Статьи » Интересные люди
Когда вспоминаешь студенческие годы, перед глазами возникает множество лиц – друзья, с которыми ходил на концерты любимой группы, «солил пары» или устраивал грандиозные вечеринки, пока родители были на даче; однокурсники, с которыми писал сценарий пьесы, готовился к Студенческой Весне или ходили в походы. С некоторыми друзьями юности и по сей день сохранились прекрасные отношения, с большинством жизненные пути давно и безнадежно разошлись, и, тем не менее, студенческих приятелей в памяти осталось много.
А вот преподавателей – единицы. Ведь далеко не каждый сумел запомниться.
Зато те, к кому до сих пор возвращаются мысли, оставили неизгладимый след. И не только потому, что эти люди стали жизненным ориентиром, передали собственную мудрость и научили быть личностью, но еще и по той причине, что именно с преподавателями связаны сильные чувства: они вдохновляли, помогали делать открытия. Немудрено, что к восторгу и почитанию часто примешивалось что-то еще: ведь в талантливого наставника, того, кто обладает авторитетом и ведет за собой, очень просто влюбиться.
Откровенно говоря, я не знаю ни одного человека, который не испытал бы в детстве или в юности подобных – мимолетных или, напротив, очень серьезных – чувств к учителю в школе или преподавателю в вузе. И проявления подобных эмоций бывают очень и очень разными: от почитания, сродни преклонению перед божеством, до самой настоящей физической страсти.
Каждый преподаватель, наделенный талантами и харизмой, рано или поздно сталкивается в своей профессии с чувствами студентов, вышедшими за рамки ученических. И тогда возникает вопрос: как вести себя в сложившейся ситуации? Как поступить, чтобы не навредить?
Вера Орлова, героиня романа «Обаятельная Вера», профессор и преподаватель зарубежной литературы, с детства знала о том, к каким тяжелым последствиям могут привести отношения между преподавателем и студентом. Родители Веры поженились, едва ее мама окончила второй курс университета, а отец тогда уже был известным профессором, уважаемым в научной среде человеком. Их брак обернулся трагедией: молодая девушка, ошибочно принявшая свое студенческое почитание за влюбленность, повзрослела только после свадьбы и тогда впервые в жизни узнала страсть. И это новое чувство шло рука об руку с безысходностью – замужняя, с маленьким ребенком, она не сумела завоевать сердце любимого мужчины и потому покончила с собой.
Вера долго не могла оправиться после смерти мамы.
И когда в нее саму, уже взрослую женщину, влюбился студент, первой реакцией была паника. Страх. Несмотря на настойчивость молодого человека, воспринять его чувства всерьез она так и не смогла.
Конечно, очень часто преподаватели так и реагируют на неуместные чувства студентов: пытаются образумить, иногда даже пристыдить. Но не все придерживается тех же принципов, что и моя героиня – иногда наставники (и такой персонаж в книге тоже есть) охотно отвечают на ухаживания студентов. Как минимум, это льстит самолюбию, а о последствиях люди не всегда успевают задуматься – тем более когда речь идет о чувственности и чувствах.
Я и сама, пока училась, а потом работала в вузе, не раз наблюдала романтические отношения между преподавателями и студентами. Итог почти всегда был один – влюбленные расставались, а «интрижка» оставляла в сердцах обоих тяжелый след. Слишком сильны возрастные и социальные различия; слишком непохожи приоритеты и образ мыслей. Если и возможны серьезные отношения между людьми «с разных планет», то, безусловно, лишь в качестве недолгого исключения.
Не берусь однозначно судить, но, на мой взгляд, чувство поклонения и почитания к учителю нельзя переводить в иную плоскость. Хотя бы по той причине, которую привел нам мудрый Флобер: «не прикасайтесь к идолам! Их позолота останется на ваших пальцах».
Любовь к Преподавателю
А вот преподавателей – единицы. Ведь далеко не каждый сумел запомниться.
Зато те, к кому до сих пор возвращаются мысли, оставили неизгладимый след. И не только потому, что эти люди стали жизненным ориентиром, передали собственную мудрость и научили быть личностью, но еще и по той причине, что именно с преподавателями связаны сильные чувства: они вдохновляли, помогали делать открытия. Немудрено, что к восторгу и почитанию часто примешивалось что-то еще: ведь в талантливого наставника, того, кто обладает авторитетом и ведет за собой, очень просто влюбиться.
Откровенно говоря, я не знаю ни одного человека, который не испытал бы в детстве или в юности подобных – мимолетных или, напротив, очень серьезных – чувств к учителю в школе или преподавателю в вузе. И проявления подобных эмоций бывают очень и очень разными: от почитания, сродни преклонению перед божеством, до самой настоящей физической страсти.
Каждый преподаватель, наделенный талантами и харизмой, рано или поздно сталкивается в своей профессии с чувствами студентов, вышедшими за рамки ученических. И тогда возникает вопрос: как вести себя в сложившейся ситуации? Как поступить, чтобы не навредить?
Вера Орлова, героиня романа «Обаятельная Вера», профессор и преподаватель зарубежной литературы, с детства знала о том, к каким тяжелым последствиям могут привести отношения между преподавателем и студентом. Родители Веры поженились, едва ее мама окончила второй курс университета, а отец тогда уже был известным профессором, уважаемым в научной среде человеком. Их брак обернулся трагедией: молодая девушка, ошибочно принявшая свое студенческое почитание за влюбленность, повзрослела только после свадьбы и тогда впервые в жизни узнала страсть. И это новое чувство шло рука об руку с безысходностью – замужняя, с маленьким ребенком, она не сумела завоевать сердце любимого мужчины и потому покончила с собой.
Вера долго не могла оправиться после смерти мамы.
И когда в нее саму, уже взрослую женщину, влюбился студент, первой реакцией была паника. Страх. Несмотря на настойчивость молодого человека, воспринять его чувства всерьез она так и не смогла.
Конечно, очень часто преподаватели так и реагируют на неуместные чувства студентов: пытаются образумить, иногда даже пристыдить. Но не все придерживается тех же принципов, что и моя героиня – иногда наставники (и такой персонаж в книге тоже есть) охотно отвечают на ухаживания студентов. Как минимум, это льстит самолюбию, а о последствиях люди не всегда успевают задуматься – тем более когда речь идет о чувственности и чувствах.
Я и сама, пока училась, а потом работала в вузе, не раз наблюдала романтические отношения между преподавателями и студентами. Итог почти всегда был один – влюбленные расставались, а «интрижка» оставляла в сердцах обоих тяжелый след. Слишком сильны возрастные и социальные различия; слишком непохожи приоритеты и образ мыслей. Если и возможны серьезные отношения между людьми «с разных планет», то, безусловно, лишь в качестве недолгого исключения.
Не берусь однозначно судить, но, на мой взгляд, чувство поклонения и почитания к учителю нельзя переводить в иную плоскость. Хотя бы по той причине, которую привел нам мудрый Флобер: «не прикасайтесь к идолам! Их позолота останется на ваших пальцах».
Автор: Диана Машкова |
Оставить комментарий
|
2 декабря 2011, 8:00 5745 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан