Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Ежели кто помыслит разрушить Любовь, то не получит помощи от бога, и не защитится щитами своими, а погибнет от его мечей и стрел, а в загробной жизни станет рабом…
Имя божества, вершащего возмездие жестоко, но справедливо - Перун, и главнее его для древнего славянина не было ни на земле, ни на небе. Наши предки уважали Перуна до трепета в душе и дрожания в коленях. Само имя бога означает «бьющий, ударяющий, разящий». То же самое слово «перун» означало «молния», «гром».
Перунов день - 21 июля - величали «сердитый день». Работать запрещалось: «На Перунов день снопов не мечут - грозой спалит!». И охотиться не стоило: дикие звери и ядовитые змеи разгуливали по лесным чащобам, наслаждаясь свободой и вседозволенностью. Дождь, выпавший 21 июля, считался счастливой приметой, о нём молили Перуна, ибо вода, низвергающаяся с небес в этот день, смывала злые чары и любые хвори. Да и в остальные дни славяне то и дело прибегали к помощи верховного бога, хотя пантеон божеств у славян обширен, на каждую нужду можно подобрать небесного покровителя. Может быть, с тех времён и пошла поговорка «Бьёт, значит, любит». Ведь хотя наказывал Перун больно, зато и вознаграждал щедро, как положено любящему отцу. Поминать Перуна всуе не считалось зазорным: «На кой Перун это тебе?!», «Перун бы тебя побрал!», «Хочешь к Перуну попасть?!». Раньше времени отправиться пред его грозные очи не хотел никто, но существовала отдельная каста, которая была готова сложить головы во славу Перуна в любой момент - воины.
Мужской праздник
Перунов день - не просто суровый праздник, это сугубо мужской день. Все представители сильного пола собирались на высоком холме, поближе к небу, с ног до головы обвешанные оружием. В идеале, на холме должен был расти могучий дуб - излюбленное дерево Перуна, позже из него стали вырубать скульптуры божества. Вокруг священного дерева или идола складывались щиты, а на них — мечи, ножи, булавы, то есть все оружие вплоть до топориков, которые считались оберегами от тёмных сил и выдались каждому отроку при вступлении в дружину.
За восемь дней до Перунова праздника бросали жребий. Если выпадала «жертва», то весь боевой арсенал следовало освятить кровью жертвенного животного. Как правило, это был бык или красный петух. Затем жрец совершал помазание той же кровью чела каждого воина. Если выпадало «сребро», то к подножию дуба приносили монеты. Если «брашно», то плоды и колосья, рождаемые матушкой-землёй. Если же «пря», воинам следовало вступить в поединки. Вид оружия или борьбы обсуждался между поединщиками (пары тоже определял жребий, то есть воля самого божества). Могли затеять битву и стенка на стенку, или символическое сражение со Змием - главным врагом Перуна. Дрались до первой крови. Завершался праздник громкоголосым прославлением Перуна. По домам расходились полные новых сил и энергии - «Разящий» благословил на новые свершения. Плох был тот воин, который одерживал победы только над врагом. Жрецы напутствовали: завершить святой день любовными утехами со вторыми половинками, ведь и Перун не жил бобылём, супруга его Мокошь покровительствовала всему женскому роду…
Гибель бога
Жизнь языческого божества похожа на судьбу женщины, которую разлюбили. Сначала всё к твоим ногам, но рано или поздно приходит время забвения, и на смену приходит новый идол. Когда князь Владимир установил в Киеве деревянную статую Перуна с серебряной головой и золотыми усами, казалось, настал Перунов «звёздный час», его небесная власть над славянами официально признана властью земной.
Верховного бога окружили идолами поменьше - Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши, создав своеобразную свиту, приносили ему жертвы, молили о дожде и прочих радостях простой жизни - всё как положено, всё, как всегда. Между тем, это было начало конца. В 989 году князь крестился, началось крещение всей земли Русской. Первым делом в Киеве, затем в Новгороде и других крупных городах идолов Перуна со священных холмов свергли. Да не просто взяли скульптуру и запрятали от греха подальше, умирал Перун мучительно: «Пришёл в Новгород архиепископ Аким Корсунянин и разрушил капища, идол Перуна посёк и велел волочить его к Волхову. Обвязали его веревками и поволокли по грязи, избивая палками…».
Страшно себе представить шок наших прапрадедов. Стоны и слёзы людские раздавались по всей Руси. Многие с оружием в руках пытались остановить свержение любимого божества и сложили головы во имя его. Века прошли, стёрлись из памяти народной нюансы того, что за Перун и как именно нужно прославлять его 21 июля, но историки ещё и в начале XX столетия отмечали: словно глас Перунов звучал в этот день на Руси, стихийные драки охватывали всю страну. Бились до первой крови, как в старину. Расходились по домам, не понимая, что накатило, а это древнее божество «служило поминки» по самому себе…
О, могучий Перун,
Бог Славянских племён!
Ты десницей своей
Отрясаешь нам сон.
Вновь сразившись со змеем
В поднебесье крутом -
Возвращаешь нам память
О роде своём!
«Не серчай, Перун!»
Имя божества, вершащего возмездие жестоко, но справедливо - Перун, и главнее его для древнего славянина не было ни на земле, ни на небе. Наши предки уважали Перуна до трепета в душе и дрожания в коленях. Само имя бога означает «бьющий, ударяющий, разящий». То же самое слово «перун» означало «молния», «гром».
Перунов день - 21 июля - величали «сердитый день». Работать запрещалось: «На Перунов день снопов не мечут - грозой спалит!». И охотиться не стоило: дикие звери и ядовитые змеи разгуливали по лесным чащобам, наслаждаясь свободой и вседозволенностью. Дождь, выпавший 21 июля, считался счастливой приметой, о нём молили Перуна, ибо вода, низвергающаяся с небес в этот день, смывала злые чары и любые хвори. Да и в остальные дни славяне то и дело прибегали к помощи верховного бога, хотя пантеон божеств у славян обширен, на каждую нужду можно подобрать небесного покровителя. Может быть, с тех времён и пошла поговорка «Бьёт, значит, любит». Ведь хотя наказывал Перун больно, зато и вознаграждал щедро, как положено любящему отцу. Поминать Перуна всуе не считалось зазорным: «На кой Перун это тебе?!», «Перун бы тебя побрал!», «Хочешь к Перуну попасть?!». Раньше времени отправиться пред его грозные очи не хотел никто, но существовала отдельная каста, которая была готова сложить головы во славу Перуна в любой момент - воины.
Мужской праздник
Перунов день - не просто суровый праздник, это сугубо мужской день. Все представители сильного пола собирались на высоком холме, поближе к небу, с ног до головы обвешанные оружием. В идеале, на холме должен был расти могучий дуб - излюбленное дерево Перуна, позже из него стали вырубать скульптуры божества. Вокруг священного дерева или идола складывались щиты, а на них — мечи, ножи, булавы, то есть все оружие вплоть до топориков, которые считались оберегами от тёмных сил и выдались каждому отроку при вступлении в дружину.
За восемь дней до Перунова праздника бросали жребий. Если выпадала «жертва», то весь боевой арсенал следовало освятить кровью жертвенного животного. Как правило, это был бык или красный петух. Затем жрец совершал помазание той же кровью чела каждого воина. Если выпадало «сребро», то к подножию дуба приносили монеты. Если «брашно», то плоды и колосья, рождаемые матушкой-землёй. Если же «пря», воинам следовало вступить в поединки. Вид оружия или борьбы обсуждался между поединщиками (пары тоже определял жребий, то есть воля самого божества). Могли затеять битву и стенка на стенку, или символическое сражение со Змием - главным врагом Перуна. Дрались до первой крови. Завершался праздник громкоголосым прославлением Перуна. По домам расходились полные новых сил и энергии - «Разящий» благословил на новые свершения. Плох был тот воин, который одерживал победы только над врагом. Жрецы напутствовали: завершить святой день любовными утехами со вторыми половинками, ведь и Перун не жил бобылём, супруга его Мокошь покровительствовала всему женскому роду…
Гибель бога
Жизнь языческого божества похожа на судьбу женщины, которую разлюбили. Сначала всё к твоим ногам, но рано или поздно приходит время забвения, и на смену приходит новый идол. Когда князь Владимир установил в Киеве деревянную статую Перуна с серебряной головой и золотыми усами, казалось, настал Перунов «звёздный час», его небесная власть над славянами официально признана властью земной.
Верховного бога окружили идолами поменьше - Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши, создав своеобразную свиту, приносили ему жертвы, молили о дожде и прочих радостях простой жизни - всё как положено, всё, как всегда. Между тем, это было начало конца. В 989 году князь крестился, началось крещение всей земли Русской. Первым делом в Киеве, затем в Новгороде и других крупных городах идолов Перуна со священных холмов свергли. Да не просто взяли скульптуру и запрятали от греха подальше, умирал Перун мучительно: «Пришёл в Новгород архиепископ Аким Корсунянин и разрушил капища, идол Перуна посёк и велел волочить его к Волхову. Обвязали его веревками и поволокли по грязи, избивая палками…».
Страшно себе представить шок наших прапрадедов. Стоны и слёзы людские раздавались по всей Руси. Многие с оружием в руках пытались остановить свержение любимого божества и сложили головы во имя его. Века прошли, стёрлись из памяти народной нюансы того, что за Перун и как именно нужно прославлять его 21 июля, но историки ещё и в начале XX столетия отмечали: словно глас Перунов звучал в этот день на Руси, стихийные драки охватывали всю страну. Бились до первой крови, как в старину. Расходились по домам, не понимая, что накатило, а это древнее божество «служило поминки» по самому себе…
О, могучий Перун,
Бог Славянских племён!
Ты десницей своей
Отрясаешь нам сон.
Вновь сразившись со змеем
В поднебесье крутом -
Возвращаешь нам память
О роде своём!
Автор: Ольга Анисимова |
Оставить комментарий
|
21 июля 2012, 8:00 3546 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан