Статьи » Магия, гадания, непознанное
Оборотней, якобы умеющих превращаться в других существ, можно встретить в фольклоре практически всех народов. Зовут их по-разному – например, в скандинавских странах вервольфами, в Восточной Европе - волкодлаками… Но это не просто вымысел. Как известно, дыма без огня не бывает, так откуда же взялись эти мифы?
«Люди-звери» в фольклоре
Возьмем хотя бы мотив оборотничества в русском фольклоре. В разных существ умеет превращаться Кощей Бессмертный… Змей Горыныч легко принимает облик красивого юноши… Герой былин Вольга Святославич способен оборачиваться «львом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога»… В Древней Скандинавии были воины-берсеркеры, которые, по поверьям, могли превращаться в медведей и волков… У тюркских народов, в свою очередь, бытовало поверье насчет гульябани – оборотней, обитающих в безлюдных местах и подстерегающих одиноких путников на дорогах… Североамериканские индейцы верили, что можно превратиться в тотемное животное и таким образом слиться с духом предка…
Есть две мифологические разновидности оборотней: обычные живые люди, обладающие способностью «перекидываться» (как правило, колдуны, превращенные колдунами в животных или укушенные другим оборотнем) и некие сверхъестественные сущности. На Руси, например, верили, что в оборотня может превратиться умершее некрещеным дитя или вероотступник, душа которого после кончины не может обрести покоя. Представители этой последней категории якобы могли превращаться не только в живых существ, но и в неодушевленные предметы – скажем, камень, деревяшку, клубок или копну сена.
Оборотней также делили на «врожденных» и «обратимых». Врожденными называли тех, которые родились в определенное время, способствующее появлению у них свойства обращаться, либо тех, на ком лежало родовое проклятье. Бытовало также поверье, что если беременная женщина увидит волка или съест мясо животного, убитого волком, то она произведет на свет оборотня.
Врожденные оборотни в течение дня вели обычную человеческую жизнь, а по ночам превращались в животных и душили скот, а также могли нападать и на людей. Что же касается «обратимых», чаще всего ставших таковыми в результате какого-нибудь заклятия, то они обитали в лесах, жили в берлогах, но, находясь в облике зверя, сознавали свою принадлежность к человеческому роду. Они могли превратиться обратно в человека, когда кончится срок заклятия. Кроме того, можно было вернуть оборотню человеческий образ, надев на него пояс, на котором завязаны узлы. Завязывая их, следовало каждый раз произносить: «Господи, помилуй!» Едва оборотень надевал такой пояс, как шкура с него слетала и он становился человеком.
Также существовала вера в то, что одни оборотни могут «перекидываться» по своему желанию, например, в результате каких-то колдовских обрядов и заклинаний, а другие - помимо своей воли, допустим, в полнолуние… При этом первые в облике зверя сохраняют человеческое сознание, а вторые впоследствии не помнят, что с ними происходило.
Зачем сознательно превращаться в оборотня? Дело в том, что оборотни, по поверьям, обретали в зверином облике сверхъестественную силу, ловкость, быстроту реакции, а также острое зрение. Будучи по виду зверем, оборотень мог безнаказанно совершать различные неблаговидные поступки. Вспомним «Майскую ночь» Гоголя и мачеху, превратившуюся в кошку, чтобы убить панночку…
Считалось, что рана, нанесенная оборотню в обличье животного, сохранится у него и в облике человека. Так якобы и выявляли оборотней.
Уничтожить оборотня, по преданию, можно, выстрелив в него серебряной пулей. Кроме того, верили в старину, если убить оборотня, который своими укусами превращал в оборотней других людей, то после его смерти они станут нормальными.
Не колдовство, а болезнь!
А теперь проследим корни легенд об оборотнях. Так, при отклонении под названием «гипертрихоз» на лице и верхней части туловища человека вырастает густой волосяной покров. Причиной избыточного оволосения могут являться врожденная генетическая аномалия, нарушение секреции яичников, надпочечников или гипофиза, поликистоз яичников, гормональные нарушения, нарушение функций щитовидной железы и эпифиза, заболевания нервной системы, инфекции, опухоли, нарушение обмена веществ в организме.
Часто люди, страдающие гипертрихозом, устраивались на работу в цирк, где развлекали публику своим видом. Взять хотя бы «бородатую женщину» Юлию Пастрану, которая в середине 50-х гг. XIX столетия гастролировала по Европе.
Приобретенный гипертрихоз лечится путем устранения причины его возникновения. Врожденный же практически никак не лечится. Попытки эпиляции зоны оволосения, как правило, вызывают еще более интенсивный рост волос.
Но все же в первую очередь своим возникновением слухи об оборотнях обязаны клинической ликантропии – психическому заболеванию, при котором человек начинает считать себя каким-либо животным, чаще всего – волком, реже – например, кошкой, собакой, лошадью. В фазе болезни пациент может вести себя по-звериному: выть, лаять, ползать на четвереньках. В этом состоянии больные теряют контроль над собой.
Вероятно, такой же эффект способны давать некоторые препараты. Подобный случай описан в известном рассказе А. Конан-Дойла «Человек на четвереньках», герой которого в надежде омолодить свой организм принимал некое «лекарство», на время будившее его животные инстинкты.
Так что корни рассказов об оборотнях следует искать, в первую очередь, в области медицины и генетики, а также древних культурных верований, тесно связывающих человека с другими представителями живой природы.
Откуда взялись мифы об оборотнях?
«Люди-звери» в фольклоре
Возьмем хотя бы мотив оборотничества в русском фольклоре. В разных существ умеет превращаться Кощей Бессмертный… Змей Горыныч легко принимает облик красивого юноши… Герой былин Вольга Святославич способен оборачиваться «львом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога»… В Древней Скандинавии были воины-берсеркеры, которые, по поверьям, могли превращаться в медведей и волков… У тюркских народов, в свою очередь, бытовало поверье насчет гульябани – оборотней, обитающих в безлюдных местах и подстерегающих одиноких путников на дорогах… Североамериканские индейцы верили, что можно превратиться в тотемное животное и таким образом слиться с духом предка…
Есть две мифологические разновидности оборотней: обычные живые люди, обладающие способностью «перекидываться» (как правило, колдуны, превращенные колдунами в животных или укушенные другим оборотнем) и некие сверхъестественные сущности. На Руси, например, верили, что в оборотня может превратиться умершее некрещеным дитя или вероотступник, душа которого после кончины не может обрести покоя. Представители этой последней категории якобы могли превращаться не только в живых существ, но и в неодушевленные предметы – скажем, камень, деревяшку, клубок или копну сена.
Оборотней также делили на «врожденных» и «обратимых». Врожденными называли тех, которые родились в определенное время, способствующее появлению у них свойства обращаться, либо тех, на ком лежало родовое проклятье. Бытовало также поверье, что если беременная женщина увидит волка или съест мясо животного, убитого волком, то она произведет на свет оборотня.
Врожденные оборотни в течение дня вели обычную человеческую жизнь, а по ночам превращались в животных и душили скот, а также могли нападать и на людей. Что же касается «обратимых», чаще всего ставших таковыми в результате какого-нибудь заклятия, то они обитали в лесах, жили в берлогах, но, находясь в облике зверя, сознавали свою принадлежность к человеческому роду. Они могли превратиться обратно в человека, когда кончится срок заклятия. Кроме того, можно было вернуть оборотню человеческий образ, надев на него пояс, на котором завязаны узлы. Завязывая их, следовало каждый раз произносить: «Господи, помилуй!» Едва оборотень надевал такой пояс, как шкура с него слетала и он становился человеком.
Также существовала вера в то, что одни оборотни могут «перекидываться» по своему желанию, например, в результате каких-то колдовских обрядов и заклинаний, а другие - помимо своей воли, допустим, в полнолуние… При этом первые в облике зверя сохраняют человеческое сознание, а вторые впоследствии не помнят, что с ними происходило.
Зачем сознательно превращаться в оборотня? Дело в том, что оборотни, по поверьям, обретали в зверином облике сверхъестественную силу, ловкость, быстроту реакции, а также острое зрение. Будучи по виду зверем, оборотень мог безнаказанно совершать различные неблаговидные поступки. Вспомним «Майскую ночь» Гоголя и мачеху, превратившуюся в кошку, чтобы убить панночку…
Считалось, что рана, нанесенная оборотню в обличье животного, сохранится у него и в облике человека. Так якобы и выявляли оборотней.
Уничтожить оборотня, по преданию, можно, выстрелив в него серебряной пулей. Кроме того, верили в старину, если убить оборотня, который своими укусами превращал в оборотней других людей, то после его смерти они станут нормальными.
Не колдовство, а болезнь!
А теперь проследим корни легенд об оборотнях. Так, при отклонении под названием «гипертрихоз» на лице и верхней части туловища человека вырастает густой волосяной покров. Причиной избыточного оволосения могут являться врожденная генетическая аномалия, нарушение секреции яичников, надпочечников или гипофиза, поликистоз яичников, гормональные нарушения, нарушение функций щитовидной железы и эпифиза, заболевания нервной системы, инфекции, опухоли, нарушение обмена веществ в организме.
Часто люди, страдающие гипертрихозом, устраивались на работу в цирк, где развлекали публику своим видом. Взять хотя бы «бородатую женщину» Юлию Пастрану, которая в середине 50-х гг. XIX столетия гастролировала по Европе.
Приобретенный гипертрихоз лечится путем устранения причины его возникновения. Врожденный же практически никак не лечится. Попытки эпиляции зоны оволосения, как правило, вызывают еще более интенсивный рост волос.
Но все же в первую очередь своим возникновением слухи об оборотнях обязаны клинической ликантропии – психическому заболеванию, при котором человек начинает считать себя каким-либо животным, чаще всего – волком, реже – например, кошкой, собакой, лошадью. В фазе болезни пациент может вести себя по-звериному: выть, лаять, ползать на четвереньках. В этом состоянии больные теряют контроль над собой.
Вероятно, такой же эффект способны давать некоторые препараты. Подобный случай описан в известном рассказе А. Конан-Дойла «Человек на четвереньках», герой которого в надежде омолодить свой организм принимал некое «лекарство», на время будившее его животные инстинкты.
Так что корни рассказов об оборотнях следует искать, в первую очередь, в области медицины и генетики, а также древних культурных верований, тесно связывающих человека с другими представителями живой природы.
Автор: Ирина Шлионская |
1
комментарий
|
3 января 2012, 8:00 7793 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан