Статьи » Притчи и сказки
Бесстрашен, горяч, невероятно силен, в совершенстве владеет всеми видами оружия – от холодного до огнемета. В воздухе, под водой или в горах гора его мышц работает безупречно. Красоток покоряет молниеносно. Кто же он, этот супермен? Есть ли имя у идеала мужества? Есть, и даже отчество имеется – Змей Горыныч!
Одна голова хорошо…
В описании любителя женской красоты мы намеренно забыли упомянуть, а какова же наружность самого супергероя. Разве личностные качества не важнее внешнего вида? Тем более, что каждому из нас он известен с детства. Это про Змея Горыныча можно продолжить поговорку: одна голова хорошо, а две? Патология. А если их три или вообще чертова дюжина, то перед нами уже не человек, а чудище поганое. В разных былинах и сказках у Змея Горыныча насчитывают разное количество голов – то три, то вдвое больше, то девять, а то и вовсе двенадцать. Не зря народная мудрость гласит: у страха глаза велики! Наверняка с перепугу показалось добрым молодцам, имевшим честь встретиться в ратном бою с Горынычем, что голов у чудища больше, чем у них. Или преувеличили, как рыбаки, хвастающие размером пойманной рыбки.
А может быть, Змей, кроме боевых качеств, обладал еще и недюжинным интеллектом, отсюда и метафора – многоголовый? Аура таинственности, как и положено, окружает супергероя во всем. Уж сколько раз наш русский богатырь встречался с ним на ратном поле, а даже по головам пересчитать не смог точно!
А уж про крылья и вовсе молчок, будто и нет их, а ведь этот Змей уникален - в отличие от других пресмыкающихся, он не ползучее существо, а летучее. Он всегда появлялся перед простыми смертными по воздуху. Хотя умел и ходить, и плавать. В некоторых сказаниях он даже жил на берегу моря в прибрежных пещерах, в горах (отсюда, дескать, и отчество – Горыныч).
Еще одна стихия подвластная Змею – огонь. В случае опасности он извергал его из собственного нутра. Что за чудо-печка работала у него там внутри – неизвестно, может быть, вместо сердца – пламенный мотор, но именно огонь становился последним аргументом в сражениях, в которые постоянно ввязывался этот горячий парень. Завершают портрет длинный хвост стрелой и мощные когтистые лапы.
Само собой, нарядов такие суровые мужчины не признают, однако описания органа, позволяющего претендовать на женскую взаимность, история тоже не сохранила. Но в летописях Полесья зафиксировано подтверждение мужской силы Змея – у него имелось по крайней мере два сына. Они во всем помогали отцу, всегда участвовали с ним в сражениях и даже порой превосходили его в жестокости и кровожадности. Логично, что прозвали их Змеенышами или Змейскими Головами. Вот и еще одно объяснение тому, почему у нашего Горыныча три головы – одна своя, плюс двое детушек его.
Что за чудо? Чье? Откуда?!
Если Змей Горыныч как истинный супергерой специально старался сохранить секретность, то ему это удалось. Каково его происхождение, из каких краев он прибыл на землю русскую доподлинно неизвестно до сих пор. Историки, археологи, этнографы и прочие высокие лбы выдвигали различные версии, но доказательная база у всех скудновата, ведь Змей улик не оставлял, а свидетелей уничтожал. Скажем вам по секрету, некоторые даже думают, что никакого Горыныча и не было вовсе! А образ сей сказочный создан исключительно богатым воображением русского народа, дабы обозначить в своих бессмертных эпосах… стихию. Просто природное явление. Налетел смерч, ураган, а быть может, и метеоритный дождь, погубил урожай, загорелась пара изб, погибло несколько недурных собой девиц – вот вам и Змей Горыныч прилетал.
Воинственно настроенные молодые ученые утверждают, что под Горынычем нужно видеть ни что иное, как гигантский огнемет, сконструированный татаро-монголами. И действительно у врага народа русского имелось несметное количество разного рода приспособлений для взятия крепостей, среди них и прототип огнемета, стрелявшего «греческим огнем», точный состав которого до нашего времени не сохранился, однако известно, что потушить его было практически невозможно, он продолжал гореть даже на поверхности воды!
Разумеется, есть и философская теория, согласно которой Змей Горыныч – отголосок более древних представлений о священном Ящере, праотце всего сущего на Земле. Якобы из яйца, высиженного этим первоящером, и появился мир. Но тогда сей Ящер не праотец, а прамать? В любом случае некая реальная подоплека под этой версией быть должна, поскольку миф о древнем божественном Ящере (он же Змей, он же Дракон) имеется не только в мифологии славян, но и вообще бытует в древнеарийской культуре.
Практичные археологи авторитетно заявляют: спуститесь с небес на землю, и тогда станет совершенно ясно, что никакой это не мифический праотец, а вполне реальные звероящеры, праотцы и праматери современных крокодилов. Тяжеловато, конечно, представить себе, что в Новгородских и Псковских реках, словно в африканском Ниле, плавали аллигаторы, но придется. Сам академик Рыбаков – светило российской исторической науки, анализируя былины о Садко, пришел к выводу, что знаменитый гусляр, попавший к подводному царю, на самом деле имел дело с крокодилом. Он даже указал место, где это произошло – на озере Ильмень, близ истока Волхова, в местечке под названием Перынь. Стали копать, и раскопки подтвердили предположение ученого! В 1952 году там было обнаружено капище, которое вошло в учебники как святилище древнего крокодила в Перыне. К слову сказать, созвучие названия Перынь и имени славянского божества Перун подводит к мысли, что именно от подводного царя, у которого гостил Садко, пошло представление о всесильном боге Перуне. Опять мы возвращаемся в философские выси...
«Где найдется такой
Богатырь удалой,
Что побьет крокодилово полчище?»
Но что могло заставить наших предков обожествить не солнце, дарующее свет и тепло, не землю, рожающую хлеб, а зубастую рептилию? Страх. Отсюда и характер жертв, приносимых подводному царю – кровавый. Известный историк и фольклорист Афанасьев тоже был уверен, что под священным Ящером кроется вполне реальное животное. Изучая сказы и былины северо-западных областей России, он узнал о древнем ритуале, для которого крестьяне даже самых захудалых деревень всем миром покупали и откармливали лошадей, чтобы потом принести в жертву живущим в озерах и реках огромным зубастым ящерам.
Летом эти чуды-юды сами выходили из воды, чтобы поживиться кем-то, кроме рыбы, а зимой, и без того лютой и голодной, люди решили их задобрить и сохранить тем самым свой скот, а скорее всего, и собственные жизни. Землю благодатную да солнышко ясное прославляли жители лесостепного юга Руси, а вот в северных озерных краях жили в страхе и трепете, и молили только об этом – не оказаться в пасти чудища поганого. В «Беседах Григория Богослова об испытании града» XI века зафиксировано, что тамошние язычники до сих пор величают реку богинею, а зверя, живущего в ней, богом, и приносят им жертвы. Причем не только для того, чтобы речной змей не кушал их малых детушек, но и в благодарность за богатый улов.
Поклонение крокодилу продолжалось веками, псковский летописец повествовал, как жарким летом 1582 года из реки вышли лютые звери и съели много людей, и ужас стоял по всей земле, и молились о том, чтобы боги ушли обратно под воду. Видимо, оголодав, ящеры уже не разбирали – красивые девушки перед ними или просто вкусное мясо…
Христианство – вот орудие, которое стало смертельным для древних злобных рептилий. Потерпеть обожествление кого бы то ни было еще, кроме Иисуса, тем паче змея окаянного, порождения дьявольского, православная церковь не могла. Ящеров изловили и уничтожили. А язычники, терпевшие от подводных гадов немалый урон, с почетом их похоронили и громко стенали над могилами… Вот она, загадочная русская душа…
Жаль, что не оставили парочку, дабы потомки, то есть мы с вами, могли посмотреть своими глазами на священного Ящера. Зоопарков тогда не существовало, увы. А следовательно, остается сомнение, древний прародитель современного крокодила и Змей Горыныч – один и тот же персонаж? Как ни грозен был подводный царь, однако поползновения его ограничивались лишь тем, чтобы набить брюхо. Ввысь не стремился, ибо крыльев не имел, да и огнем не полыхал. А Змей былинный, напротив, любил парить под облаками, да и планы всегда имел наполеоновские. Даже отчество его – Горыныч - скорее указывает не на место жительство в горах, а на то, что он был выходцем из «горнего», то есть высшего мира. Лошадкой закусить – для него слишком низменно. Он брал дань исключительно красными девицами, пока не пришла любовь и не похитил он племянницу самого Великого князя Киевского Владимира – Забаву Путятичну. И есть варианты былины, в которых утверждается, что Горынычу удалось вызвать в сердце красавицы ответный огонь! Разве холодной, мокрой рептилии из соседнего озера такое под силу?! И неизвестно, чем бы венчался союз супергероя и представительницы голубой крови, если бы не богатырь Добрыня Никитич, который догадался применить против похитителя его же оружие – «греческий огонь», а затем отрубил одну за другой головы Змея.
Добрыня, если использовать современную терминологию, тоже супермен, но при этом он - полная противоположность Горынычу. Он не только силен, храбр, умен, он – олицетворение доброты и служения родному народу. Если сравнить его с Ильей Муромцем или Алешей Поповичем, то выяснится, что Добрыня берется выполнить дела, от которых те могут отказаться. Он всегда готов помочь, всегда на страже Добра, а потому в былинах и народных сказках именно этому богатырю было суждено стать победителем самого Змея Горыныча, огонь которого лишь разрушал и губил все живое.
Оставить свой комментарий
Огненное сердце
Одна голова хорошо…
В описании любителя женской красоты мы намеренно забыли упомянуть, а какова же наружность самого супергероя. Разве личностные качества не важнее внешнего вида? Тем более, что каждому из нас он известен с детства. Это про Змея Горыныча можно продолжить поговорку: одна голова хорошо, а две? Патология. А если их три или вообще чертова дюжина, то перед нами уже не человек, а чудище поганое. В разных былинах и сказках у Змея Горыныча насчитывают разное количество голов – то три, то вдвое больше, то девять, а то и вовсе двенадцать. Не зря народная мудрость гласит: у страха глаза велики! Наверняка с перепугу показалось добрым молодцам, имевшим честь встретиться в ратном бою с Горынычем, что голов у чудища больше, чем у них. Или преувеличили, как рыбаки, хвастающие размером пойманной рыбки.
А может быть, Змей, кроме боевых качеств, обладал еще и недюжинным интеллектом, отсюда и метафора – многоголовый? Аура таинственности, как и положено, окружает супергероя во всем. Уж сколько раз наш русский богатырь встречался с ним на ратном поле, а даже по головам пересчитать не смог точно!
А уж про крылья и вовсе молчок, будто и нет их, а ведь этот Змей уникален - в отличие от других пресмыкающихся, он не ползучее существо, а летучее. Он всегда появлялся перед простыми смертными по воздуху. Хотя умел и ходить, и плавать. В некоторых сказаниях он даже жил на берегу моря в прибрежных пещерах, в горах (отсюда, дескать, и отчество – Горыныч).
Еще одна стихия подвластная Змею – огонь. В случае опасности он извергал его из собственного нутра. Что за чудо-печка работала у него там внутри – неизвестно, может быть, вместо сердца – пламенный мотор, но именно огонь становился последним аргументом в сражениях, в которые постоянно ввязывался этот горячий парень. Завершают портрет длинный хвост стрелой и мощные когтистые лапы.
Само собой, нарядов такие суровые мужчины не признают, однако описания органа, позволяющего претендовать на женскую взаимность, история тоже не сохранила. Но в летописях Полесья зафиксировано подтверждение мужской силы Змея – у него имелось по крайней мере два сына. Они во всем помогали отцу, всегда участвовали с ним в сражениях и даже порой превосходили его в жестокости и кровожадности. Логично, что прозвали их Змеенышами или Змейскими Головами. Вот и еще одно объяснение тому, почему у нашего Горыныча три головы – одна своя, плюс двое детушек его.
Что за чудо? Чье? Откуда?!
Если Змей Горыныч как истинный супергерой специально старался сохранить секретность, то ему это удалось. Каково его происхождение, из каких краев он прибыл на землю русскую доподлинно неизвестно до сих пор. Историки, археологи, этнографы и прочие высокие лбы выдвигали различные версии, но доказательная база у всех скудновата, ведь Змей улик не оставлял, а свидетелей уничтожал. Скажем вам по секрету, некоторые даже думают, что никакого Горыныча и не было вовсе! А образ сей сказочный создан исключительно богатым воображением русского народа, дабы обозначить в своих бессмертных эпосах… стихию. Просто природное явление. Налетел смерч, ураган, а быть может, и метеоритный дождь, погубил урожай, загорелась пара изб, погибло несколько недурных собой девиц – вот вам и Змей Горыныч прилетал.
Воинственно настроенные молодые ученые утверждают, что под Горынычем нужно видеть ни что иное, как гигантский огнемет, сконструированный татаро-монголами. И действительно у врага народа русского имелось несметное количество разного рода приспособлений для взятия крепостей, среди них и прототип огнемета, стрелявшего «греческим огнем», точный состав которого до нашего времени не сохранился, однако известно, что потушить его было практически невозможно, он продолжал гореть даже на поверхности воды!
Разумеется, есть и философская теория, согласно которой Змей Горыныч – отголосок более древних представлений о священном Ящере, праотце всего сущего на Земле. Якобы из яйца, высиженного этим первоящером, и появился мир. Но тогда сей Ящер не праотец, а прамать? В любом случае некая реальная подоплека под этой версией быть должна, поскольку миф о древнем божественном Ящере (он же Змей, он же Дракон) имеется не только в мифологии славян, но и вообще бытует в древнеарийской культуре.
Практичные археологи авторитетно заявляют: спуститесь с небес на землю, и тогда станет совершенно ясно, что никакой это не мифический праотец, а вполне реальные звероящеры, праотцы и праматери современных крокодилов. Тяжеловато, конечно, представить себе, что в Новгородских и Псковских реках, словно в африканском Ниле, плавали аллигаторы, но придется. Сам академик Рыбаков – светило российской исторической науки, анализируя былины о Садко, пришел к выводу, что знаменитый гусляр, попавший к подводному царю, на самом деле имел дело с крокодилом. Он даже указал место, где это произошло – на озере Ильмень, близ истока Волхова, в местечке под названием Перынь. Стали копать, и раскопки подтвердили предположение ученого! В 1952 году там было обнаружено капище, которое вошло в учебники как святилище древнего крокодила в Перыне. К слову сказать, созвучие названия Перынь и имени славянского божества Перун подводит к мысли, что именно от подводного царя, у которого гостил Садко, пошло представление о всесильном боге Перуне. Опять мы возвращаемся в философские выси...
«Где найдется такой
Богатырь удалой,
Что побьет крокодилово полчище?»
Но что могло заставить наших предков обожествить не солнце, дарующее свет и тепло, не землю, рожающую хлеб, а зубастую рептилию? Страх. Отсюда и характер жертв, приносимых подводному царю – кровавый. Известный историк и фольклорист Афанасьев тоже был уверен, что под священным Ящером кроется вполне реальное животное. Изучая сказы и былины северо-западных областей России, он узнал о древнем ритуале, для которого крестьяне даже самых захудалых деревень всем миром покупали и откармливали лошадей, чтобы потом принести в жертву живущим в озерах и реках огромным зубастым ящерам.
Летом эти чуды-юды сами выходили из воды, чтобы поживиться кем-то, кроме рыбы, а зимой, и без того лютой и голодной, люди решили их задобрить и сохранить тем самым свой скот, а скорее всего, и собственные жизни. Землю благодатную да солнышко ясное прославляли жители лесостепного юга Руси, а вот в северных озерных краях жили в страхе и трепете, и молили только об этом – не оказаться в пасти чудища поганого. В «Беседах Григория Богослова об испытании града» XI века зафиксировано, что тамошние язычники до сих пор величают реку богинею, а зверя, живущего в ней, богом, и приносят им жертвы. Причем не только для того, чтобы речной змей не кушал их малых детушек, но и в благодарность за богатый улов.
Поклонение крокодилу продолжалось веками, псковский летописец повествовал, как жарким летом 1582 года из реки вышли лютые звери и съели много людей, и ужас стоял по всей земле, и молились о том, чтобы боги ушли обратно под воду. Видимо, оголодав, ящеры уже не разбирали – красивые девушки перед ними или просто вкусное мясо…
Христианство – вот орудие, которое стало смертельным для древних злобных рептилий. Потерпеть обожествление кого бы то ни было еще, кроме Иисуса, тем паче змея окаянного, порождения дьявольского, православная церковь не могла. Ящеров изловили и уничтожили. А язычники, терпевшие от подводных гадов немалый урон, с почетом их похоронили и громко стенали над могилами… Вот она, загадочная русская душа…
Жаль, что не оставили парочку, дабы потомки, то есть мы с вами, могли посмотреть своими глазами на священного Ящера. Зоопарков тогда не существовало, увы. А следовательно, остается сомнение, древний прародитель современного крокодила и Змей Горыныч – один и тот же персонаж? Как ни грозен был подводный царь, однако поползновения его ограничивались лишь тем, чтобы набить брюхо. Ввысь не стремился, ибо крыльев не имел, да и огнем не полыхал. А Змей былинный, напротив, любил парить под облаками, да и планы всегда имел наполеоновские. Даже отчество его – Горыныч - скорее указывает не на место жительство в горах, а на то, что он был выходцем из «горнего», то есть высшего мира. Лошадкой закусить – для него слишком низменно. Он брал дань исключительно красными девицами, пока не пришла любовь и не похитил он племянницу самого Великого князя Киевского Владимира – Забаву Путятичну. И есть варианты былины, в которых утверждается, что Горынычу удалось вызвать в сердце красавицы ответный огонь! Разве холодной, мокрой рептилии из соседнего озера такое под силу?! И неизвестно, чем бы венчался союз супергероя и представительницы голубой крови, если бы не богатырь Добрыня Никитич, который догадался применить против похитителя его же оружие – «греческий огонь», а затем отрубил одну за другой головы Змея.
Добрыня, если использовать современную терминологию, тоже супермен, но при этом он - полная противоположность Горынычу. Он не только силен, храбр, умен, он – олицетворение доброты и служения родному народу. Если сравнить его с Ильей Муромцем или Алешей Поповичем, то выяснится, что Добрыня берется выполнить дела, от которых те могут отказаться. Он всегда готов помочь, всегда на страже Добра, а потому в былинах и народных сказках именно этому богатырю было суждено стать победителем самого Змея Горыныча, огонь которого лишь разрушал и губил все живое.
Автор: Наталья Андрияченко |
1
комментарий
|
19 августа 2011, 8:00 10926 просмотров |
Комментарии:
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан