Статьи » Интересные люди
В моём далёком детстве картину «Утро в сосновом лесу» не просто знали, а горячо любили октябрята обоих полов. По той простой причине, что красовалась она на обёртках чудесных вафельных конфет с шоколадной начинкой...
На вернисаже как-то раз…
И вот я стою в Государственной Третьяковской галерее (Москва) лицом к лицу с шедевром многоуважаемого Ивана Ивановича Шишкина. Даже тени откровения, сродни тому, которое накатывает, говорят, при встрече с подлинником «Моны Лизы», и в помине нет. Но это неважно, зато на мишек любо-дорого смотреть. Как родные, ммм, милые, милые, так и съела бы! Слова экскурсовода убаюкивают: «Шишкин был классическим пейзажистом. Картина «Утро в сосновом лесу» появилась из-под его кисти в 1889 году. Считается, что художник написал её под впечатлением от поездки по вологодским лесам. На ней изображён утренний сосновый бор…» «Серьёзно? - просыпается во мне ирония – Никогда не догадалась бы! А я всегда думала, что южноамериканские пампасы!» И тут оказывается, что насмехаться над буквальностью речи сотрудницы галереи я поспешила.
Первоначально на картине «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно - «Утро в сосновом бору»), и всё – никаких косолапых животных. А если быть точным, то семейство медведей наш прославленный пейзажист не рисовал никогда вообще! Именно потому, что пейзажист. Листочки, веточки, дубы вековые – пожалуйста, с фотографической достоверностью, этим и прославился в веках. Лисички, зайчики и прочая живность – увольте! Не умею, не могу, не буду. Максимум корову, а она здесь совершенно неуместна. Каждому своё, справедливо рассудил Иван Иванович и, успокоив сам себя, отправился в очередную пешую прогулку по лесным массивам, кои обожал всем сердцем...
Подарок друга
Однако на следующий день лесной пейзаж уже не показался художнику столь совершенным, как накануне. Долго стоял он перед картиной, придирчиво всматриваясь в детали. Посмотрим и мы: влажный утренний туман, первые ласковые лучи солнца, могучие стволы вековых сосен, запах хвои - и тот почти различим! Но… Чего-то не хватает. Слово ещё такое есть современное… А, динамики! Жизни то бишь. Так Шишкин и сказал своему товарищу по художественной артели – Савицкому, пожаловался даже: шедеврально, мол, да не то! Константин Аполлонович был рад помочь другу как художник художнику: краски есть, кисть имеется, и вот на свет появились медведица с тремя медвежатами. Неожиданный поворот? Куда там Джоконде с её невнятной улыбкой, вот где смех да и только – представляете, если бы Достоевский пришёл в гости к Тургеневу да и заявил: «Давай-ка, голубчик ты мой Ваня, помогу, что-то я вижу, ты в творческом застое!» - и вписал бы собственноручно главу-другую в «Записки охотника». А мы, читатели, восхищались бы стилем Тургенева, не догадываясь, что перо-то скрипело Фёдора Михайловича…
Должен остаться только один!
Впрочем, наши герои, как истинные друзья, честно поставили на полотне «Утро в сосновом бору» обе свои подписи. Автограф Савицкого чуть позже стёр меценат, коллекционер и создатель будущей знаменитой галереи Павел Третьяков. Причина осталась загадкой, вроде как сам «отец» медведей попросил это сделать из пиетета к Шишкину, первоначальному творцу картины. Да и, логично рассудив, - зачем успешному художнику-жанристу, «Некрасову в живописи», представлявшему на выставках такие картины, как «Ремонтные работы на железной дороге» или «На войну», лавры анималиста? А может быть, вторую подпись убрали просто потому, что в живописи дуэты не приняты... Так или иначе, гонорар за работу выплатили только Шишкину, а дальше уже каждый проявил себя в силу своей природной сущности. Говоря художественным языком, развернулась картина «Как поссорились Иван Иванович с Константином Аполлоновичем»…
С годами история создания шедевра с конфетной обёртки трансформировалась в куда более приличный вариант: дескать, Савицкий просто подсказал Шишкину идею «накидать» мишек на уже высохшее полотно, а тот её гениально воплотил, не зря же учился в знаменитой мастерской анималистов в Мюнхене. Так пишут в официальных книгах по истории живописи. Мы же, простые зрители, с детской настойчивостью ещё больше запутываем сами себя, восклицая: «Как же, знаем такую картину! «Три медведя» называется! Автора не помню, а вот конфеты были просто класс!»
Просто конфетка!
На вернисаже как-то раз…
И вот я стою в Государственной Третьяковской галерее (Москва) лицом к лицу с шедевром многоуважаемого Ивана Ивановича Шишкина. Даже тени откровения, сродни тому, которое накатывает, говорят, при встрече с подлинником «Моны Лизы», и в помине нет. Но это неважно, зато на мишек любо-дорого смотреть. Как родные, ммм, милые, милые, так и съела бы! Слова экскурсовода убаюкивают: «Шишкин был классическим пейзажистом. Картина «Утро в сосновом лесу» появилась из-под его кисти в 1889 году. Считается, что художник написал её под впечатлением от поездки по вологодским лесам. На ней изображён утренний сосновый бор…» «Серьёзно? - просыпается во мне ирония – Никогда не догадалась бы! А я всегда думала, что южноамериканские пампасы!» И тут оказывается, что насмехаться над буквальностью речи сотрудницы галереи я поспешила.
Первоначально на картине «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно - «Утро в сосновом бору»), и всё – никаких косолапых животных. А если быть точным, то семейство медведей наш прославленный пейзажист не рисовал никогда вообще! Именно потому, что пейзажист. Листочки, веточки, дубы вековые – пожалуйста, с фотографической достоверностью, этим и прославился в веках. Лисички, зайчики и прочая живность – увольте! Не умею, не могу, не буду. Максимум корову, а она здесь совершенно неуместна. Каждому своё, справедливо рассудил Иван Иванович и, успокоив сам себя, отправился в очередную пешую прогулку по лесным массивам, кои обожал всем сердцем...
Подарок друга
Однако на следующий день лесной пейзаж уже не показался художнику столь совершенным, как накануне. Долго стоял он перед картиной, придирчиво всматриваясь в детали. Посмотрим и мы: влажный утренний туман, первые ласковые лучи солнца, могучие стволы вековых сосен, запах хвои - и тот почти различим! Но… Чего-то не хватает. Слово ещё такое есть современное… А, динамики! Жизни то бишь. Так Шишкин и сказал своему товарищу по художественной артели – Савицкому, пожаловался даже: шедеврально, мол, да не то! Константин Аполлонович был рад помочь другу как художник художнику: краски есть, кисть имеется, и вот на свет появились медведица с тремя медвежатами. Неожиданный поворот? Куда там Джоконде с её невнятной улыбкой, вот где смех да и только – представляете, если бы Достоевский пришёл в гости к Тургеневу да и заявил: «Давай-ка, голубчик ты мой Ваня, помогу, что-то я вижу, ты в творческом застое!» - и вписал бы собственноручно главу-другую в «Записки охотника». А мы, читатели, восхищались бы стилем Тургенева, не догадываясь, что перо-то скрипело Фёдора Михайловича…
Должен остаться только один!
Впрочем, наши герои, как истинные друзья, честно поставили на полотне «Утро в сосновом бору» обе свои подписи. Автограф Савицкого чуть позже стёр меценат, коллекционер и создатель будущей знаменитой галереи Павел Третьяков. Причина осталась загадкой, вроде как сам «отец» медведей попросил это сделать из пиетета к Шишкину, первоначальному творцу картины. Да и, логично рассудив, - зачем успешному художнику-жанристу, «Некрасову в живописи», представлявшему на выставках такие картины, как «Ремонтные работы на железной дороге» или «На войну», лавры анималиста? А может быть, вторую подпись убрали просто потому, что в живописи дуэты не приняты... Так или иначе, гонорар за работу выплатили только Шишкину, а дальше уже каждый проявил себя в силу своей природной сущности. Говоря художественным языком, развернулась картина «Как поссорились Иван Иванович с Константином Аполлоновичем»…
С годами история создания шедевра с конфетной обёртки трансформировалась в куда более приличный вариант: дескать, Савицкий просто подсказал Шишкину идею «накидать» мишек на уже высохшее полотно, а тот её гениально воплотил, не зря же учился в знаменитой мастерской анималистов в Мюнхене. Так пишут в официальных книгах по истории живописи. Мы же, простые зрители, с детской настойчивостью ещё больше запутываем сами себя, восклицая: «Как же, знаем такую картину! «Три медведя» называется! Автора не помню, а вот конфеты были просто класс!»
Автор: Наталья Андриянченко |
Оставить комментарий
|
10 ноября 2012, 8:00 4701 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан