Статьи » Интересные люди
«В чужих краях, в заморских странах
Другие славны имена.
Россия наша на Иванах
Во все держалась времена»
Об одном из них и поведем мы рассказ. Имя Ивана Сусанина прославлено в веках, вопрос только в том, за что?
Жизнь за царя
Казалось бы, со школьной скамьи каждому из нас известен его подвиг. И родители наши, и дедушки с бабушками изучали то же самое - история Ивана Сусанина вошла в школьные учебники еще в 1820 году. Вспомним, как это было…
К концу далекого 1612 года наша Родина была оккупирована Речью Посполитой. Завоеватели чувствовали себя в Москве, как дома. Полным ходом шла подготовка возведения на русский престол их царевича Владислава.
И тут разведка донесла, что русские тайно где-то под Костромой выбрали на царство последнего отпрыска древней династии Рюриков, Михаила Романова. Мальчишка совсем, но не в возрасте дело. Опустошенные, раздавленные русские земли обрели надежду на то, что у них появился защитник, который сможет поднять Русь с колен.
В костромские болотистые леса в срочном порядке отправили отряд, как сейчас сказали бы, спецназа с целью найти и обезвредить Михаила. Вблизи от его убежища поляки схватили одного из местных жителей - простого крестьянина Ивана Сусанина — и потребовали, чтобы он показал дорогу. Иван повел врагов в противоположную сторону - в непроходимые лесные топи, наверняка вы помните строки из Рылеева: «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! - Сусанину с сердцем вскричали враги».
Поняв, что им не выбраться, поляки зарубили его. «Снег чистый чистейшая кровь обагрила: она для России спасла Михаила!». Как верный сын Отечества Сусанин предпочел мученическую смерть предательству. Когда первого из будущей царской династии Романовых официально короновали, семье Сусанина даровали землю в вечную собственность с освобождением от всех податей и повинностей в знак благодарности за его подвиг, так гласит соответствующая царская грамота от 1619 года.
Правда, после Октябрьской революции слово «подвиг» поначалу ушло из оценки поступка Сусанина, еще бы - настоящий крестьянин должен царей свергать, а не спасать. Но так и быть, пусть остается в учебниках, просто сделаем акцент на борьбе с иноземными захватчиками, ведь спасая Романова, Иван по сути спасал Родину. Соответственно, оперу Глинки, в которой воспевался героизм простого русского человека, недолго думая, переименовали из «Жизни за царя» в просто «Иван Сусанин».
Личное дело
А теперь внимание, вопрос - откуда стало известно о подвиге Сусанина, если поляки изрубили его в куски, а сами сгинули в костромских топях? Без вести пропали - да, но как именно погибли, только Богу одному может быть вестимо. Как вообще отряд профессиональных военных может утонуть в болоте? Или в польских землях нет этого чуда природы, и тамошние жители не знают, что если ноги стали проваливаться в мутной воде, нужно срочно поворачивать назад?
Начнем с того, что никакого отряда специального назначения Речи Посполитой не было и в помине, окрестности Костромы прочесывало Витебское и Полоцкое ополчение, впрочем, это, конечно, не объясняет полное отсутствие у них инстинкта самосохранения.
Зайдем с другого края - выдумка не только спецназ, но и само болото. Так мы договоримся до того, что и самого Сусанина не существовало! И это не досужие рассуждения «фомы неверующего». В исторической достоверности геройского поступка костромского крестьянина сомневались лучшие русские историки. И немудрено, ведь долгое время единственным упоминанием о Сусанине была та самая царская грамота от 1619 года. А есть ли в ней описание легендарного болота, куда завел врагов Иван? Ни следа. Там только говорится, что посланцы поляков поймали его и, не добившись информации о местонахождении Михаила, убили.
Сам долгий путь героя по дремучим лесам и губительным болотам, воспетый Рылеевым и Глинкой, - не более, чем художественный вымысел вполне в духе русских народных сказок. Но может быть, есть другие документы, на которые сочинители опирались? Ведь спасение самого царя от злодеев-оккупантов - событие столь знаменательное, что неминуемо должно было остаться не только в указе семьи Романовых, но и в народной памяти, летописях, хрониках. Увы, ни строчки, ни вздоха о Иване Сусанине нет нигде - ни в официальных бумагах, ни в воспоминаниях современников.
О его жизни известно не больше, чем о его смерти - имя, фамилия, место жительства. Иваном в те времена крестили каждого второго ребенка. С отчеством незадача - то Иван Осипович, то Иван Иванович, то вообще без оного. Фамилии у простых крестьян только-только начали появляться и образовывались как раз из отчеств, то есть от имени отца, а Сусанин ведь от женского имени - Сусанна, следовательно, скорее всего наш герой воспитывался одной только матерью.
Впрочем, не обязательно он был незаконнорожденным, отец тоже мог погибнуть в те лихие времена от рук разбойников, которыми кишмя кишели леса, или просто от голодной жизни. Однако благодаря усилиям костромских краеведов стало известно, что Иван сын Сусанны, несмотря на отсутствие отцовской поддержки, сумел выбиться в люди и не пахал в поте лица своего землю, как нам пытается внушить школьный учебник, а служил деревенским старостой. И это, кстати, объясняет, почему поляки допрашивали именно его одного, как будто он жил в пустыне, а не в населенном пункте. Можно было, конечно, для устрашения спалить все селение, которое так и называлось - Деревеньки, привычное дело для оккупантов, но логично было предположить, что нужной информацией обладает деревенский глава.
Хотя постойте, а почему собственно царская семья должна была докладывать Сусанину, пусть он даже не обыкновенный землепашец, мол, поехали мы туда-то, там спрячемся, только никому не говори? Известный историк Костомаров считал, что статус Сусанина был еще выше - он служил приказчиком в костромском имении Романовых Домнино, а следовательно, был в курсе того, куда уехали хозяева, а не рассказал об этом своим мучителям «по слепой преданности барину»...
Так запросто один из величайших русских историков развеивает идею о жертвенном патриотизме Сусанина. Не герой он, а просто слуга, привыкший во всем угождать хозяевам. Да и не поляки, стремившиеся захватить всю полноту власти в России, предали его мученической смерти, а… простые разбойники, воры и мародеры, коих в Смутные времена было больше, чем честных граждан.
Что удивительно, Костомаров основывал свое мнение все на той же царской грамоте, ведь в ней, видите ли, не указано, за что именно Сусанина убили. Не менее именитый историк Погодин язвительно парировал: «Не найдет ли господин Костомаров в доступных для него источниках известия, что поляки пытали и мучили Сусанина, желая узнать местопребывание вновь избранного царя русского для того, чтобы поцеловаться с ним?»
Жертва истории
Целая баталия ученых вокруг обыкновенного человека! Сколько их погибло в те лихие времена за царя, за Родину, за собственную семью, а копья ломают именно из-за Сусанина, впрочем, не стоит обольщаться, фамилия могла быть любой другой - Иванов, Кузнецов... Новой династии Романовых нужен был герой из народа, и он появился. Вот так следует любить своего царя, вот за него и врагов побеждать, и самому погибать. Примеру Сусанина при случае должны были последовать другие самоотверженные «сусанины», безоглядно идущие на все за царя-батюшку, и примеров тому в русской истории тысячи. Созданный правящей властью миф отлично на нее работал…
Новые времена требуют новых героев, и вот уже Сусанин не нужен, объявлен холопом с рабской душой. Установленный в 1851 году в центре Костромы памятник Сусанину, спасителю веры и царства, преклонившему колена перед бюстом молодого царя, в 1918 году снесли, а площадь из Сусанинской превратилась — не трудно догадаться — в площадь Революции.
Правда, в учебниках оставили оговорочку (на всякий случай, вдруг пригодится), мол, погиб он в конечном итоге все же не только за царя-батюшку, но и за Русь-матушку. Пригодилось в 1939 году, накануне второй мировой войны — образ жертвенного героя припомнили, даже был создан музей, посвященный Сусанину. И кстати, среди миллионов примеров бесспорного героизма советского народа в Великой Отечественной войне есть и в точности повторившие подвиг Сусанина.
Советские времена канули в лету, и история о польской интервенции снова всплыла на поверхность. Правда, никто уже не помнит подробностей той далекой войны, но для заинтересованных это и к лучшему. И вот уже седьмое ноября - не красный день календаря, а революционеры вовсе не герои, а бунтари и убийцы, зато у русского народа появился новый праздник - четвертое ноября, день примирения и согласия. Именно в этот день 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от поляков. Но не для кого было бы Кремль очищать, если бы незадолго до этого Сусанин не принес свою жертву на алтарь юного Романова. И вот спаситель царя снова на коне, и оперу Глинки ставят под первоначальным названием. Новые времена - хорошо забытые герои…
Но не стоит забывать, опыт многовековой истории показал: в России новые времена могут нагрянуть так же внезапно, как зима каждый год приходит на бескрайние русские поля - надо же, а мы не готовы! И вот уже те, кого славили и превозносили до небес, запорошены снегом забвения до следующего поворота колеса времени…
Иван Сусанин: круговорот истории
Жизнь за царя
Казалось бы, со школьной скамьи каждому из нас известен его подвиг. И родители наши, и дедушки с бабушками изучали то же самое - история Ивана Сусанина вошла в школьные учебники еще в 1820 году. Вспомним, как это было…
К концу далекого 1612 года наша Родина была оккупирована Речью Посполитой. Завоеватели чувствовали себя в Москве, как дома. Полным ходом шла подготовка возведения на русский престол их царевича Владислава.
И тут разведка донесла, что русские тайно где-то под Костромой выбрали на царство последнего отпрыска древней династии Рюриков, Михаила Романова. Мальчишка совсем, но не в возрасте дело. Опустошенные, раздавленные русские земли обрели надежду на то, что у них появился защитник, который сможет поднять Русь с колен.
В костромские болотистые леса в срочном порядке отправили отряд, как сейчас сказали бы, спецназа с целью найти и обезвредить Михаила. Вблизи от его убежища поляки схватили одного из местных жителей - простого крестьянина Ивана Сусанина — и потребовали, чтобы он показал дорогу. Иван повел врагов в противоположную сторону - в непроходимые лесные топи, наверняка вы помните строки из Рылеева: «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! - Сусанину с сердцем вскричали враги».
Поняв, что им не выбраться, поляки зарубили его. «Снег чистый чистейшая кровь обагрила: она для России спасла Михаила!». Как верный сын Отечества Сусанин предпочел мученическую смерть предательству. Когда первого из будущей царской династии Романовых официально короновали, семье Сусанина даровали землю в вечную собственность с освобождением от всех податей и повинностей в знак благодарности за его подвиг, так гласит соответствующая царская грамота от 1619 года.
Правда, после Октябрьской революции слово «подвиг» поначалу ушло из оценки поступка Сусанина, еще бы - настоящий крестьянин должен царей свергать, а не спасать. Но так и быть, пусть остается в учебниках, просто сделаем акцент на борьбе с иноземными захватчиками, ведь спасая Романова, Иван по сути спасал Родину. Соответственно, оперу Глинки, в которой воспевался героизм простого русского человека, недолго думая, переименовали из «Жизни за царя» в просто «Иван Сусанин».
Личное дело
А теперь внимание, вопрос - откуда стало известно о подвиге Сусанина, если поляки изрубили его в куски, а сами сгинули в костромских топях? Без вести пропали - да, но как именно погибли, только Богу одному может быть вестимо. Как вообще отряд профессиональных военных может утонуть в болоте? Или в польских землях нет этого чуда природы, и тамошние жители не знают, что если ноги стали проваливаться в мутной воде, нужно срочно поворачивать назад?
Начнем с того, что никакого отряда специального назначения Речи Посполитой не было и в помине, окрестности Костромы прочесывало Витебское и Полоцкое ополчение, впрочем, это, конечно, не объясняет полное отсутствие у них инстинкта самосохранения.
Зайдем с другого края - выдумка не только спецназ, но и само болото. Так мы договоримся до того, что и самого Сусанина не существовало! И это не досужие рассуждения «фомы неверующего». В исторической достоверности геройского поступка костромского крестьянина сомневались лучшие русские историки. И немудрено, ведь долгое время единственным упоминанием о Сусанине была та самая царская грамота от 1619 года. А есть ли в ней описание легендарного болота, куда завел врагов Иван? Ни следа. Там только говорится, что посланцы поляков поймали его и, не добившись информации о местонахождении Михаила, убили.
Сам долгий путь героя по дремучим лесам и губительным болотам, воспетый Рылеевым и Глинкой, - не более, чем художественный вымысел вполне в духе русских народных сказок. Но может быть, есть другие документы, на которые сочинители опирались? Ведь спасение самого царя от злодеев-оккупантов - событие столь знаменательное, что неминуемо должно было остаться не только в указе семьи Романовых, но и в народной памяти, летописях, хрониках. Увы, ни строчки, ни вздоха о Иване Сусанине нет нигде - ни в официальных бумагах, ни в воспоминаниях современников.
О его жизни известно не больше, чем о его смерти - имя, фамилия, место жительства. Иваном в те времена крестили каждого второго ребенка. С отчеством незадача - то Иван Осипович, то Иван Иванович, то вообще без оного. Фамилии у простых крестьян только-только начали появляться и образовывались как раз из отчеств, то есть от имени отца, а Сусанин ведь от женского имени - Сусанна, следовательно, скорее всего наш герой воспитывался одной только матерью.
Впрочем, не обязательно он был незаконнорожденным, отец тоже мог погибнуть в те лихие времена от рук разбойников, которыми кишмя кишели леса, или просто от голодной жизни. Однако благодаря усилиям костромских краеведов стало известно, что Иван сын Сусанны, несмотря на отсутствие отцовской поддержки, сумел выбиться в люди и не пахал в поте лица своего землю, как нам пытается внушить школьный учебник, а служил деревенским старостой. И это, кстати, объясняет, почему поляки допрашивали именно его одного, как будто он жил в пустыне, а не в населенном пункте. Можно было, конечно, для устрашения спалить все селение, которое так и называлось - Деревеньки, привычное дело для оккупантов, но логично было предположить, что нужной информацией обладает деревенский глава.
Хотя постойте, а почему собственно царская семья должна была докладывать Сусанину, пусть он даже не обыкновенный землепашец, мол, поехали мы туда-то, там спрячемся, только никому не говори? Известный историк Костомаров считал, что статус Сусанина был еще выше - он служил приказчиком в костромском имении Романовых Домнино, а следовательно, был в курсе того, куда уехали хозяева, а не рассказал об этом своим мучителям «по слепой преданности барину»...
Так запросто один из величайших русских историков развеивает идею о жертвенном патриотизме Сусанина. Не герой он, а просто слуга, привыкший во всем угождать хозяевам. Да и не поляки, стремившиеся захватить всю полноту власти в России, предали его мученической смерти, а… простые разбойники, воры и мародеры, коих в Смутные времена было больше, чем честных граждан.
Что удивительно, Костомаров основывал свое мнение все на той же царской грамоте, ведь в ней, видите ли, не указано, за что именно Сусанина убили. Не менее именитый историк Погодин язвительно парировал: «Не найдет ли господин Костомаров в доступных для него источниках известия, что поляки пытали и мучили Сусанина, желая узнать местопребывание вновь избранного царя русского для того, чтобы поцеловаться с ним?»
Жертва истории
Целая баталия ученых вокруг обыкновенного человека! Сколько их погибло в те лихие времена за царя, за Родину, за собственную семью, а копья ломают именно из-за Сусанина, впрочем, не стоит обольщаться, фамилия могла быть любой другой - Иванов, Кузнецов... Новой династии Романовых нужен был герой из народа, и он появился. Вот так следует любить своего царя, вот за него и врагов побеждать, и самому погибать. Примеру Сусанина при случае должны были последовать другие самоотверженные «сусанины», безоглядно идущие на все за царя-батюшку, и примеров тому в русской истории тысячи. Созданный правящей властью миф отлично на нее работал…
Новые времена требуют новых героев, и вот уже Сусанин не нужен, объявлен холопом с рабской душой. Установленный в 1851 году в центре Костромы памятник Сусанину, спасителю веры и царства, преклонившему колена перед бюстом молодого царя, в 1918 году снесли, а площадь из Сусанинской превратилась — не трудно догадаться — в площадь Революции.
Правда, в учебниках оставили оговорочку (на всякий случай, вдруг пригодится), мол, погиб он в конечном итоге все же не только за царя-батюшку, но и за Русь-матушку. Пригодилось в 1939 году, накануне второй мировой войны — образ жертвенного героя припомнили, даже был создан музей, посвященный Сусанину. И кстати, среди миллионов примеров бесспорного героизма советского народа в Великой Отечественной войне есть и в точности повторившие подвиг Сусанина.
Советские времена канули в лету, и история о польской интервенции снова всплыла на поверхность. Правда, никто уже не помнит подробностей той далекой войны, но для заинтересованных это и к лучшему. И вот уже седьмое ноября - не красный день календаря, а революционеры вовсе не герои, а бунтари и убийцы, зато у русского народа появился новый праздник - четвертое ноября, день примирения и согласия. Именно в этот день 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от поляков. Но не для кого было бы Кремль очищать, если бы незадолго до этого Сусанин не принес свою жертву на алтарь юного Романова. И вот спаситель царя снова на коне, и оперу Глинки ставят под первоначальным названием. Новые времена - хорошо забытые герои…
Но не стоит забывать, опыт многовековой истории показал: в России новые времена могут нагрянуть так же внезапно, как зима каждый год приходит на бескрайние русские поля - надо же, а мы не готовы! И вот уже те, кого славили и превозносили до небес, запорошены снегом забвения до следующего поворота колеса времени…
Автор: Марина Холодова |
Оставить комментарий
|
26 мая 2012, 8:00 5064 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан