, как устав в армии, написаны кровью. Это - одна из них - подумать, чего хочется от поездки.
Еще нужно учитывать, что некоторая физическая нагрузка будет присутствовать все равно. Значит, нужно понимать немножко свое здоровье. Велотуризм является отличной профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, если не очень запущенное варикозное расширение вен, при регулярных занятиях оно может со временем исчезнуть… Могу даже такой пример привести: с нами катается девушка, у которой не очень хорошо работает тазобедренный сустав и долго ходить она не может, а для велосипеда это не важно. Велосипед – один из наиболее простых видов туризма в плане передвижения. Сложность в другом: если с великом что-то случится, нужно понимать, что сделать, чтобы его починить. Хрупкая девушка меняет камеру за 5 минут, если знает, что делать. Это не сложно. Знать надо следующее: велосипед жесткий, и с ним соприкасаются руки, ноги и еще одно место, вот эти места должны быть защищены, чтобы было комфортно. Одежда должна быть специальной. Когда меня приглашают послушать лекцию про путешествия, первым делом рассказывают, как они себе все натерли. Я сразу думаю: «Так вы бы поинтересовались немного, что есть велотрусы с памперсом, специальные кремики…»
То есть перед любой поездкой надо немного подготовить себя физически и подготовить приемлемое снаряжение. Никому же не придет в голову пойти в высокие горы без соответствующей подготовки или резко заняться глубоководным дайвингом.
- Получается, нужна правильная экипировка?
- Да. Если она будет вся (не только для мест соприкосновения с велосипедом, но и курточки разные на разную погоду) – замечательно. Как правило, специальная одежда стоит дорого, и приобрести все сразу, особенно не планируя заниматься путешествиями регулярно, не хочется. Поэтому я обращаю внимание на то, что в первую очередь соприкасается с велосипедом. На что еще надо обратить внимание: голова одна, глаза два, но оба жалко. Так что обязательно нужно купить шлем и очки.
- А по технике безопасности что нужно знать перед поездкой?
- Первое, что делаю, когда мы с группой собираемся в поездку – проверяю, как накачаны колеса у всех, работают ли тормоза, дальше – объясняю ПДД обязательно. Сигналов немного: стоп, право, лево, опасность на дороге справа, опасность на дороге слева. И, естественно, говорю о том, что при движении нужно соблюдать дистанцию и каждому едущему повторять жест, потому что через одного в группе не видно, что показал первый. Остановились – ушли на обочину. На всякий случай. Если едет один, то тоже показывает все сигналы, чтобы быть понятным для водителей машин. Чем понятнее ведешь себя на дороге, тем всем удобнее. Еще хорошо быть заметным: есть специальные жилеты со световозвращающими полосами.
Что касается подготовки к многодневному путешествию, то надо помнить простое правило: до путешествия надо проехать километраж путешествия.
- Считаете ли вы, что в России нужно популяризировать велотуризм, и как это сделать?
- Прежде надо сказать о том, что мы видим: велотуризм не очень развит, а людям все равно интересно. Значит, можно развивать. Если смотреть с точки зрения экономики, не очень много денег нужно, потому что элементарный кемпинг, куда можно приехать и поставить палатку – это удобно. Велотуристам что нужно: оборудованная площадка, куда можно приехать, поставить палатку, приготовить еду, зарядить свой любимый телефон, сходить в душ, удовлетворить другие потребности.
- А как этому поспособствовать?
- Сейчас велоклубы объединяются как раз с целью улучшить велоструктуру, которой нет. Конечно, у нас сделали велодорожки, но сделали их настолько бездумно, что едешь по ним, а они – хоп – и свернули в никуда. Это было бы удобно, если к этому приложить мозг. Популяризировать можно, но ездить негде. Если дать возможность, люди будут кататься и зимой – это не так сложно. Просто одеться потеплее, поставить зимнюю резину на велосипед. Это к вопросу о том, что в России зима длится девять месяцев. В плане туризма важно, чтобы было, где остановиться. Не обязательно отель с телевизором, а просто подготовленное место с электрической розеткой, местом для палатки и душем. А кто хочет комфорта – тот найдет себе комфорт. Поспособствовать можно, изменив отношение тех, от кого зависит строительство дорог. Часто попадаются люди, которые говорят: «Проголосуйте за нас, мы вам сделаем хорошо дорожки и прочее». Но как только люди попадают во власть, весь их энтузиазм по поводу велоинфраструктуры исчезает. Очень много «выскочек», которые пытаются сделать себе имя на волне популяризации велосипеда/велодвижений, при этом к велосипеду часто они никакого отношения не имеют, не удивлюсь, если они вообще не умеют на нем кататься.
Поэтому поспособствовать можно, но как-то изменить отношение к такому явлению, как велосипед. Велосипед - это полноценное транспортное средство, на котором можно преодолевать значительные расстояния. Людям нравится кататься на велосипедах. Есть инфраструктура, или нет, те, кому нравится, будут кататься. Если будет больше инфраструктуры, будут больше кататься. Не все поголовно сядут и поедут, но число велосипедистов значительно увеличится.
Пока есть ощущение, что в шутке про то, что велосипедист – бедствие для экономики, только доля шутки. Велосипедист не покупает автомобиль, не берет под него кредит, не покупает бензин, не пользуется автосервисами, не покупает страховку, не пользуется платными автостоянками, не страдает от ожирения, он здоров, он не покупает лекарств, не оплачивает услуги докторов – и это только то, что сразу приходит в голову, лишь небольшая часть плюсов.
Сейчас наметились некоторые сдвиги, главным образом в умах. Я имею в виду, проблему рассматривают уже на второй стадии. Первая – этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Вторая – в этом что-то есть. А третья – это же всем известно. Вот когда будет всем известно, что велосипед - это такое же транспортное средство, как автомобиль, начнет что-то меняться, и не только для галочки.
- Как вы думаете, реально ли, чтобы у нас в ближайшие 5 лет это все подготовили?
- Нет, нереально. Я не думаю, что моим внукам что-то достанется. Просто по менталитету так. «Перетопчитесь!». Надо больше времени.
- Или в Европу…
- Да. В Европу, отдыхать.
- С какими самыми распространенными ошибками и заблуждениями в велотуризме вы сталкивались?
- Сейчас буду говорить про технические аспекты. Первая ошибка – зачем мне шлем? Дальше – большинство велосипедов с колесами в 26 дюймов ездить не умеют. Для туризма подходят только дисковые механические тормоза. Вот это все крайне неверно. Это очень неудобные тормоза, гидравлика для туризма подходит больше – там и с настройкой все просто, и установка багажника на велосипед с гидравликой гораздо удобнее, чем на велосипед с дисками, потому что там без специального "дяди Васи" багажник не поставить, а без багажника в туризме далеко не уедешь. Еще есть заблуждение, что широкие колеса – это очень здорово. Нет, это очень тяжело и все ваши силы уйдут туда. Покрышки могут быть 32 миллиметра – это вполне широкие покрышки, они прекрасно подойдут.
Еще часто встречаю людей на велосипеде с низко поставленным седлом. Особенно их много в парках. Велосипед - это такая индивидуальная штука, которую надо индивидуально настраивать. Об этом либо забывают, либо не думают, либо не знают.
Как правило, есть несколько причин, почему седло ставят низко. На первый взгляд кажется, что так легче крутить педали. Действительно легче, но при этом КПД куда-то исчезает. Еще бывает просто страшно остановиться и слезть с велосипеда, а когда седло стоит низко – остановился, выставил ногу, она быстро опирается на землю. Неправильно, но не так страшно. И есть еще причина, когда человек осознанно ставит седло пониже - колени уже совсем «убитые» и по-другому он просто не может.
Если ко мне приходят покататься люди с седлом, стоящим явно ниже, чем надо, я сначала выясняю причину, и, если это первый или второй случай, поднимаю седло. В первом случае сразу, во втором постепенно. После чего радости от катания прибавляется.
- А если говорить о психологической стороне заблуждений?
- В основном – зачем мне шлем, зачем мне велоперчатки, 50 км – это очень много, и я никогда столько не проеду, я поехал – светит солнце, зачем мне теплая куртка или куртка от дождя… Ситуации детские и странные, но они случаются. Вот, например, человек поехал на майские праздники и не взял теплые шапку и куртку. А у нас вообще-то на майские часто снег идет. Есть такое понятие, как черемуховые холода: расцветает черемуха и в средней полосе холодает, может пойти снег.
Многие заблуждения снимаются после первой же поездки по Подмосковью. Проехав со мной, люди сразу идут и покупают себе велотрусы. Причем не обязательно же их покупать как у спортсменов, в «облипочку», и всем показывать свои прелести! Внешний вид можно подобрать любой – и шорты, и даже шорты с юбкой. Но в них удобнее, потому что, скажем, джинсы натирают по шву в нежных местах – неприятные ощущения. Кроме того джинсы делают из хлопка, а если хлопок намочить, он сохнет долго. Если при этом остаться в джинсах и ехать дальше, застудятся колени. Лучше до этого не доводить. Конечно, это относится к нашему виду. Городские велосипеды и не поедут быстро, и седло широкое, куда можно сесть в пальто, джинсах — в чем угодно — и спокойно доехать до магазина.
- Получается, главное – практика?
- Да. Есть такие вещи, как, например, седло. Его выбирают только опытным путем. Еще часто хорошие велосипеды продают без педалей, чтобы вы поставили те, на которых вам комфортно. Это как приличный фотоаппарат не продают с объективом, потому что каждому нужно что-то свое. Без седла обычно не продают, но на нем тоже могут сэкономить. Или поставить самые дешевые педали - к этому надо относиться нормально и без претензий. Широкие покрышки – тяжело и лишняя трата денег. Прямой руль – неудобно, потому что завязан на одном положении корпуса, в крайнем случае – на двух-трех, если поставить «рога». Лучше баран. Вообще мой главный совет – не ходить в походы той сложности, к которой еще не готов. Это выработано годами в спортивном велотуризме. Если хотите разбираться с этим лучше, советую пойти в туристическую велошколу или присоединиться к какому-нибудь велоклубу. Это все у нас держится на чистом энтузиазме и при этом живет последние -дцать лет и умирать не собирается.
- Какие школы вы можете посоветовать?
- Велошколу базового уровня Московского клуба велотуристов. Наиболее интересная школа, они занимаются ориентированием, дают дополнительные знания по поводу переноски пострадавших и прочее. Занятия там проходят зимой, что накладывает не совсем велосипедный отпечаток – много ездят на лыжах, с ночевками. Но при этом нормально объясняют, что делать. Одно из ориентирований там – зимнее ночное ориентирование на лыжах. Тому, кто его проходит, мозг ставят на место замечательно. Начинаешь иначе смотреть на то, где ты находишься. Что представляет собой этот урок: тебе дают хорошую подробную карту и просят найти 4-5 пунктов в лесу. Обычно это проходит недалеко в Подмосковье, как правило, в Красногорском лесу. А перед этим старательно читают лекции по ориентированию, военной топографии, проводят занятия на местности от простого к сложному. Сразу взять карту и компас и побежать по азимуту получается не у всех, точнее, почти ни у кого.
- Но ведь есть GPS …
- GPS только в помощь. Не умеешь пользоваться картой - GPS можешь вообще не брать. В Подмосковье GPS может помочь: много треков, можно загрузить и поехать по чужому треку. Если хотеть уехать подальше, то и треков будет меньше, и желания могут не совпадать с теми треками, которые найдешь. Еще ведь можно и вовсе первопрохождение трека запланировать. Тогда какой тут GPS поможет? К тому же, это просто неудобно - очень маленький экранчик.
- Понятно. Что ж, Ольга, давайте поговорим об итогах?
- В конце хотелось бы сделать выводы – велотуризм доступен большинству людей. Чтобы получить от поездки удовольствие, а не бороться за жизнь и с ненужными «трудностями», надо немного подготовиться и понять, что на самом деле интересно: спортивные достижения, легкий фитнес, встреча с нетронутой природой или познавательная поездка по городам.
Интересные отчеты о путешествиях и интервью бывалых туристов читайте на www.azbukaka.ru
Авторские права на фотографии - Veloclub.ru
Ольга Аблекова: «Все время надо ехать в гору»
- Здравствуйте, Ольга! Давайте поговорим о вашей деятельности. Расскажите, как давно вы занимаетесь велотуризмом?
- Есть горнолыжник, Клод Фили. Когда ему было лет 19, он долго болел, лежал, лечился и во время болезни придумал, как надо кататься на горных лыжах. Сейчас все так катаются. Потом он поправился и много выигрывал, но вот во сколько он начал кататься на лыжах, как вы считаете?
- Очевидно, когда болел. Мысленно.
- Мысленно, да. Так вот я в семь лет села на детский советский велосипед и с тех пор мысль моя о том, что на этом же можно путешествовать, никуда не ушла. Путешествия я начала в 30 лет. Поэтому когда это все началось? Если смотреть со стороны, то лет 13 назад, если смотреть с моей точки зрения, то с детства.
- Каким было ваше первое велопутешествие?
- Ещё бы я помнила… По-моему, в Калужскую область мы ездили. Поездка была спланирована на два дня: Ока, Малоярославец. В первый день 90 км проехали, во второй около того. Просто отправилась попробовать силы. Это теперь я понимаю, что 90 километров в первый день - это очень много.
- Вы ехали группой или просто для себя?
- Группой. А потом на следующий год я пошла в начальную школу спортивного велотуризма в Русском клубе велопутешествий. Любая велошкола завершается многодневным походом, в тот раз поход был по Золотому кольцу 1-й категории сложности. В спортивном велотуризме походы категорируются от 1-й категории до 6-й, от простого к сложному, чтобы плавно подготовить человека. Вот, это был поход первой категории, но уже тогда я и поняла, что Земля круглая, все время вертится, все время надо ехать в гору. Такое первое впечатление от первого похода. Стараюсь об этом помнить и не «гонять» новичков.
- В школе долго проучились?
- Около года. Обучение начинается осенью с лекций по различным темам, с которыми приходится сталкиваться - в первую очередь, это ориентирование на местности, потом — снаряжение, инструкции по тому, какой велосипед лучше выбрать для туризма и почему, рассказывают про личное и групповое снаряжение, про то, как спланировать питание, иногда — про психологию малых групп. В Московском клубе велотуристов, например, много ходят на лыжах, чтобы отработать ориентирование, а как только погода позволяет, садятся на велосипед и к маю обычно идут в многодневный учебно-тренировочный поход. Осенью принимают экзамены, а потом торжественно вручают справку о том, что прошли поход первой или второй категорий, справку об окончании школы и дальше уже можно совершенствоваться самому или идти в более сложные школы.
- И вы решили идти дальше…
- Да, мне просто интересно. Я хожу в разные походы, в специализированную школу пошла, потом на стажировку, на следующий год пойду в школу старших инструкторов. Своим опытом пытаюсь делиться с народом, который не хочет заниматься спортивным туризмом, а хочет просто путешествовать, знакомиться с разными странами, смотреть на мир не из вагона поезда или окна автобуса, без обязательного преодоления препятствий с разумным сочетанием нагрузки и отдыха. В спортивном туризме все регламентировано, надо уложить определенное количество препятствий в определенное время. Часто из-за этого начинаются «гонки». Не всем нравится.
- Давайте поговорим о разнице приспособленности местности в Европе и в России.
- Смотря чего вам хочется. Я и там и там ездила и могу сказать, что в Европу едут отдыхать. Туда можно взять кошелек и велосипед – больше ничего не надо. Последнее время даже велосипед не обязательно. У нас так не получится. У нас надо по возможности все сложить с собой в рюкзачок и ехать. Если хочется комфортно по велодорожкам отдыхать и останавливаться в отелях, то Европа. А если получать удовольствие от грязи, от трудностей – к нам. У нас этого добра очень много. В прошлом году посетила меня нехорошая мысль - мы же тоже хотим жить, как в Европе, чтобы все было нормально, клубы объединяются, пытаются повлиять на строительство дорог и магистралей с велодорожками. Ну, вот построим мы велодорожки, будет у нас все хорошо, сядешь и поедешь, куда захочешь, а где же я грязь найду? (смеется)
- То есть все же нужно, чтобы оставалось это русское бездорожье?
- Да, в разумных количествах. Я просто даже в Подмосковье стараюсь устраивать людям приключения. Например, можно пройти по азимуту в лесу. А они потом довольные возвращаются: «Мы преодолели!» Причем заблудиться в Подмосковье невозможно: даже если в лес зайдешь, через пару километров выйдешь.
- А самая сложная поездка у вас куда была?
- Наверное, Алтай. Мы проехали 888 километров за три недели августа. Это был странный 2004 год, тогда поменяли методику категорирования маршрутов в велотуризме: во всех других видах туризма категорий сложности было шесть, в велотуризме – 5. И в 2004 году методику категорирования веломаршрутов поменяли, и получилось так, что маршрут по Алтаю, который был пятой категории, стал четвертой. Мы его прошли. У нас была заброска через Телецкое озеро, мы шли по Катуньской тропе. Там, кстати, стоит небольшая каменная баба и ей монетки оставляют, шишки кедровые кладут…
- На удачу?
- Не знаю, но так принято. Там был очень длинный маршрут. После Телецкого озера шли по Чулышману, перешли через перевал Кату-Ярык. Через этот перевал машины едут без пассажиров, их от греха подальше высаживают, потому что там градиент 20% и, конечно, никакого асфальта нет. Проехали Акташ, Акбом, видели, как в мутную Катунь вливаются голубые потоки Чуи – потрясающе красиво. После Тюнгура доехали до музея Рериха – народ из разных регионов России на полном энтузиазме восстановил дом купца Артамонова, в котором останавливался Рерих. Там сгнил первый этаж и остался только второй. Дом отреставрировали и сейчас эти люди проводят там отпуска, дежурят, водят экскурсии. Самое интересное, что билеты туда не продаются – просто поставлена маленькая шкатулочка, в которую ты кладешь столько денег, сколько считаешь нужным. Все на полном энтузиазме. Дальше была Денисова пещера, два перевала, поход закончился в Бийске.
- Скажите, что нужно знать перед тем, как отправиться в путешествие даже самой минимальной сложности?
- Прежде всего, человек должен понимать, зачем он с нами едет. Должна быть одна единая цель, потому что когда цели разные, ожидания не оправдываются. Ну, представьте себе – человек приехал, условно, рыбу половить, а его запихнули в байдарку и заставили спускаться по реке. Конечно же, он вернется недовольным. Так вот, перед тем, как кого-то куда-то позвать, я говорю: «Ребят, едем мы за этим!», то есть банально – цель путешествия. И если все собрались для этой цели, тогда любое путешествие и с подготовкой, и без будет удачным. Еще я стараюсь не набирать в поход людей, которые друг друга не знают. Если ко мне приходит человек и говорит, что хочет поехать со мной, для начала я приглашаю его в однодневные поездки по Подмосковью, так называемые ПВД (походы выходного дня) и там уже знакомимся. Это пришло из спортивного туризма, которому уже больше 30 лет. Многие вещи, как устав в армии, написаны кровью. Это - одна из них - подумать, чего хочется от поездки.
Еще нужно учитывать, что некоторая физическая нагрузка будет присутствовать все равно. Значит, нужно понимать немножко свое здоровье. Велотуризм является отличной профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, если не очень запущенное варикозное расширение вен, при регулярных занятиях оно может со временем исчезнуть… Могу даже такой пример привести: с нами катается девушка, у которой не очень хорошо работает тазобедренный сустав и долго ходить она не может, а для велосипеда это не важно. Велосипед – один из наиболее простых видов туризма в плане передвижения. Сложность в другом: если с великом что-то случится, нужно понимать, что сделать, чтобы его починить. Хрупкая девушка меняет камеру за 5 минут, если знает, что делать. Это не сложно. Знать надо следующее: велосипед жесткий, и с ним соприкасаются руки, ноги и еще одно место, вот эти места должны быть защищены, чтобы было комфортно. Одежда должна быть специальной. Когда меня приглашают послушать лекцию про путешествия, первым делом рассказывают, как они себе все натерли. Я сразу думаю: «Так вы бы поинтересовались немного, что есть велотрусы с памперсом, специальные кремики…»
То есть перед любой поездкой надо немного подготовить себя физически и подготовить приемлемое снаряжение. Никому же не придет в голову пойти в высокие горы без соответствующей подготовки или резко заняться глубоководным дайвингом.
- Получается, нужна правильная экипировка?
- Да. Если она будет вся (не только для мест соприкосновения с велосипедом, но и курточки разные на разную погоду) – замечательно. Как правило, специальная одежда стоит дорого, и приобрести все сразу, особенно не планируя заниматься путешествиями регулярно, не хочется. Поэтому я обращаю внимание на то, что в первую очередь соприкасается с велосипедом. На что еще надо обратить внимание: голова одна, глаза два, но оба жалко. Так что обязательно нужно купить шлем и очки.
- А по технике безопасности что нужно знать перед поездкой?
- Первое, что делаю, когда мы с группой собираемся в поездку – проверяю, как накачаны колеса у всех, работают ли тормоза, дальше – объясняю ПДД обязательно. Сигналов немного: стоп, право, лево, опасность на дороге справа, опасность на дороге слева. И, естественно, говорю о том, что при движении нужно соблюдать дистанцию и каждому едущему повторять жест, потому что через одного в группе не видно, что показал первый. Остановились – ушли на обочину. На всякий случай. Если едет один, то тоже показывает все сигналы, чтобы быть понятным для водителей машин. Чем понятнее ведешь себя на дороге, тем всем удобнее. Еще хорошо быть заметным: есть специальные жилеты со световозвращающими полосами.
Что касается подготовки к многодневному путешествию, то надо помнить простое правило: до путешествия надо проехать километраж путешествия.
- Считаете ли вы, что в России нужно популяризировать велотуризм, и как это сделать?
- Прежде надо сказать о том, что мы видим: велотуризм не очень развит, а людям все равно интересно. Значит, можно развивать. Если смотреть с точки зрения экономики, не очень много денег нужно, потому что элементарный кемпинг, куда можно приехать и поставить палатку – это удобно. Велотуристам что нужно: оборудованная площадка, куда можно приехать, поставить палатку, приготовить еду, зарядить свой любимый телефон, сходить в душ, удовлетворить другие потребности.
- А как этому поспособствовать?
- Сейчас велоклубы объединяются как раз с целью улучшить велоструктуру, которой нет. Конечно, у нас сделали велодорожки, но сделали их настолько бездумно, что едешь по ним, а они – хоп – и свернули в никуда. Это было бы удобно, если к этому приложить мозг. Популяризировать можно, но ездить негде. Если дать возможность, люди будут кататься и зимой – это не так сложно. Просто одеться потеплее, поставить зимнюю резину на велосипед. Это к вопросу о том, что в России зима длится девять месяцев. В плане туризма важно, чтобы было, где остановиться. Не обязательно отель с телевизором, а просто подготовленное место с электрической розеткой, местом для палатки и душем. А кто хочет комфорта – тот найдет себе комфорт. Поспособствовать можно, изменив отношение тех, от кого зависит строительство дорог. Часто попадаются люди, которые говорят: «Проголосуйте за нас, мы вам сделаем хорошо дорожки и прочее». Но как только люди попадают во власть, весь их энтузиазм по поводу велоинфраструктуры исчезает. Очень много «выскочек», которые пытаются сделать себе имя на волне популяризации велосипеда/велодвижений, при этом к велосипеду часто они никакого отношения не имеют, не удивлюсь, если они вообще не умеют на нем кататься.
Поэтому поспособствовать можно, но как-то изменить отношение к такому явлению, как велосипед. Велосипед - это полноценное транспортное средство, на котором можно преодолевать значительные расстояния. Людям нравится кататься на велосипедах. Есть инфраструктура, или нет, те, кому нравится, будут кататься. Если будет больше инфраструктуры, будут больше кататься. Не все поголовно сядут и поедут, но число велосипедистов значительно увеличится.
Пока есть ощущение, что в шутке про то, что велосипедист – бедствие для экономики, только доля шутки. Велосипедист не покупает автомобиль, не берет под него кредит, не покупает бензин, не пользуется автосервисами, не покупает страховку, не пользуется платными автостоянками, не страдает от ожирения, он здоров, он не покупает лекарств, не оплачивает услуги докторов – и это только то, что сразу приходит в голову, лишь небольшая часть плюсов.
Сейчас наметились некоторые сдвиги, главным образом в умах. Я имею в виду, проблему рассматривают уже на второй стадии. Первая – этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Вторая – в этом что-то есть. А третья – это же всем известно. Вот когда будет всем известно, что велосипед - это такое же транспортное средство, как автомобиль, начнет что-то меняться, и не только для галочки.
- Как вы думаете, реально ли, чтобы у нас в ближайшие 5 лет это все подготовили?
- Нет, нереально. Я не думаю, что моим внукам что-то достанется. Просто по менталитету так. «Перетопчитесь!». Надо больше времени.
- Или в Европу…
- Да. В Европу, отдыхать.
- С какими самыми распространенными ошибками и заблуждениями в велотуризме вы сталкивались?
- Сейчас буду говорить про технические аспекты. Первая ошибка – зачем мне шлем? Дальше – большинство велосипедов с колесами в 26 дюймов ездить не умеют. Для туризма подходят только дисковые механические тормоза. Вот это все крайне неверно. Это очень неудобные тормоза, гидравлика для туризма подходит больше – там и с настройкой все просто, и установка багажника на велосипед с гидравликой гораздо удобнее, чем на велосипед с дисками, потому что там без специального "дяди Васи" багажник не поставить, а без багажника в туризме далеко не уедешь. Еще есть заблуждение, что широкие колеса – это очень здорово. Нет, это очень тяжело и все ваши силы уйдут туда. Покрышки могут быть 32 миллиметра – это вполне широкие покрышки, они прекрасно подойдут.
Еще часто встречаю людей на велосипеде с низко поставленным седлом. Особенно их много в парках. Велосипед - это такая индивидуальная штука, которую надо индивидуально настраивать. Об этом либо забывают, либо не думают, либо не знают.
Как правило, есть несколько причин, почему седло ставят низко. На первый взгляд кажется, что так легче крутить педали. Действительно легче, но при этом КПД куда-то исчезает. Еще бывает просто страшно остановиться и слезть с велосипеда, а когда седло стоит низко – остановился, выставил ногу, она быстро опирается на землю. Неправильно, но не так страшно. И есть еще причина, когда человек осознанно ставит седло пониже - колени уже совсем «убитые» и по-другому он просто не может.
Если ко мне приходят покататься люди с седлом, стоящим явно ниже, чем надо, я сначала выясняю причину, и, если это первый или второй случай, поднимаю седло. В первом случае сразу, во втором постепенно. После чего радости от катания прибавляется.
- А если говорить о психологической стороне заблуждений?
- В основном – зачем мне шлем, зачем мне велоперчатки, 50 км – это очень много, и я никогда столько не проеду, я поехал – светит солнце, зачем мне теплая куртка или куртка от дождя… Ситуации детские и странные, но они случаются. Вот, например, человек поехал на майские праздники и не взял теплые шапку и куртку. А у нас вообще-то на майские часто снег идет. Есть такое понятие, как черемуховые холода: расцветает черемуха и в средней полосе холодает, может пойти снег.
Многие заблуждения снимаются после первой же поездки по Подмосковью. Проехав со мной, люди сразу идут и покупают себе велотрусы. Причем не обязательно же их покупать как у спортсменов, в «облипочку», и всем показывать свои прелести! Внешний вид можно подобрать любой – и шорты, и даже шорты с юбкой. Но в них удобнее, потому что, скажем, джинсы натирают по шву в нежных местах – неприятные ощущения. Кроме того джинсы делают из хлопка, а если хлопок намочить, он сохнет долго. Если при этом остаться в джинсах и ехать дальше, застудятся колени. Лучше до этого не доводить. Конечно, это относится к нашему виду. Городские велосипеды и не поедут быстро, и седло широкое, куда можно сесть в пальто, джинсах — в чем угодно — и спокойно доехать до магазина.
- Получается, главное – практика?
- Да. Есть такие вещи, как, например, седло. Его выбирают только опытным путем. Еще часто хорошие велосипеды продают без педалей, чтобы вы поставили те, на которых вам комфортно. Это как приличный фотоаппарат не продают с объективом, потому что каждому нужно что-то свое. Без седла обычно не продают, но на нем тоже могут сэкономить. Или поставить самые дешевые педали - к этому надо относиться нормально и без претензий. Широкие покрышки – тяжело и лишняя трата денег. Прямой руль – неудобно, потому что завязан на одном положении корпуса, в крайнем случае – на двух-трех, если поставить «рога». Лучше баран. Вообще мой главный совет – не ходить в походы той сложности, к которой еще не готов. Это выработано годами в спортивном велотуризме. Если хотите разбираться с этим лучше, советую пойти в туристическую велошколу или присоединиться к какому-нибудь велоклубу. Это все у нас держится на чистом энтузиазме и при этом живет последние -дцать лет и умирать не собирается.
- Какие школы вы можете посоветовать?
- Велошколу базового уровня Московского клуба велотуристов. Наиболее интересная школа, они занимаются ориентированием, дают дополнительные знания по поводу переноски пострадавших и прочее. Занятия там проходят зимой, что накладывает не совсем велосипедный отпечаток – много ездят на лыжах, с ночевками. Но при этом нормально объясняют, что делать. Одно из ориентирований там – зимнее ночное ориентирование на лыжах. Тому, кто его проходит, мозг ставят на место замечательно. Начинаешь иначе смотреть на то, где ты находишься. Что представляет собой этот урок: тебе дают хорошую подробную карту и просят найти 4-5 пунктов в лесу. Обычно это проходит недалеко в Подмосковье, как правило, в Красногорском лесу. А перед этим старательно читают лекции по ориентированию, военной топографии, проводят занятия на местности от простого к сложному. Сразу взять карту и компас и побежать по азимуту получается не у всех, точнее, почти ни у кого.
- Но ведь есть GPS …
- GPS только в помощь. Не умеешь пользоваться картой - GPS можешь вообще не брать. В Подмосковье GPS может помочь: много треков, можно загрузить и поехать по чужому треку. Если хотеть уехать подальше, то и треков будет меньше, и желания могут не совпадать с теми треками, которые найдешь. Еще ведь можно и вовсе первопрохождение трека запланировать. Тогда какой тут GPS поможет? К тому же, это просто неудобно - очень маленький экранчик.
- Понятно. Что ж, Ольга, давайте поговорим об итогах?
- В конце хотелось бы сделать выводы – велотуризм доступен большинству людей. Чтобы получить от поездки удовольствие, а не бороться за жизнь и с ненужными «трудностями», надо немного подготовиться и понять, что на самом деле интересно: спортивные достижения, легкий фитнес, встреча с нетронутой природой или познавательная поездка по городам.
Интересные отчеты о путешествиях и интервью бывалых туристов читайте на www.azbukaka.ru
Авторские права на фотографии - Veloclub.ru
Источник: http://azbukaka.ru | /
Оставить комментарий
|
10 апреля 2013, 8:00 2600 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан