Статьи » Магия, гадания, непознанное
Галиной Улановой восхищались многие, в том числе и сам Иосиф Сталин. Впервые он увидел балерину в образе Дианы в спектакле «Эсмеральда». По ходу балета героиня должна была целиться из лука в боковую ложу – как раз в то место, где сидел Сталин. Сердце бешено колотилось: в то время её легко могли обвинить в покушении на жизнь вождя...
Но обошлось – Иосиф Виссарионович пригласил всю труппу на званый ужин в Кремль. После трапезы Сталин предложил Улановой пройти в кинотеатр и сел рядом. Позже балерину спрашивали: «Неужели вам не было страшно?». Галина Сергеевна отвечала: «Страшно? Нет, что вы, скорее неловко, всё-таки такая величина государства. А действительно стало страшно после его смерти, когда я узнала о том, что творилось в те годы…»
Три слова, которыми Сталин оценивал балерину: «Уланова — это классика». Вождь присуждал Галине Сергеевне Сталинскую премию четыре раза, но ни титулы, ни звания не повлияли на её решение не иметь дел с властью. В свою очередь власть сама выбрала Уланову, сделав её идеологической иконой и символом советского имперского балета.
Преодолеть себя
Галина Уланова выросла в санкт-петербургской семье, где хореографические традиции были фамильным достоянием. Её семья, вплоть до дяди, работала в Мариинском театре, отчего будущая балерина с малых лет была погружена в сценическую атмосферу. Она ещё девочкой поняла, как прекрасна и вместе с тем трудна жизнь актёра балета. «У меня стало складываться представление, что моя мама никогда не отдыхает и не спит. Как потом оказалось, это было недалеко от истины. Я слышала разговоры в семье о том, что мне суждено стать балериной, и со страхом думала: неужели и мне предстоит работать без передышки и никогда не спать?» - вспоминала Галина.
В 9 лет Галина стала ученицей Государственной школы хореографии. Татьяна Вечеслова – известная балерина, которая училась вместе с Улановой, вспоминала: «Я впервые увидела маленькую, хрупкую девочку, светловолосую, с большим бантиком на голове. Она была одета в лёгкое платьице, обшитое красивыми ленточками. Своими светло-голубыми глазами и скулами она напоминала монголку. Её глаза смотрели на всех недоверчиво, даже сердито. Губки практически не раскрывались для улыбки. Она всех сторонилась и одного, казалось, хотела – чтобы к ней никто не подходил».
Первым преподавателем юной балерины стала Мария Фёдоровна – её мама. Галя была скромной, робкой девочкой и очень сильно переживала из-за того, что находилась далеко от дома. Потому каждое утро, когда в класс заходила мама, она со слезами бросалась к ней. Уланова совершенно не хотела быть балериной и очень не любила занятия, которые приходилось посещать каждый день: «Я не хотела танцевать. Как можно любить то, что даётся такими усилиями: то ноги болят, то что-то не так в танце… Как я вообще с этим справилась, до сих пор не понимаю!». Выступления перед аудиторией давались ей с большим трудом, поскольку Галина постоянно чувствовала себя неуверенно. Её глаза совершенно не светились радостью, когда она занималась танцем, а по одному из основных предметов – балетной пантомиме - её постоянной оценкой стала «единица».
Но чувство долга, которое в ней воспитали родители, взяло своё, и Галина продолжала с упорством грызть гранит балетной науки, удивляя всех своим упорством и непременно достигая поставленных целей. Со второго года обучения в балетной школе воспитанницы стали выступать на сценах театров, и именно тогда Галина впервые узнала, что такое успех. Она стала одной из ведущих балерин в своём классе, немногим уступая Татьяне Вечесловой.
Мария Федоровна, следившая все четыре года обучения за творческим развитием дочери, часто задавала себе вопрос: «Правильным ли решением было выбрать для дочери судьбу балерины?». Ответ она получила на выпускном концерте школы. Среди танцующих старшеклассниц она сразу же приметила особенно пластичную фигурку, которая искрилась выразительностью и одухотворённостью. Это была её дочь. С тех пор сомнений больше не возникало.
От дебюта к мировому признанию
Первое выступление Галины Улановой как профессиональной танцовщицы состоялось, когда ей исполнилось 18. Она исполняла партию Флорины в спектакле «Спящая красавица». Улановой было невероятно тяжело выйти на сцену и оказаться один на один с аудиторией, которая будет смотреть на неё теперь не как на ученицу, а как на специалиста своего дела. «На сцену я вышла ни жива ни мертва. Кулисы, огни прожекторов – мир вдруг закружился и опрокинулся… Я тогда не испытывала ничего, кроме страха и желания выступить так, как учили. Удовольствия от выступления я, естественно, не испытала».
Через год состоялось ещё одно громкое событие в жизни балерины – спектакль «Лебединое озеро», и снова, недовольная своей работой, Уланова не испытала никаких эмоций от сделанного. Она продолжала совершенствовать «озеро» от выступления к выступлению, опять же благодаря своему неустанному и кропотливому труду. Теперь балерина не оттачивала движения до автоматизма, предпочитая отдавать больше времени чтению, импровизации и размышлению над сценическими образами. Это была её собственная система – обещание себе самой выполнить что-либо: «Это стало моим принципом, основой моей жизни. Такое самовоспитание воли стало привычкой и источником того, что теперь называют моей успешностью».
Балерина однажды осознала, что для удачного выступления на сцене ей необходимо меняться не только внешне, но и внутренне. Эти мысли впервые посетили её на репетиции «Жизели», когда она находилась в полной растерянности от того, что не может понять свою роль. После занятий она села в автобус и поехала в Царское село. Галина долго сидела на скамейке и размышляла над своей творческой жизнью, когда вдруг отчётливо осознала необходимость перемен. На следующей репетиции все были удивлены невероятным перевоплощением Улановой.
Спектакль «Жизель» стал особенным в её творческой жизни. Главную партию Галина станцевала в 22 года, причём роль эта предназначалась не ей, а балерине Елене Люком, которая по состоянию здоровья не смогла выйти на сцену. Уланова, ни разу не видевшая «Жизель» в исполнении таких балетных прим, как Тамара Карсавина и Анна Павлова, была предоставлена самой себе в реализации образа и могла доверяться лишь собственной интуиции. Её «Жизель» стала совершенно новой – образ был наполнен невероятной духовной силой, целостностью и даже величием – всем тем, чего так не хватало даже самым прославленным танцовщицам, которым довелось исполнять эту роль. Уланова искренне полюбила «Жизель» и танцевала этот спектакль на протяжении всей своей балетной жизни.
«Есть особенная линия, которая проходит через все мои роли. Она практически соприкасается с глубинными человеческими чувствами, отношениями и эмоциями. Я смотрю на зрителей и понимаю, что моя работа делается для того, чтобы подарить им что-то глубокое, большое, светлое и чистое…»
Странная закономерность, но её самые лучшие выступления проходили в минуты неблагополучия, когда приходилось бороться с волнением или страхом, заставлять себя уйти от всего, сосредоточившись на спектакле, а иногда и справляться с сильной физической болью. Балет, который она так не любила, в итоге стал её судьбой, её смыслом жизни.
В последние годы балетной карьеры Уланова довольно сильно ограничила свой репертуар. У неё спросили как-то, почему она больше не танцует «Лебединое озеро», которое в её исполнении было просто бесподобным. Она ответила: «Не могу же я танцевать хуже, чем Уланова». Из-за полученной травмы она не могла исполнять некоторые технически сложные элементы, которые раньше давались без проблем, а о том, чтобы их заменить на более простые, она и слышать не хотела, считая это недостойным.
За кулисами
Когда Галине Улановой исполнилось 50, она стала преподавать в балетной школе, где впоследствии каждая из её учениц становилась яркой индивидуальностью. «Мне так не хочется видеть повторения себя в моих учениках. Это самый порочный метод в любом искусстве. Учитель не должен этого делать, нужно раскрыть природные качества ученика, его неповторимость». Эти слова были для Улановой настоящей заповедью, которую она строго соблюдала. Нина Тимофеева, ученица Галины Сергеевны, говорила: «Она бесконечно терпеливая и добрая, но вместе с тем очень требовательная - не только к другим, но и к себе. И, кажется, ничто не сможет нарушить её принципиальности. А когда она входила в класс, всё менялось: стены, и даже воздух становились другими… более светлыми».
Галину Уланову никто и никогда не видел вялой или раздражительной, небрежной или безответственной. Вся её жизнь - это напряжённый труд, а талант она всегда считала лишь подспорьем в работе. В повседневной жизни она покоряла людей своей открытостью, добротой, сердечностью и вниманием. Галина Уланова стала живой легендой балета, которой ещё при жизни возвели памятники в Санкт-Петербурге и Стокгольме.
Она скончалась в Московской Центральной клинической больнице на 89-м году жизни после двух тяжелейших инсультов, случившихся с перерывом в 12 дней. Галина Сергеевна Уланова ушла из жизни так же, как и со сцены в далёком 1960 году – незаметно и тихо. Она была похоронена на Новодевичьем кладбище, а в её квартире вскоре открыли музей.
Танец длиною в жизнь
Но обошлось – Иосиф Виссарионович пригласил всю труппу на званый ужин в Кремль. После трапезы Сталин предложил Улановой пройти в кинотеатр и сел рядом. Позже балерину спрашивали: «Неужели вам не было страшно?». Галина Сергеевна отвечала: «Страшно? Нет, что вы, скорее неловко, всё-таки такая величина государства. А действительно стало страшно после его смерти, когда я узнала о том, что творилось в те годы…»
Три слова, которыми Сталин оценивал балерину: «Уланова — это классика». Вождь присуждал Галине Сергеевне Сталинскую премию четыре раза, но ни титулы, ни звания не повлияли на её решение не иметь дел с властью. В свою очередь власть сама выбрала Уланову, сделав её идеологической иконой и символом советского имперского балета.
Преодолеть себя
Галина Уланова выросла в санкт-петербургской семье, где хореографические традиции были фамильным достоянием. Её семья, вплоть до дяди, работала в Мариинском театре, отчего будущая балерина с малых лет была погружена в сценическую атмосферу. Она ещё девочкой поняла, как прекрасна и вместе с тем трудна жизнь актёра балета. «У меня стало складываться представление, что моя мама никогда не отдыхает и не спит. Как потом оказалось, это было недалеко от истины. Я слышала разговоры в семье о том, что мне суждено стать балериной, и со страхом думала: неужели и мне предстоит работать без передышки и никогда не спать?» - вспоминала Галина.
В 9 лет Галина стала ученицей Государственной школы хореографии. Татьяна Вечеслова – известная балерина, которая училась вместе с Улановой, вспоминала: «Я впервые увидела маленькую, хрупкую девочку, светловолосую, с большим бантиком на голове. Она была одета в лёгкое платьице, обшитое красивыми ленточками. Своими светло-голубыми глазами и скулами она напоминала монголку. Её глаза смотрели на всех недоверчиво, даже сердито. Губки практически не раскрывались для улыбки. Она всех сторонилась и одного, казалось, хотела – чтобы к ней никто не подходил».
Первым преподавателем юной балерины стала Мария Фёдоровна – её мама. Галя была скромной, робкой девочкой и очень сильно переживала из-за того, что находилась далеко от дома. Потому каждое утро, когда в класс заходила мама, она со слезами бросалась к ней. Уланова совершенно не хотела быть балериной и очень не любила занятия, которые приходилось посещать каждый день: «Я не хотела танцевать. Как можно любить то, что даётся такими усилиями: то ноги болят, то что-то не так в танце… Как я вообще с этим справилась, до сих пор не понимаю!». Выступления перед аудиторией давались ей с большим трудом, поскольку Галина постоянно чувствовала себя неуверенно. Её глаза совершенно не светились радостью, когда она занималась танцем, а по одному из основных предметов – балетной пантомиме - её постоянной оценкой стала «единица».
Но чувство долга, которое в ней воспитали родители, взяло своё, и Галина продолжала с упорством грызть гранит балетной науки, удивляя всех своим упорством и непременно достигая поставленных целей. Со второго года обучения в балетной школе воспитанницы стали выступать на сценах театров, и именно тогда Галина впервые узнала, что такое успех. Она стала одной из ведущих балерин в своём классе, немногим уступая Татьяне Вечесловой.
Мария Федоровна, следившая все четыре года обучения за творческим развитием дочери, часто задавала себе вопрос: «Правильным ли решением было выбрать для дочери судьбу балерины?». Ответ она получила на выпускном концерте школы. Среди танцующих старшеклассниц она сразу же приметила особенно пластичную фигурку, которая искрилась выразительностью и одухотворённостью. Это была её дочь. С тех пор сомнений больше не возникало.
От дебюта к мировому признанию
Первое выступление Галины Улановой как профессиональной танцовщицы состоялось, когда ей исполнилось 18. Она исполняла партию Флорины в спектакле «Спящая красавица». Улановой было невероятно тяжело выйти на сцену и оказаться один на один с аудиторией, которая будет смотреть на неё теперь не как на ученицу, а как на специалиста своего дела. «На сцену я вышла ни жива ни мертва. Кулисы, огни прожекторов – мир вдруг закружился и опрокинулся… Я тогда не испытывала ничего, кроме страха и желания выступить так, как учили. Удовольствия от выступления я, естественно, не испытала».
Через год состоялось ещё одно громкое событие в жизни балерины – спектакль «Лебединое озеро», и снова, недовольная своей работой, Уланова не испытала никаких эмоций от сделанного. Она продолжала совершенствовать «озеро» от выступления к выступлению, опять же благодаря своему неустанному и кропотливому труду. Теперь балерина не оттачивала движения до автоматизма, предпочитая отдавать больше времени чтению, импровизации и размышлению над сценическими образами. Это была её собственная система – обещание себе самой выполнить что-либо: «Это стало моим принципом, основой моей жизни. Такое самовоспитание воли стало привычкой и источником того, что теперь называют моей успешностью».
Балерина однажды осознала, что для удачного выступления на сцене ей необходимо меняться не только внешне, но и внутренне. Эти мысли впервые посетили её на репетиции «Жизели», когда она находилась в полной растерянности от того, что не может понять свою роль. После занятий она села в автобус и поехала в Царское село. Галина долго сидела на скамейке и размышляла над своей творческой жизнью, когда вдруг отчётливо осознала необходимость перемен. На следующей репетиции все были удивлены невероятным перевоплощением Улановой.
Спектакль «Жизель» стал особенным в её творческой жизни. Главную партию Галина станцевала в 22 года, причём роль эта предназначалась не ей, а балерине Елене Люком, которая по состоянию здоровья не смогла выйти на сцену. Уланова, ни разу не видевшая «Жизель» в исполнении таких балетных прим, как Тамара Карсавина и Анна Павлова, была предоставлена самой себе в реализации образа и могла доверяться лишь собственной интуиции. Её «Жизель» стала совершенно новой – образ был наполнен невероятной духовной силой, целостностью и даже величием – всем тем, чего так не хватало даже самым прославленным танцовщицам, которым довелось исполнять эту роль. Уланова искренне полюбила «Жизель» и танцевала этот спектакль на протяжении всей своей балетной жизни.
«Есть особенная линия, которая проходит через все мои роли. Она практически соприкасается с глубинными человеческими чувствами, отношениями и эмоциями. Я смотрю на зрителей и понимаю, что моя работа делается для того, чтобы подарить им что-то глубокое, большое, светлое и чистое…»
Странная закономерность, но её самые лучшие выступления проходили в минуты неблагополучия, когда приходилось бороться с волнением или страхом, заставлять себя уйти от всего, сосредоточившись на спектакле, а иногда и справляться с сильной физической болью. Балет, который она так не любила, в итоге стал её судьбой, её смыслом жизни.
В последние годы балетной карьеры Уланова довольно сильно ограничила свой репертуар. У неё спросили как-то, почему она больше не танцует «Лебединое озеро», которое в её исполнении было просто бесподобным. Она ответила: «Не могу же я танцевать хуже, чем Уланова». Из-за полученной травмы она не могла исполнять некоторые технически сложные элементы, которые раньше давались без проблем, а о том, чтобы их заменить на более простые, она и слышать не хотела, считая это недостойным.
За кулисами
Когда Галине Улановой исполнилось 50, она стала преподавать в балетной школе, где впоследствии каждая из её учениц становилась яркой индивидуальностью. «Мне так не хочется видеть повторения себя в моих учениках. Это самый порочный метод в любом искусстве. Учитель не должен этого делать, нужно раскрыть природные качества ученика, его неповторимость». Эти слова были для Улановой настоящей заповедью, которую она строго соблюдала. Нина Тимофеева, ученица Галины Сергеевны, говорила: «Она бесконечно терпеливая и добрая, но вместе с тем очень требовательная - не только к другим, но и к себе. И, кажется, ничто не сможет нарушить её принципиальности. А когда она входила в класс, всё менялось: стены, и даже воздух становились другими… более светлыми».
Галину Уланову никто и никогда не видел вялой или раздражительной, небрежной или безответственной. Вся её жизнь - это напряжённый труд, а талант она всегда считала лишь подспорьем в работе. В повседневной жизни она покоряла людей своей открытостью, добротой, сердечностью и вниманием. Галина Уланова стала живой легендой балета, которой ещё при жизни возвели памятники в Санкт-Петербурге и Стокгольме.
Она скончалась в Московской Центральной клинической больнице на 89-м году жизни после двух тяжелейших инсультов, случившихся с перерывом в 12 дней. Галина Сергеевна Уланова ушла из жизни так же, как и со сцены в далёком 1960 году – незаметно и тихо. Она была похоронена на Новодевичьем кладбище, а в её квартире вскоре открыли музей.
Автор: Марина Холодова |
1
комментарий
|
27 октября 2012, 8:00 4338 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан