Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Покров землю покрывает и невест благословляет. Девице на выданье нужно по утренней зорьке в церковь бежать да свечку ставить, кто рано встаёт – та и под венец первой пойдёт…
Чудесные, добрые, такие по-житейски практичные народные поверья. Увы, никакого отношения к сути православного праздника Покрова Богородицы не имеющие. Как и примета погодная: мол, первый снегопад, выпавший аккурат 14 октября, сулит зиму с многочисленными осадками и впоследствии знатный урожай, а благодарить за это нужно Матерь Божью, ведь мать-сыра земля под её покровительством пребывает.
Богородица действительно покровом своим защитила некогда люд православный, но не снегом и не белоснежной фатой невесты сие чудо обернулось. Дело было гораздо серьёзнее, вопрос стоял о жизни и смерти.
Живи, люби, молись
В начале X века на православный Константинополь внезапно напали варварские племена - русичи. Началась долгая и изнурительная осада. Великому городу грозило разорение и гибель. В ночь на первое (14-е по новому стилю) октября, в воскресный день, жители византийской столицы собрались все вместе во Влахернском храме, чтобы помолиться об избавлении родного города от внезапной напасти.
Храм этот был не обычной церковью, его специально построили для хранения и молитвенного поклонения ризам Пресвятой Богородицы: её головному покрову (мафорию) и части пояса, перенесённым из Палестины ещё в V веке. Был среди молящихся горожан и один русич, попавший в плен и проданный в рабство византийцу Феогносту. И раб этот тоже был не обычный, а юродивый. Вместе с остальными молился он всю ночь напролёт, а в четвёртом часу утра внезапно увидел идущую под куполом храма прямо по воздуху в сиянии Пресвятую Богородицу, а рядом с ней шагали два Иоанна - Креститель и Богослов. Богородица взошла на алтарь, сняла с головы сияющее покрывало, распростёрла его над молящимся народом и сама стала молиться со слезами Господу о прощении и защите Константинополя. В тот же день русичи сняли осаду и покинули Византию. 14 октября с той поры – праздник благодарности Богородице за её заступничество, а раб тот вошёл в историю православной церкви как святой Андрей.
Толкование чуда
Удивительный исторический казус – в Греции (бывшей Византии) праздник Покрова Богородицы особо не прижился, а вот у потомков тех самых русичей, об избавлении от которых так горячо молились жители Константинополя, стал одним из любимейших. Спустя два столетия после явления Матери Божьей во Влахернском храме князь русский Андрей Боголюбский, почитавший святого Андрея как своего небесного покровителя, недоумевал: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая!». Можно предположить, что, дескать, Покров, как и прочие православные праздники, да и православие в целом, силой меча и оружия насаждались на Руси - но нет, это не так. Матерь Божью любили на нашей земле искренне, со всем пылом загадочной русской души.
Церковные мыслители не уставали размышлять над видением святого Андрея. Почему именно два святых Иоанна сопровождали Пресвятую Владычицу, а не, к примеру, ангелы? Тогдашние русичи, ополчившиеся на Константинополь, и подозревать не могли, что вскоре имя Иоанн (Иван) станет самым русским из имён. Как будто уже даже в именах защитников Богородицы скрывалась будущая связь с русским народом. Два Иоанна словно олицетворили собой два характерных свойства славянской души: Иоанн Богослов – безграничную любовь к Господу, стремление к высшей силе, а Иоанн Креститель – полную трудностей и аскезы жизнь на грешной земле.
Имеющие очи да увидят
А пока высокие лбы ломали головы над чудом, простой народ сочинял во славу Богородицы молитвы, песнопения, даже частушки. Именно к ней обращались в самые тяжёлые моменты жизни. Да оно и понятно! К кому, как не к маме, тянутся руки ребёнка, у кого мы ищем поддержки, даже повзрослев? И всегда, как бы ни было трудно самой, мама откликнется, пожалеет, поможет. Так и к самой Матери Бога тянутся души людские с мольбой о помощи, с верой, надеждой, любовью… Отвечает ли она нам?
Протоиерей Валентин Свенцицкий писал так: «Не все видят Покров Божьей Матери, не все его чувствуют. Для этого нужна вера, для этого нужно смотреть не на грязную дорогу, по которой мы идём, а на небо. Нужно уметь подымать свои очи горе, нужно уметь видеть глазами веры сей благодатный дар».
Под покровом Матери
Чудесные, добрые, такие по-житейски практичные народные поверья. Увы, никакого отношения к сути православного праздника Покрова Богородицы не имеющие. Как и примета погодная: мол, первый снегопад, выпавший аккурат 14 октября, сулит зиму с многочисленными осадками и впоследствии знатный урожай, а благодарить за это нужно Матерь Божью, ведь мать-сыра земля под её покровительством пребывает.
Богородица действительно покровом своим защитила некогда люд православный, но не снегом и не белоснежной фатой невесты сие чудо обернулось. Дело было гораздо серьёзнее, вопрос стоял о жизни и смерти.
Живи, люби, молись
В начале X века на православный Константинополь внезапно напали варварские племена - русичи. Началась долгая и изнурительная осада. Великому городу грозило разорение и гибель. В ночь на первое (14-е по новому стилю) октября, в воскресный день, жители византийской столицы собрались все вместе во Влахернском храме, чтобы помолиться об избавлении родного города от внезапной напасти.
Храм этот был не обычной церковью, его специально построили для хранения и молитвенного поклонения ризам Пресвятой Богородицы: её головному покрову (мафорию) и части пояса, перенесённым из Палестины ещё в V веке. Был среди молящихся горожан и один русич, попавший в плен и проданный в рабство византийцу Феогносту. И раб этот тоже был не обычный, а юродивый. Вместе с остальными молился он всю ночь напролёт, а в четвёртом часу утра внезапно увидел идущую под куполом храма прямо по воздуху в сиянии Пресвятую Богородицу, а рядом с ней шагали два Иоанна - Креститель и Богослов. Богородица взошла на алтарь, сняла с головы сияющее покрывало, распростёрла его над молящимся народом и сама стала молиться со слезами Господу о прощении и защите Константинополя. В тот же день русичи сняли осаду и покинули Византию. 14 октября с той поры – праздник благодарности Богородице за её заступничество, а раб тот вошёл в историю православной церкви как святой Андрей.
Толкование чуда
Удивительный исторический казус – в Греции (бывшей Византии) праздник Покрова Богородицы особо не прижился, а вот у потомков тех самых русичей, об избавлении от которых так горячо молились жители Константинополя, стал одним из любимейших. Спустя два столетия после явления Матери Божьей во Влахернском храме князь русский Андрей Боголюбский, почитавший святого Андрея как своего небесного покровителя, недоумевал: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая!». Можно предположить, что, дескать, Покров, как и прочие православные праздники, да и православие в целом, силой меча и оружия насаждались на Руси - но нет, это не так. Матерь Божью любили на нашей земле искренне, со всем пылом загадочной русской души.
Церковные мыслители не уставали размышлять над видением святого Андрея. Почему именно два святых Иоанна сопровождали Пресвятую Владычицу, а не, к примеру, ангелы? Тогдашние русичи, ополчившиеся на Константинополь, и подозревать не могли, что вскоре имя Иоанн (Иван) станет самым русским из имён. Как будто уже даже в именах защитников Богородицы скрывалась будущая связь с русским народом. Два Иоанна словно олицетворили собой два характерных свойства славянской души: Иоанн Богослов – безграничную любовь к Господу, стремление к высшей силе, а Иоанн Креститель – полную трудностей и аскезы жизнь на грешной земле.
Имеющие очи да увидят
А пока высокие лбы ломали головы над чудом, простой народ сочинял во славу Богородицы молитвы, песнопения, даже частушки. Именно к ней обращались в самые тяжёлые моменты жизни. Да оно и понятно! К кому, как не к маме, тянутся руки ребёнка, у кого мы ищем поддержки, даже повзрослев? И всегда, как бы ни было трудно самой, мама откликнется, пожалеет, поможет. Так и к самой Матери Бога тянутся души людские с мольбой о помощи, с верой, надеждой, любовью… Отвечает ли она нам?
Протоиерей Валентин Свенцицкий писал так: «Не все видят Покров Божьей Матери, не все его чувствуют. Для этого нужна вера, для этого нужно смотреть не на грязную дорогу, по которой мы идём, а на небо. Нужно уметь подымать свои очи горе, нужно уметь видеть глазами веры сей благодатный дар».
Автор: Марина Холодова |
Оставить комментарий
|
13 октября 2012, 8:00 4946 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан