Статьи » Психология
Бесконтрольная покупка вещей – пусть даже и очень красивых – не делает человека счастливее. И сколько бы мы ни спорили, что вон то чудесное платьице и вот эти божественные туфли украсят нашу жизнь – данные проведенного недавно исследования это целиком опровергают.
Делает ли шопинг счастливее?
По словам психологов из Северо-западного университета Иллинойса, люди, которые концентрируются на окружении себя дорогими, статусными вещами (а сюда можно отнести всю брендовую одежду, обувь, аксессуары), чаще страдают от тревожности и депрессии, им сложнее общаться с людьми и поддерживать социальные связи. При этом американские ученые подчеркивают, что страсть к покупкам, потребительству - это проблема не столько конкретного человека, прежде всего - его окружения. Результаты этого любопытного исследования опубликованы в свежем номере научного журнала «Наука психология» (Psychological Science).
Чтобы разобраться, кто виновен в повышенном уровне тревожности богатых и успешных людей, ученые провели ряд экспериментов. В рамках одного эксперимента половине добровольцев показывали шикарные вещи, второй половине демонстрировались нейтральные изображения, которые не были связаны с шопингом и приобретением. По завершении теста испытуемым предложили ответить на ряд вопросов. Те, кто рассматривал фотографии дорогих украшений, одежды, техники, автомобилей, чаще описывали в опросниках ощущение подавленности и депрессии, меньше стремились к общению с другими людьми.
В ходе второго исследования добровольцам предложили определиться с приоритетами и показали два списка слов. Первым был список потребителя – в нем перечислялись вещи, из которых предлагалось выбрать желаемые. Вторым был так называемый «список гражданина» - то, что не связано с шопингом (общение, эмоции, здоровье, душевные качества, черты характера). Над вторым списком люди «корпели» гораздо дольше...
Наконец, итоговый эксперимент состоял в том, что группам из четырех добровольцев предложили представить емкость, в которой заканчивается вода. Участники поочередно представляли себя то потребителями, то обычными людьми. Когда испытуемые представляли себя потребителями, они переставали доверять людям. Им также казалось, что никто не доверит им сохранность воды, посчитает их нечестными и безответственными.
На основе указанных исследований ученые сделали вывод о том, что потребительство и вещизм повышают тревожность и разъединяют людей. Человек, которого постоянно стимулируют к потреблению, неизбежно сталкивается с серьезными социальными и психологическими проблемами.
Но даже если вы по каким-то причинам не доверяете подобным исследованиям, вспомните себя или своих коллег в день зарплаты. «Ой, ну что на эти деньги купишь?», - разочарованно твердят одни. «По счетам заплатить, а остаются – крохи» и т.д. Все подобные фразы говорят о том, что человек рассматривает себя в первую очередь как потребителя. А ведь люди могли бы говорить себе: «Как хорошо – на оплату всех счетов хватает! И никаких долгов!».
Проблема в том, что шопоголику никогда не бывает достаточно денег – их постоянно не хватает, даже если на общем фоне у него вполне приличная зарплата. Все дело в том, что стремление к сиюминутным радостям покупок уводит нас в сторону от более важных вещей, сбивает наши приоритеты. В результате возникает ситуация «дефицита» семейного бюджета, нереализованных планов и «бесцельно проходящей жизни».
Как перестать быть жертвой собственного шопоголизма
Если вы уже осознали проблему шопоголизма и хотели бы избавиться от вредной финансовой привычки тратить сходу большую часть зарплаты, обратитесь к шкале приоритетов. Поразмыслите над тем, какие вещи в вашей жизни важнее очередного похода по магазинам.
Допустим, вы решили, что давно пора съездить к подружке в Германию - она уже третий год зовет, а вы никак не можете выбраться. Ставим пунктом номер один – «отложить на летнюю поездку в Германию». По получении зарплаты смотрим на этот пункт и откладываем деньги в банк на сберегательный счет.
Приоритет номер два – пойти на курсы веб-дизайна, которые вы давно запланировали. Получив зарплату, звоним и записываемся на курсы.
Следующий приоритет – создать НЗ, то бишь неприкосновенный денежный запас, эдакую подушку безопасности, которая выручит в неожиданный момент. Радуемся тому, что все серьезные для вас вопросы закрыты.
Наконец, итоговое задание. Возьмите лист бумаги и составьте список из 10 людей и (или) занятий, которые не связаны с деньгами, но очень важны для вас. Например, «прочитать интересную книгу», «сходить в театр», «встретиться с подружкой Светкой», «организовать встречу с одногруппниками», «покататься на каруселях», «съездить на дачу поесть клубники и погулять по лесу» и т.д. Повесьте список на видном месте – видите, как много приятного в жизни не связано со статусом и серьезными деньгами?.. Запланируйте себе эти «приятности» вместо походов по магазинам. И вы увидите – жизнь будет казаться «полной чашей».
Счастье и шопинг
Делает ли шопинг счастливее?
По словам психологов из Северо-западного университета Иллинойса, люди, которые концентрируются на окружении себя дорогими, статусными вещами (а сюда можно отнести всю брендовую одежду, обувь, аксессуары), чаще страдают от тревожности и депрессии, им сложнее общаться с людьми и поддерживать социальные связи. При этом американские ученые подчеркивают, что страсть к покупкам, потребительству - это проблема не столько конкретного человека, прежде всего - его окружения. Результаты этого любопытного исследования опубликованы в свежем номере научного журнала «Наука психология» (Psychological Science).
Чтобы разобраться, кто виновен в повышенном уровне тревожности богатых и успешных людей, ученые провели ряд экспериментов. В рамках одного эксперимента половине добровольцев показывали шикарные вещи, второй половине демонстрировались нейтральные изображения, которые не были связаны с шопингом и приобретением. По завершении теста испытуемым предложили ответить на ряд вопросов. Те, кто рассматривал фотографии дорогих украшений, одежды, техники, автомобилей, чаще описывали в опросниках ощущение подавленности и депрессии, меньше стремились к общению с другими людьми.
В ходе второго исследования добровольцам предложили определиться с приоритетами и показали два списка слов. Первым был список потребителя – в нем перечислялись вещи, из которых предлагалось выбрать желаемые. Вторым был так называемый «список гражданина» - то, что не связано с шопингом (общение, эмоции, здоровье, душевные качества, черты характера). Над вторым списком люди «корпели» гораздо дольше...
Наконец, итоговый эксперимент состоял в том, что группам из четырех добровольцев предложили представить емкость, в которой заканчивается вода. Участники поочередно представляли себя то потребителями, то обычными людьми. Когда испытуемые представляли себя потребителями, они переставали доверять людям. Им также казалось, что никто не доверит им сохранность воды, посчитает их нечестными и безответственными.
На основе указанных исследований ученые сделали вывод о том, что потребительство и вещизм повышают тревожность и разъединяют людей. Человек, которого постоянно стимулируют к потреблению, неизбежно сталкивается с серьезными социальными и психологическими проблемами.
Но даже если вы по каким-то причинам не доверяете подобным исследованиям, вспомните себя или своих коллег в день зарплаты. «Ой, ну что на эти деньги купишь?», - разочарованно твердят одни. «По счетам заплатить, а остаются – крохи» и т.д. Все подобные фразы говорят о том, что человек рассматривает себя в первую очередь как потребителя. А ведь люди могли бы говорить себе: «Как хорошо – на оплату всех счетов хватает! И никаких долгов!».
Проблема в том, что шопоголику никогда не бывает достаточно денег – их постоянно не хватает, даже если на общем фоне у него вполне приличная зарплата. Все дело в том, что стремление к сиюминутным радостям покупок уводит нас в сторону от более важных вещей, сбивает наши приоритеты. В результате возникает ситуация «дефицита» семейного бюджета, нереализованных планов и «бесцельно проходящей жизни».
Как перестать быть жертвой собственного шопоголизма
Если вы уже осознали проблему шопоголизма и хотели бы избавиться от вредной финансовой привычки тратить сходу большую часть зарплаты, обратитесь к шкале приоритетов. Поразмыслите над тем, какие вещи в вашей жизни важнее очередного похода по магазинам.
Допустим, вы решили, что давно пора съездить к подружке в Германию - она уже третий год зовет, а вы никак не можете выбраться. Ставим пунктом номер один – «отложить на летнюю поездку в Германию». По получении зарплаты смотрим на этот пункт и откладываем деньги в банк на сберегательный счет.
Приоритет номер два – пойти на курсы веб-дизайна, которые вы давно запланировали. Получив зарплату, звоним и записываемся на курсы.
Следующий приоритет – создать НЗ, то бишь неприкосновенный денежный запас, эдакую подушку безопасности, которая выручит в неожиданный момент. Радуемся тому, что все серьезные для вас вопросы закрыты.
Наконец, итоговое задание. Возьмите лист бумаги и составьте список из 10 людей и (или) занятий, которые не связаны с деньгами, но очень важны для вас. Например, «прочитать интересную книгу», «сходить в театр», «встретиться с подружкой Светкой», «организовать встречу с одногруппниками», «покататься на каруселях», «съездить на дачу поесть клубники и погулять по лесу» и т.д. Повесьте список на видном месте – видите, как много приятного в жизни не связано со статусом и серьезными деньгами?.. Запланируйте себе эти «приятности» вместо походов по магазинам. И вы увидите – жизнь будет казаться «полной чашей».
Автор: Марина Тумовская |
Оставить комментарий
|
7 июня 2012, 8:00 3170 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан