Статьи » Интересные люди
Последние годы в системе образования нашей страны происходят многочисленные реформы. Видимо, они и явились основой для утверждения президента: «Я абсолютно уверен, что лет через 10-15 у нас будет прекрасное образование. Не советское образование, которым мы гордимся, а прекрасное современное образование и наши университеты будут в первой не только сотне, а в первой десятке рейтингов образовательных учреждений. Абсолютно в этом уверен, потому что мы — действительно креативная нация».
Действительно, громадные усилия затрачены на объединение ВУЗов и создание так называемых Федеральных Университетов. Огромные средства – 2,1 триллиона рублей – были направлены в бюджет образования.
Удивительными и непонятными в такой ситуации кажутся процессы, происходящие в научно-преподавательской среде: осчастливленные реформами сотрудники Университетов – ассистенты, доценты, профессора – увольняются и меняют профессию. Те, у кого такой возможности уже нет, вынуждены заниматься не столько работой со студентами, сколько административными вопросами – переписыванием учебных программ, подсчетом баллов, заполнением документации. И все это при унизительно низкой заработной плате (в первую очередь я говорю о регионах), которая вынуждает подавляющее большинство доцентов и профессоров занимаются репетиторством или подрабатывать каким-то другим образом. Единственно, чтобы выжить.
Десять лет назад я и сама отказалась от преподавательской карьеры по той же причине – устала от нищеты. Одновременно работая в ВУЗе, подрабатывая в школе и учась в аспирантуре, я не могла принести в дом достаточно денег, чтобы прокормить себя и ребенка.
Кроме того, ситуация в сфере образования уже тогда была далека от здоровой: в учебных заведениях царил кадровый голод. Прекрасно помню, как из-за нехватки преподавателей к учебному процессу привлекали студентов: я, например, учась на третьем курсе, вела практику английского языка и фонетику у первокурсников, а, кроме того, работала с одной из групп в качестве куратора. И уже тогда мне казалось, что наступил абсолютный крах: дальше той пропасти, в которую упало наше образование, катиться некуда. Все больше административных проблем, все меньше науки и заботы об учащемся как о личности. Формализм и бюрократия. Что именно вынесет ребенок, подросток, молодой человек из стен учебного заведения, волновало лишь единицы. Тех, кого мы называем «преподавателями от бога». Но они никогда не допускались к «рулю» - умные и честные давно стали лишними в ВУЗах, где постепенно все больше стали цениться изворотливость и способность к предпринимательству.
За прошедшие годы ситуация не изменилось - разве что, к худшему. В начале весны прошлого года я побывала в родном ВУЗе, встретилась с преподавателями и студентами; пообщалась с профессорами Университета. Общее мнение таково: работать стало морально невыносимо, ключевые административные позиции заняли люди, не имеющие отношения ни к образованию, ни к науке и интересы руководства сводятся к «освоению» выделяемого на реформы бюджета.
Не стану вдаваться в подробности - их можно узнать из моей новой книги «Обаятельная Вера». Скажу лишь о том, что последствия проведенных в образовании реформ давно очевидны. Работодатели все чаще жалуются на качество подготовки выпускников; все больше в стране людей, занятых в сферах деятельности, не требующих знаний и умственного труда; все чаще встречаются в школах и ВУЗах сотрудники, для которых преподавание – это результат безвыходной жизненной ситуации, а не призвания. Уже целые поколения детей мы отучили от чтения и саморазвития, отняли у подростков жизненные ориентиры, забрали у молодых людей возможность «репетировать» взрослую жизнь в ВУЗе, не предложив никаких новых способов развития взамен утраченным.
Не потому ли, что манипулировать примитивными в интеллектуальном и социальном отношении людьми гораздо проще, чем теми, кто образован и умеет самостоятельно мыслить?
Горе без ума
Действительно, громадные усилия затрачены на объединение ВУЗов и создание так называемых Федеральных Университетов. Огромные средства – 2,1 триллиона рублей – были направлены в бюджет образования.
Удивительными и непонятными в такой ситуации кажутся процессы, происходящие в научно-преподавательской среде: осчастливленные реформами сотрудники Университетов – ассистенты, доценты, профессора – увольняются и меняют профессию. Те, у кого такой возможности уже нет, вынуждены заниматься не столько работой со студентами, сколько административными вопросами – переписыванием учебных программ, подсчетом баллов, заполнением документации. И все это при унизительно низкой заработной плате (в первую очередь я говорю о регионах), которая вынуждает подавляющее большинство доцентов и профессоров занимаются репетиторством или подрабатывать каким-то другим образом. Единственно, чтобы выжить.
Десять лет назад я и сама отказалась от преподавательской карьеры по той же причине – устала от нищеты. Одновременно работая в ВУЗе, подрабатывая в школе и учась в аспирантуре, я не могла принести в дом достаточно денег, чтобы прокормить себя и ребенка.
Кроме того, ситуация в сфере образования уже тогда была далека от здоровой: в учебных заведениях царил кадровый голод. Прекрасно помню, как из-за нехватки преподавателей к учебному процессу привлекали студентов: я, например, учась на третьем курсе, вела практику английского языка и фонетику у первокурсников, а, кроме того, работала с одной из групп в качестве куратора. И уже тогда мне казалось, что наступил абсолютный крах: дальше той пропасти, в которую упало наше образование, катиться некуда. Все больше административных проблем, все меньше науки и заботы об учащемся как о личности. Формализм и бюрократия. Что именно вынесет ребенок, подросток, молодой человек из стен учебного заведения, волновало лишь единицы. Тех, кого мы называем «преподавателями от бога». Но они никогда не допускались к «рулю» - умные и честные давно стали лишними в ВУЗах, где постепенно все больше стали цениться изворотливость и способность к предпринимательству.
За прошедшие годы ситуация не изменилось - разве что, к худшему. В начале весны прошлого года я побывала в родном ВУЗе, встретилась с преподавателями и студентами; пообщалась с профессорами Университета. Общее мнение таково: работать стало морально невыносимо, ключевые административные позиции заняли люди, не имеющие отношения ни к образованию, ни к науке и интересы руководства сводятся к «освоению» выделяемого на реформы бюджета.
Не стану вдаваться в подробности - их можно узнать из моей новой книги «Обаятельная Вера». Скажу лишь о том, что последствия проведенных в образовании реформ давно очевидны. Работодатели все чаще жалуются на качество подготовки выпускников; все больше в стране людей, занятых в сферах деятельности, не требующих знаний и умственного труда; все чаще встречаются в школах и ВУЗах сотрудники, для которых преподавание – это результат безвыходной жизненной ситуации, а не призвания. Уже целые поколения детей мы отучили от чтения и саморазвития, отняли у подростков жизненные ориентиры, забрали у молодых людей возможность «репетировать» взрослую жизнь в ВУЗе, не предложив никаких новых способов развития взамен утраченным.
Не потому ли, что манипулировать примитивными в интеллектуальном и социальном отношении людьми гораздо проще, чем теми, кто образован и умеет самостоятельно мыслить?
Автор: Диана Машкова |
Оставить комментарий
|
12 декабря 2011, 8:00 3855 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан