Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Наверное, на свете очень мало людей, которые не любили бы цирк. 17 апреля отмечается Всемирный день цирка, который был учреждён по инициативе Европейской ассоциации цирков и Всемирной федерации цирка.
В этот день проходят представления по всему миру, различные выставки, посвящённые цирку и великим циркачам, в некоторых цирках фанатам разрешается в этот день заглянуть за кулисы и присутствовать на репетициях артистов.
«Цирк – это действительно общемировое искусство, проявляющееся в различных формах практически в каждом уголке мира» (Лаура Ван Дер Меер, исполнительный директор Федерации цирка).
История цирка уходит своими корнями глубоко в древность. Мы восхищаемся искусством фокусников, иллюзионистов, но немногие знают, что уже жрецы Древнего Египта поражали своих современников воистину непревзойдённым искусством иллюзий.
Например, в храме Рамзеса в Абу Симбеле раз в году, в день рождения фараона, первый полный луч солнца, проходя через шестидесятиметровый зал, падал на корону статуи Рамзеса. До сих пор никто не смог объяснить, как жрецы это делали.
В Ветхом завете есть запись о состязании Моисея и его брата с фараоном Древнего Египта, посох которого превращался в змею.
Конечно, можно сказать, что это чудо, но, скорее всего, это всё-таки было искусством иллюзиониста.
В Древнем Египте уже существовали такие цирковые жанры как акробатика, эквилибристика и жонглирование. Изображения акробатов и эквилибристов сохранились на стенах храмов.
В те времена занимались и дрессировкой животных, которых привозили из Африки.
В Древней Греции были популярны гимнастика и пантомимические представления. Начиная с V в. до н.э. на аренах, на площадях, во время празднеств и пиров выступали атлеты.
Первые цирковые игрища в Риме начали устраивать во время мартовских празднеств в честь бога Марса. Позднее цирковыми представлениями отмечали военные победы.
Именно из Древнего Рима до нас дошло знаменитое словосочетание «хлеба и зрелищ», а в латинском оригинале – «хлеба и цирков».
Античные цирки строились огромными, так, один из древних цирков, располагавшийся в длинной узкой долине между Палатинским и Авентинским холмами, достигал около 600 м в длину и чуть меньше 100 м в ширину.
Зрительские места делились на три сектора. В нижнем секторе они были каменными, в двух верхних - деревянными. Между ареной и зрительскими местами был вырыт ров шириной 3 метра и глубиной 3 метра для защиты от диких зверей. Над загонами не было крыши, а выход из них закрывался канатами.
Завершённый вид Большой цирк приобрёл при Юлии Цезаре и Августе. Август выстроил на палатинской стороне арены императорскую ложу, на разделительную стену поставил обелиск из Гелиополиса. Он же выделил специальные места для сенаторов и членов сословия всадников.
Дионисием Галикарнасским в VII году до н.э. большой цирк был описан как одно из чудес Рима. Зрители проходили на свои места через одноэтажную аркаду, расположенную по наружному периметру цирка, там же располагались лавки мелких торговцев.
Император Клавдий заменил деревянные загоны мраморными, деревянные конические столбы, стоящие по концам разделительной стены и отмечающие место поворота, бронзовыми столбами с позолотой.
Выкопанный при Цезаре ров Нерон приказал засыпать, чтобы увеличить площадь арены. Вероятно, безопасность зрителей не слишком его интересовала. Но зато Нерон приказал построить цирк в садах своей матери Агриппины, недалеко от современного Ватикана.
В последующие времена Большой цирк много раз горел, но опять восстанавливался и украшался. Самое крупное расширение цирка произошло при императоре Траяне, а украшений больше всего появилось при Константине и Констанции.
Последнее представление в Большом цирке произошло при Тотиле, а потом цирковые постройки стали разбирать.
К началу XVI века нашей эры цирк был полностью разрушен, и археологи, проводившие раскопки этого цирка в конце 1930-х годов, мало что обнаружили.
В Древнем Риме было несколько других цирков, лучше всех из них сохранился цирк Максенция, находящийся в окрестностях Рима.
В принципе, цирк может размещаться в любом здании и даже в шатре, где есть арена – от латинского Circulus – «круг».
Позднее арену стали называть манежем – от французского manege. Это круглая площадка диаметром 13 м посередине цирка, на которой идёт представление. Впервые такая арена появилась в парижском цирке Л. и Э.Франкони в 1807 году и в первой половине XIX века утвердились в цирках всего мира. Установленный размер циркового манежа позволяет давать представления в любом цирке, не прибегая к переустройствам.
Поверхность манежа раньше устилали смесью земли, сухой красной глины и опилок, но уже в начале XX века в некоторых цирках манеж стали устилать длинноворсовым кокосовым ковром, позднее пористой резиной. Это и удобно, и гигиенично.
В современных цирках существует множество систем и приспособлений, круг манежа может опускаться и вращаться.
Русский цирк, как и театр, начинался с выступлений скоморохов, именно от них, по словам исследователей, произошли клоуны… Конечно, далеко не всем нравилось, что скоморохи высмеивают глупость, жадность и другие пороки знати и церковной власти. Так, в 1648 году указом царя Алексея Михайловича представления скоморохов были запрещены. Но запрещать что-то долго невозможно. В XVIII веке на ярмарках выступления паяцев стали обычным явлением. Хотя говорят, что первыми владельцами балаганов были иностранцы, которые не знали русского языка и смешили жестами и фокусами.
С середины XIX века иностранцы на роль зазывал стали приглашать русских балагуров, чаще всего это были отставные солдаты-балагуры, которые за словом в карман не лезли.
Большой популярностью в дореволюционной России пользовались выступления атлетов и силачей, среди которых было немало женщин. Например, большой популярностью пользовалась дама-атлет Баланотти. А первым атлетом, с которым познакомились зрители в России, был Эккенберг, которого в 1719 году пригласил в Россию Пётр I. Эккенберг выступал в образе весёлого силача-балагура, он поднимал зубами пушечный ствол с сидящим на нём барабанщиком, отбивающим дробь, разрывал якорные цепи.
С 80-х годов XIX века атлеты из балаганов стали переходить на цирковую арену, сформировав, таким образом, целый цирковой жанр. Знаменитым русским цирковым силачом был П.Ступин (1852-1916 годы). К концу XIX века в цирке появились силачи, жонглирующие тяжёлыми предметами.
В XIX веке были распространены бродячие цирковые труппы, в состав которых входили акробаты, жонглеры, канатоходцы, иллюзионисты, клоуны…
Первый постоянно действующий цирк в России построили братья Никитины в Нижнем Новгороде в 1883 году.
В наше время цирков существует огромное множество во всех уголках мира, и у каждого своя изюминка. Одним из лучших цирков мира считается канадский «Цирк Солнца» - Cirque du Soleil, основанный в конце 1970-х годов франко-канадским цирковым артистом Ги Лалиберте.
Большой популярностью пользуется «Райское шоу из Поднебесной».
Но мы, конечно, все любим наш российский цирк, который прославился своими замечательными клоунами – Карандашом, Никулиным, Поповым и многими другими, династией иллюзионистов Кио.
Ещё одной особенностью российских цирков является дрессура животных, и именно поэтому так часто наших артистов приглашают за рубеж. Чего стоят только династии Дуровых, Запашных, Багдасаровых, Филатовых, в том числе знаменитый «Медвежий цирк» Валентина Филатова!
Самый большой стационарный цирк в мире был открыт 30 апреля 1971 года в Москве на проспекте Вернадского. Теперь это «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». И, конечно, свои цирки есть во многих городах России.
А ещё хочется сказать, что цирк – это всегда праздник! И международный день цирка - это праздник не только тех, кто в нём работает, но и всех нас, его преданных почитателей и зрителей.
Цирк, да и только
«Цирк – это действительно общемировое искусство, проявляющееся в различных формах практически в каждом уголке мира» (Лаура Ван Дер Меер, исполнительный директор Федерации цирка).
История цирка уходит своими корнями глубоко в древность. Мы восхищаемся искусством фокусников, иллюзионистов, но немногие знают, что уже жрецы Древнего Египта поражали своих современников воистину непревзойдённым искусством иллюзий.
Например, в храме Рамзеса в Абу Симбеле раз в году, в день рождения фараона, первый полный луч солнца, проходя через шестидесятиметровый зал, падал на корону статуи Рамзеса. До сих пор никто не смог объяснить, как жрецы это делали.
В Ветхом завете есть запись о состязании Моисея и его брата с фараоном Древнего Египта, посох которого превращался в змею.
Конечно, можно сказать, что это чудо, но, скорее всего, это всё-таки было искусством иллюзиониста.
В Древнем Египте уже существовали такие цирковые жанры как акробатика, эквилибристика и жонглирование. Изображения акробатов и эквилибристов сохранились на стенах храмов.
В те времена занимались и дрессировкой животных, которых привозили из Африки.
В Древней Греции были популярны гимнастика и пантомимические представления. Начиная с V в. до н.э. на аренах, на площадях, во время празднеств и пиров выступали атлеты.
Первые цирковые игрища в Риме начали устраивать во время мартовских празднеств в честь бога Марса. Позднее цирковыми представлениями отмечали военные победы.
Именно из Древнего Рима до нас дошло знаменитое словосочетание «хлеба и зрелищ», а в латинском оригинале – «хлеба и цирков».
Античные цирки строились огромными, так, один из древних цирков, располагавшийся в длинной узкой долине между Палатинским и Авентинским холмами, достигал около 600 м в длину и чуть меньше 100 м в ширину.
Зрительские места делились на три сектора. В нижнем секторе они были каменными, в двух верхних - деревянными. Между ареной и зрительскими местами был вырыт ров шириной 3 метра и глубиной 3 метра для защиты от диких зверей. Над загонами не было крыши, а выход из них закрывался канатами.
Завершённый вид Большой цирк приобрёл при Юлии Цезаре и Августе. Август выстроил на палатинской стороне арены императорскую ложу, на разделительную стену поставил обелиск из Гелиополиса. Он же выделил специальные места для сенаторов и членов сословия всадников.
Дионисием Галикарнасским в VII году до н.э. большой цирк был описан как одно из чудес Рима. Зрители проходили на свои места через одноэтажную аркаду, расположенную по наружному периметру цирка, там же располагались лавки мелких торговцев.
Император Клавдий заменил деревянные загоны мраморными, деревянные конические столбы, стоящие по концам разделительной стены и отмечающие место поворота, бронзовыми столбами с позолотой.
Выкопанный при Цезаре ров Нерон приказал засыпать, чтобы увеличить площадь арены. Вероятно, безопасность зрителей не слишком его интересовала. Но зато Нерон приказал построить цирк в садах своей матери Агриппины, недалеко от современного Ватикана.
В последующие времена Большой цирк много раз горел, но опять восстанавливался и украшался. Самое крупное расширение цирка произошло при императоре Траяне, а украшений больше всего появилось при Константине и Констанции.
Последнее представление в Большом цирке произошло при Тотиле, а потом цирковые постройки стали разбирать.
К началу XVI века нашей эры цирк был полностью разрушен, и археологи, проводившие раскопки этого цирка в конце 1930-х годов, мало что обнаружили.
В Древнем Риме было несколько других цирков, лучше всех из них сохранился цирк Максенция, находящийся в окрестностях Рима.
В принципе, цирк может размещаться в любом здании и даже в шатре, где есть арена – от латинского Circulus – «круг».
Позднее арену стали называть манежем – от французского manege. Это круглая площадка диаметром 13 м посередине цирка, на которой идёт представление. Впервые такая арена появилась в парижском цирке Л. и Э.Франкони в 1807 году и в первой половине XIX века утвердились в цирках всего мира. Установленный размер циркового манежа позволяет давать представления в любом цирке, не прибегая к переустройствам.
Поверхность манежа раньше устилали смесью земли, сухой красной глины и опилок, но уже в начале XX века в некоторых цирках манеж стали устилать длинноворсовым кокосовым ковром, позднее пористой резиной. Это и удобно, и гигиенично.
В современных цирках существует множество систем и приспособлений, круг манежа может опускаться и вращаться.
Русский цирк, как и театр, начинался с выступлений скоморохов, именно от них, по словам исследователей, произошли клоуны… Конечно, далеко не всем нравилось, что скоморохи высмеивают глупость, жадность и другие пороки знати и церковной власти. Так, в 1648 году указом царя Алексея Михайловича представления скоморохов были запрещены. Но запрещать что-то долго невозможно. В XVIII веке на ярмарках выступления паяцев стали обычным явлением. Хотя говорят, что первыми владельцами балаганов были иностранцы, которые не знали русского языка и смешили жестами и фокусами.
С середины XIX века иностранцы на роль зазывал стали приглашать русских балагуров, чаще всего это были отставные солдаты-балагуры, которые за словом в карман не лезли.
Большой популярностью в дореволюционной России пользовались выступления атлетов и силачей, среди которых было немало женщин. Например, большой популярностью пользовалась дама-атлет Баланотти. А первым атлетом, с которым познакомились зрители в России, был Эккенберг, которого в 1719 году пригласил в Россию Пётр I. Эккенберг выступал в образе весёлого силача-балагура, он поднимал зубами пушечный ствол с сидящим на нём барабанщиком, отбивающим дробь, разрывал якорные цепи.
С 80-х годов XIX века атлеты из балаганов стали переходить на цирковую арену, сформировав, таким образом, целый цирковой жанр. Знаменитым русским цирковым силачом был П.Ступин (1852-1916 годы). К концу XIX века в цирке появились силачи, жонглирующие тяжёлыми предметами.
В XIX веке были распространены бродячие цирковые труппы, в состав которых входили акробаты, жонглеры, канатоходцы, иллюзионисты, клоуны…
Первый постоянно действующий цирк в России построили братья Никитины в Нижнем Новгороде в 1883 году.
В наше время цирков существует огромное множество во всех уголках мира, и у каждого своя изюминка. Одним из лучших цирков мира считается канадский «Цирк Солнца» - Cirque du Soleil, основанный в конце 1970-х годов франко-канадским цирковым артистом Ги Лалиберте.
Большой популярностью пользуется «Райское шоу из Поднебесной».
Но мы, конечно, все любим наш российский цирк, который прославился своими замечательными клоунами – Карандашом, Никулиным, Поповым и многими другими, династией иллюзионистов Кио.
Ещё одной особенностью российских цирков является дрессура животных, и именно поэтому так часто наших артистов приглашают за рубеж. Чего стоят только династии Дуровых, Запашных, Багдасаровых, Филатовых, в том числе знаменитый «Медвежий цирк» Валентина Филатова!
Самый большой стационарный цирк в мире был открыт 30 апреля 1971 года в Москве на проспекте Вернадского. Теперь это «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». И, конечно, свои цирки есть во многих городах России.
А ещё хочется сказать, что цирк – это всегда праздник! И международный день цирка - это праздник не только тех, кто в нём работает, но и всех нас, его преданных почитателей и зрителей.
Автор: Наталия Антонова |
Оставить комментарий
|
16 апреля 2012, 8:00 3060 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан