Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
27 марта ежегодно отмечается Международный день театра, который учреждён в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (МИТ).
Девиз праздника - театр является средством взаимопонимания и укрепления мира и дружбы между народами.
Советский Союз стал членом МИТа в 1959 году, с 1961 года СССР - постоянный член исполнительного комитета МИТа. Естественно, что теперь всё это по наследству досталось России.
В нашей стране огромное количество театров и талантливых актёров. В Москве в марте ежегодно проходит фестиваль «Золотая маска». Примерно в течение месяца в столице показывают свои спектакли лучшие театры из разных городов нашей страны. А профессиональное жюри присуждает лучшим спектаклям, режиссёрам и актёрам традиционные премии. Особенно приятно то, что о «Золотой маске» знают и в других странах.
Слово театр довольно древнее, произошло оно от греческого theatron - зрелище, место для зрелищ.
Ведь театром называют как сам вид искусства, так и здание для представления драматических произведений перед зрителями.
Можно ли представить, что когда-то театра не было?
Зарождение театра происходило на заре человечества. Сначала это были ритуальные действа, направленные на то, чтобы задобрить богов, вызвать их благосклонность, добиться покровительства. Различные сцены в виде пантомимы, пения, танцев разыгрывались перед началом сельскохозяйственных работ и после их завершения для получения от богов хорошего урожая. И в этих ритуальных действиях находятся истоки развития мирового театра.
В Древнем Египте такие ритуальные действа ежегодно, начиная где-то с III века до н.э., устраивались при храме бога Осириса - покровителя земледельцев и ремесленников.
Древнегреческий театр, пожалуй, самый древний на территории Европы. Он обязан своим возникновением культу сельских богов, особенно Дионису – покровителю винограда и виноделия. Дионис, изображаемый в древности в виде быка или козла, в античные времена стал и богом театра.
Участники первых действ наряжались в козлиные шкуры, мазали лицо винной гущей, сверху надевали маски и пели дифирамбы в честь бога. Песни были как торжественными, так и весёлыми, и зачастую непристойными.
По мнению Аристотеля, трагедия берёт своё начало от дифирамбов, а комедия - от непристойных песен.
Известно, что спутниками Диониса были сатиры – существа с козлиными ногами, которые прославляли подвиги Диониса и пели о его страданиях.
Слово «трагедия» состоит их двух греческих слов: «трагос» - козёл - и «одэ» - песнь, то есть это песнь козлов–сатиров.
Слово «комедия» также состоит из двух греческих слов – «комос» и «одэ». Слово «комос» обозначало шествие подвыпившей толпы ряженых, которые обменивались солёными остротами и шутками на празднике в честь Диониса. Поэтому слово «комедия» обозначает песнь подвыпивших гуляк.
Древнегреческие театры были огромных размеров и сооружались под открытым небом. Самым древним из известных в настоящее время театров античности является театр Диониса в Афинах. Раскопки этого театра завершены в 1895 году немецким архитектором Дёрпфельдом. Театр расположен в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя. Он многократно перестраивался в последующие века после своего создания.
В древнегреческих театрах для разных слоёв населения отводились разные места. Первые ряды, усаживаясь в креслах, занимали жрецы, полководцы, государственные лица, им не требовались билеты.
За креслами, отделённые проходом, располагались скамьи в виде ступеней - для богачей. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с альфы – А, эта же буква наносилась на билет с обратной стороны, где была изображена голова Афины.
Билеты на следующий ярус помечали буквой, соответствующей сектору с двух сторон – в этом секторе занимали места люди со средним достатком.
Бедняки рассаживались на самом верхнем ярусе, билеты им выдавали грубо изготовленные, с четырьмя буквами.
Первоначально актёрами в Древней Греции были только мужчины, которые играли и женские роли в масках. Были популярны также мимы – народные театры с разыгрыванием небольших бытовых сценок. В мимах играли и женщины.
Театр в Древней Греции был государственным учреждением, само государство и организовывало театральные представления.
Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители приходили в театр нарядно одетыми, с венками на головах, ели и пили они в течение дня в самом театре.
Так как пьес было несколько, то вынимали жребий – пьесу какого драматурга ставить первым, и последующую очерёдность тоже определяли при помощи жребия.
О начале каждой пьесы трубили в трубы.
Древнегреческие драматурги, как правило, черпали свои сюжеты в древнегреческих мифах. Сквозь призму мифологии показывали и современную жизнь.
Первым афинским трагическим поэтом был Феспид, первая постановка трагедии которого состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Именно этот год впоследствии стали считать годом рождения современного театра.
Предположительно, Феспид сам был единственным актёром в своих трагедиях. Его партия чередовалась с песнями хора и составляла всю пьесу.
Но уже драматург Эсхил ввёл второго актёра, а Софокл - третьего. В греческой драме число актеров не превышало трёх человек, один и тот же актёр играл сразу несколько ролей, надевая маски из дерева или полотна, натянутого на каркас. Маски покрывались гипсом, раскрашивались, закрывали всю голову, и причёска крепилась на маску.
Наиболее известными древнегреческими авторами, кроме Эсхила и Софокола, были также Еврипид, автор комедий «Аристофан» и другие авторы. К сожалению, большинство их произведений дошли до нас только в виде отрывков.
Театр Древнего Рима изначально следовал традициям древнегреческого театра, которые сумел передать театрам более поздних эпох. Но, к сожалению, большинство римлян считали актёров низшими людьми и утончённым литературным постановкам предпочитали гладиаторские бои и вульгарные сценки в исполнении мимов. Хотя известно, что к театру был неравнодушен Нерон - сам император был неплохим актёром.
С упадком и гибелью Римской империи драма полностью исчезает, и до X века о ней не встречается никаких упоминаний. Но вот в X веке в церковной католической службе в Европе появляются ростки нового театра.
Это тоже ритуальное действо, во время которого священники пели на латыни пересказы религиозных сюжетов. Но очень скоро церковные власти запретили священникам ставить в храмах такие постановки и, тем более, в них участвовать.
Представление переместилось на улицу, и актёры стали разыгрывать перед зрителями мистерии – пьесы по сюжету Библии. Тогда же появились первые спецэффекты - фейерверки, звёзды, алтари, спускающиеся с небес ангелы…
В XV веке появились первые профессиональные актёры, которые организовывали бродячие труппы и перемещались из города в город, работая как под открытым небом, под шатром на дощатой сцене, так и в помещениях типа харчевен.
Театр эпохи Возрождения был жизнерадостным и ярким зрелищем. Произошло разделение театрального действа на виды, на рубеже XVI-XVII веков появилась опера, в середине XVIII века - балет, а в середине XIX века - оперетта. Считается, что именно театр эпохи Возрождения способствовал развитию театра.
На Руси истоком театра принято считать представления скоморохов, которые появились после возвращения княгини Ольги из Византии, где она познакомилась с театром в Константинополе и искусством мимов.
Слово «скоморох» переводится с арабского языка как шутка, шут.
Сохранилось высказывание князя Владимира: «Ай же ты мала скоромошина! За твою игру великую, за утехи твои нежные без мерушки пей зелено вино, без рассчёту получай золотую казну».
Однако многие исследователи считают, что зачатки театра нужно искать в ритуальных действах волхвов и языческих действах, например, в тех же проводах зимы – Масленице.
День театра, естественно, отмечают все, кто хоть как-то причастен к нему - актёры, режиссёры, постановщики, звукоинженеры, светотехники, декораторы и монтировщики декораций, продюсеры, билетёры, гардеробщики и уборщики.
Но как сказал когда-то Шекспир в своей комедии «Как вам это понравится» устами одного из своих героев, «Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». И это про всех нас.
А ещё мы все зрители, и значит, День театра - и наш праздник, праздник, объединяющий всё человечество.
27 марта - Международный День Театра
Девиз праздника - театр является средством взаимопонимания и укрепления мира и дружбы между народами.
Советский Союз стал членом МИТа в 1959 году, с 1961 года СССР - постоянный член исполнительного комитета МИТа. Естественно, что теперь всё это по наследству досталось России.
В нашей стране огромное количество театров и талантливых актёров. В Москве в марте ежегодно проходит фестиваль «Золотая маска». Примерно в течение месяца в столице показывают свои спектакли лучшие театры из разных городов нашей страны. А профессиональное жюри присуждает лучшим спектаклям, режиссёрам и актёрам традиционные премии. Особенно приятно то, что о «Золотой маске» знают и в других странах.
Слово театр довольно древнее, произошло оно от греческого theatron - зрелище, место для зрелищ.
Ведь театром называют как сам вид искусства, так и здание для представления драматических произведений перед зрителями.
Можно ли представить, что когда-то театра не было?
Зарождение театра происходило на заре человечества. Сначала это были ритуальные действа, направленные на то, чтобы задобрить богов, вызвать их благосклонность, добиться покровительства. Различные сцены в виде пантомимы, пения, танцев разыгрывались перед началом сельскохозяйственных работ и после их завершения для получения от богов хорошего урожая. И в этих ритуальных действиях находятся истоки развития мирового театра.
В Древнем Египте такие ритуальные действа ежегодно, начиная где-то с III века до н.э., устраивались при храме бога Осириса - покровителя земледельцев и ремесленников.
Древнегреческий театр, пожалуй, самый древний на территории Европы. Он обязан своим возникновением культу сельских богов, особенно Дионису – покровителю винограда и виноделия. Дионис, изображаемый в древности в виде быка или козла, в античные времена стал и богом театра.
Участники первых действ наряжались в козлиные шкуры, мазали лицо винной гущей, сверху надевали маски и пели дифирамбы в честь бога. Песни были как торжественными, так и весёлыми, и зачастую непристойными.
По мнению Аристотеля, трагедия берёт своё начало от дифирамбов, а комедия - от непристойных песен.
Известно, что спутниками Диониса были сатиры – существа с козлиными ногами, которые прославляли подвиги Диониса и пели о его страданиях.
Слово «трагедия» состоит их двух греческих слов: «трагос» - козёл - и «одэ» - песнь, то есть это песнь козлов–сатиров.
Слово «комедия» также состоит из двух греческих слов – «комос» и «одэ». Слово «комос» обозначало шествие подвыпившей толпы ряженых, которые обменивались солёными остротами и шутками на празднике в честь Диониса. Поэтому слово «комедия» обозначает песнь подвыпивших гуляк.
Древнегреческие театры были огромных размеров и сооружались под открытым небом. Самым древним из известных в настоящее время театров античности является театр Диониса в Афинах. Раскопки этого театра завершены в 1895 году немецким архитектором Дёрпфельдом. Театр расположен в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя. Он многократно перестраивался в последующие века после своего создания.
В древнегреческих театрах для разных слоёв населения отводились разные места. Первые ряды, усаживаясь в креслах, занимали жрецы, полководцы, государственные лица, им не требовались билеты.
За креслами, отделённые проходом, располагались скамьи в виде ступеней - для богачей. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с альфы – А, эта же буква наносилась на билет с обратной стороны, где была изображена голова Афины.
Билеты на следующий ярус помечали буквой, соответствующей сектору с двух сторон – в этом секторе занимали места люди со средним достатком.
Бедняки рассаживались на самом верхнем ярусе, билеты им выдавали грубо изготовленные, с четырьмя буквами.
Первоначально актёрами в Древней Греции были только мужчины, которые играли и женские роли в масках. Были популярны также мимы – народные театры с разыгрыванием небольших бытовых сценок. В мимах играли и женщины.
Театр в Древней Греции был государственным учреждением, само государство и организовывало театральные представления.
Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители приходили в театр нарядно одетыми, с венками на головах, ели и пили они в течение дня в самом театре.
Так как пьес было несколько, то вынимали жребий – пьесу какого драматурга ставить первым, и последующую очерёдность тоже определяли при помощи жребия.
О начале каждой пьесы трубили в трубы.
Древнегреческие драматурги, как правило, черпали свои сюжеты в древнегреческих мифах. Сквозь призму мифологии показывали и современную жизнь.
Первым афинским трагическим поэтом был Феспид, первая постановка трагедии которого состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Именно этот год впоследствии стали считать годом рождения современного театра.
Предположительно, Феспид сам был единственным актёром в своих трагедиях. Его партия чередовалась с песнями хора и составляла всю пьесу.
Но уже драматург Эсхил ввёл второго актёра, а Софокл - третьего. В греческой драме число актеров не превышало трёх человек, один и тот же актёр играл сразу несколько ролей, надевая маски из дерева или полотна, натянутого на каркас. Маски покрывались гипсом, раскрашивались, закрывали всю голову, и причёска крепилась на маску.
Наиболее известными древнегреческими авторами, кроме Эсхила и Софокола, были также Еврипид, автор комедий «Аристофан» и другие авторы. К сожалению, большинство их произведений дошли до нас только в виде отрывков.
Театр Древнего Рима изначально следовал традициям древнегреческого театра, которые сумел передать театрам более поздних эпох. Но, к сожалению, большинство римлян считали актёров низшими людьми и утончённым литературным постановкам предпочитали гладиаторские бои и вульгарные сценки в исполнении мимов. Хотя известно, что к театру был неравнодушен Нерон - сам император был неплохим актёром.
С упадком и гибелью Римской империи драма полностью исчезает, и до X века о ней не встречается никаких упоминаний. Но вот в X веке в церковной католической службе в Европе появляются ростки нового театра.
Это тоже ритуальное действо, во время которого священники пели на латыни пересказы религиозных сюжетов. Но очень скоро церковные власти запретили священникам ставить в храмах такие постановки и, тем более, в них участвовать.
Представление переместилось на улицу, и актёры стали разыгрывать перед зрителями мистерии – пьесы по сюжету Библии. Тогда же появились первые спецэффекты - фейерверки, звёзды, алтари, спускающиеся с небес ангелы…
В XV веке появились первые профессиональные актёры, которые организовывали бродячие труппы и перемещались из города в город, работая как под открытым небом, под шатром на дощатой сцене, так и в помещениях типа харчевен.
Театр эпохи Возрождения был жизнерадостным и ярким зрелищем. Произошло разделение театрального действа на виды, на рубеже XVI-XVII веков появилась опера, в середине XVIII века - балет, а в середине XIX века - оперетта. Считается, что именно театр эпохи Возрождения способствовал развитию театра.
На Руси истоком театра принято считать представления скоморохов, которые появились после возвращения княгини Ольги из Византии, где она познакомилась с театром в Константинополе и искусством мимов.
Слово «скоморох» переводится с арабского языка как шутка, шут.
Сохранилось высказывание князя Владимира: «Ай же ты мала скоромошина! За твою игру великую, за утехи твои нежные без мерушки пей зелено вино, без рассчёту получай золотую казну».
Однако многие исследователи считают, что зачатки театра нужно искать в ритуальных действах волхвов и языческих действах, например, в тех же проводах зимы – Масленице.
День театра, естественно, отмечают все, кто хоть как-то причастен к нему - актёры, режиссёры, постановщики, звукоинженеры, светотехники, декораторы и монтировщики декораций, продюсеры, билетёры, гардеробщики и уборщики.
Но как сказал когда-то Шекспир в своей комедии «Как вам это понравится» устами одного из своих героев, «Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». И это про всех нас.
А ещё мы все зрители, и значит, День театра - и наш праздник, праздник, объединяющий всё человечество.
Автор: Наталия Антонова |
Оставить комментарий
|
27 марта 2012, 8:00 7242 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан