Статьи » Карьера
Семейный бизнес принято считать делом хорошим. Сразу представляется успешная пара, передающая свои традиции детям, или большая дружная семья, которая построила общую корпорацию и успешно ведет дела. Но как выглядит семейный бизнес в реальности, удобно ли вести дела с родственниками, и много ли пар разводится после начала общего дела?
Главное преимущество семейного бизнеса – высокий уровень доверия между участниками процесса. Как говорится, все свои. Начинать какое-то дело со знакомыми людьми намного комфортнее - нет необходимости притираться, подыскивать нужный тон общения. Нет страха, что партнер или сотрудник обманет, станет заниматься промышленным шпионажем или уйдет к конкурентам. Впрочем, такое, увы, случается. Финансовая сторона дела порой увлекает человека настолько, что он готов воткнуть нож в спину собственным родственникам. Но оставим крайности в стороне и предположим, что все родственники – люди честные и благородные.
Еще одно, чисто деловое преимущество ведения дел в семейном кругу - быстрота найма. В обычных условиях наниматель может потратить месяц-два на то, чтобы подобрать нужного сотрудника. В семейном бизнесе фирма экономит на поиске рыночного специалиста, нанимая кого-то из родственников. Улаживать деловые формальности тоже намного легче: «свой» сотрудник нередко готов приступить к работе сразу. При этом, к примеру, может подождать с официальным оформлением, поскольку не боится, что его обманут.
Если семейным бизнесом занимаются муж и жена или дети работают на родителей, их совокупный доход пополняет «семейную казну». Бесспорно, это приятно. Присутствует и некий воспитательный момент: отпрыски, со школьного возраста приобщенные к бизнесу, узнают цену деньгам и приобретают полезные навыки ведения дел. Эти практически познания в будущем могут оказаться ценнее любых институтских лекций по менеджменту. Совместное ведение проектов дает и психологическую выгоду – чувство сплоченности, командный дух. Впрочем, у этой медали есть и обратная сторона.
Подводные камни ведения общесемейного дела начинаются именно с этого ощущения «все свои». Нередко хорошее отношение к родственнику не позволяет главе организации относиться к нему объективно. Да и сам сотрудник, зная, что его не уволят, может начать халтурить.«Я же жена, он простит мне эту ошибку!».
Бывает и обратное – сотрудника не уважают потому, что он представитель младшего поколения: сын или дочь, племянник, младший брат (сестра). «Родители с большой неохотой поручали мне важные переговоры, говорили: «Ты же все провалишь!». Я не проваливал, но уважения в их глазах это все равно не добавляло», - жалуется Петр, чьи родители открыли консалтинговое агентство.
Здесь налицо отсутствие делового авторитета сотрудника или нанимателя в глазах семьи. Поэтому специалисты советуют – заводя общее дело с кем-то из родственников, стоит четко оценивать, сможет ли этот человек разграничивать семейные и деловые отношения. Подход «свои люди – сочтемся» в таком деле недопустим. Родственник, каким бы близким человеком он ни был, не может пользоваться бюджетом фирмы как семейным кошельком.
Критиковать или тем более уволить члена семьи – дело не из легких. Наиболее трудно приходится тем, кому нужно поставить под сомнение компетентность мужа (жены), или собственного ребенка. Бывает, что неудачи в общих делах приводят к ссорам или даже разрыву семейных уз. Даже если такого не происходит, совместные трудности на работе, да еще и дома – нелегкое испытание для всех участников.
Комментарий практикующего психотерапевта: «Пары, ведущие свой бизнес, нередко обращаются ко мне с проблемами в отношениях. Ни разу не видела случая, чтобы семейный бизнес никак не сказался на их отношениях вне работы». Именно поэтому многие супруги избегают совместных дел, даже в одну фирму стараются не наниматься. Вместе в офисе, дома, на отдыхе – «картинка» не меняется, и это постепенно начинает психологически угнетать. В конце концов, у партнеров может возникнуть усталость и раздражение.
Некоторым парам удается справиться с этим. К примеру, они ездят отдыхать порознь, в свободное время по отдельности встречаются с друзьями или разграничивают рабочие процессы так, чтобы минимально общаться в офисных стенах. Но выдерживают не все.
Эксперты советуют: если вы с партнером решили открыть совместное дело, установите правило - вне бизнеса – ни слова о бизнесе. Не обсуждайте рабочие проблемы за воскресным обедом, на прогулке и тем более - в постели.
Чтобы семейное дело шло успешно, супруги должны четко разграничивать семью и бизнес.«В рабочее время нет родственников, только коллеги», - предупреждают специалисты. И наоборот, в постели, на кухне и в отпуске не должно быть никаких начальников и подчиненных. Если вы уверены, что вашей выдержки и невозмутимости на это хватит – можете рискнуть.
Семейный бизнес: общее дело или развод
Главное преимущество семейного бизнеса – высокий уровень доверия между участниками процесса. Как говорится, все свои. Начинать какое-то дело со знакомыми людьми намного комфортнее - нет необходимости притираться, подыскивать нужный тон общения. Нет страха, что партнер или сотрудник обманет, станет заниматься промышленным шпионажем или уйдет к конкурентам. Впрочем, такое, увы, случается. Финансовая сторона дела порой увлекает человека настолько, что он готов воткнуть нож в спину собственным родственникам. Но оставим крайности в стороне и предположим, что все родственники – люди честные и благородные.
Еще одно, чисто деловое преимущество ведения дел в семейном кругу - быстрота найма. В обычных условиях наниматель может потратить месяц-два на то, чтобы подобрать нужного сотрудника. В семейном бизнесе фирма экономит на поиске рыночного специалиста, нанимая кого-то из родственников. Улаживать деловые формальности тоже намного легче: «свой» сотрудник нередко готов приступить к работе сразу. При этом, к примеру, может подождать с официальным оформлением, поскольку не боится, что его обманут.
Если семейным бизнесом занимаются муж и жена или дети работают на родителей, их совокупный доход пополняет «семейную казну». Бесспорно, это приятно. Присутствует и некий воспитательный момент: отпрыски, со школьного возраста приобщенные к бизнесу, узнают цену деньгам и приобретают полезные навыки ведения дел. Эти практически познания в будущем могут оказаться ценнее любых институтских лекций по менеджменту. Совместное ведение проектов дает и психологическую выгоду – чувство сплоченности, командный дух. Впрочем, у этой медали есть и обратная сторона.
Подводные камни ведения общесемейного дела начинаются именно с этого ощущения «все свои». Нередко хорошее отношение к родственнику не позволяет главе организации относиться к нему объективно. Да и сам сотрудник, зная, что его не уволят, может начать халтурить.«Я же жена, он простит мне эту ошибку!».
Бывает и обратное – сотрудника не уважают потому, что он представитель младшего поколения: сын или дочь, племянник, младший брат (сестра). «Родители с большой неохотой поручали мне важные переговоры, говорили: «Ты же все провалишь!». Я не проваливал, но уважения в их глазах это все равно не добавляло», - жалуется Петр, чьи родители открыли консалтинговое агентство.
Здесь налицо отсутствие делового авторитета сотрудника или нанимателя в глазах семьи. Поэтому специалисты советуют – заводя общее дело с кем-то из родственников, стоит четко оценивать, сможет ли этот человек разграничивать семейные и деловые отношения. Подход «свои люди – сочтемся» в таком деле недопустим. Родственник, каким бы близким человеком он ни был, не может пользоваться бюджетом фирмы как семейным кошельком.
Критиковать или тем более уволить члена семьи – дело не из легких. Наиболее трудно приходится тем, кому нужно поставить под сомнение компетентность мужа (жены), или собственного ребенка. Бывает, что неудачи в общих делах приводят к ссорам или даже разрыву семейных уз. Даже если такого не происходит, совместные трудности на работе, да еще и дома – нелегкое испытание для всех участников.
Комментарий практикующего психотерапевта: «Пары, ведущие свой бизнес, нередко обращаются ко мне с проблемами в отношениях. Ни разу не видела случая, чтобы семейный бизнес никак не сказался на их отношениях вне работы». Именно поэтому многие супруги избегают совместных дел, даже в одну фирму стараются не наниматься. Вместе в офисе, дома, на отдыхе – «картинка» не меняется, и это постепенно начинает психологически угнетать. В конце концов, у партнеров может возникнуть усталость и раздражение.
Некоторым парам удается справиться с этим. К примеру, они ездят отдыхать порознь, в свободное время по отдельности встречаются с друзьями или разграничивают рабочие процессы так, чтобы минимально общаться в офисных стенах. Но выдерживают не все.
Эксперты советуют: если вы с партнером решили открыть совместное дело, установите правило - вне бизнеса – ни слова о бизнесе. Не обсуждайте рабочие проблемы за воскресным обедом, на прогулке и тем более - в постели.
Чтобы семейное дело шло успешно, супруги должны четко разграничивать семью и бизнес.«В рабочее время нет родственников, только коллеги», - предупреждают специалисты. И наоборот, в постели, на кухне и в отпуске не должно быть никаких начальников и подчиненных. Если вы уверены, что вашей выдержки и невозмутимости на это хватит – можете рискнуть.
Автор: Анна Заславская |
Оставить комментарий
|
19 июня 2012, 8:00 4586 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан