Консультации для женщин
Психология детства
Вопрос:
Елена,
23 октября 2006 года
Здравствуйте, Светлана! Заранее прошу прощения за многословие, но хочется описать ситуацию полно. Моему сыну через 2 месяца исполнится 15 лет. В его поведении меня волнует больше всего два момента. Во-первых, он время от времени врет, причем даже в тех случаях, когда этого как бы можно и не делать (т.е. он знает, что его не накажут, и что вообще ничего страшного не будет, если он скажет правду), и даже в тех случаях, когда я точно знаю правду, и привожу ему неоспоримые доводы, т.е. даже когда его, если можно так выразиться, приперли к стенке, он все равно настаивает на своем, говорит явную чепуху, но продолжает оправдывать вранье. Раньше было хуже, врал буквально на каждом шагу, вытаскивал деньги из кошелька, обещал больше так не делать, но делал это много лет. Ни уговоры, ни ласка, ни наказания, ни строгие наказания - ничего не помогало. Брать чужое перестал (вроде бы, я еще в этом не до конца уверена) только годам к 13-14, может потому что стал что-то понимать. Но врать не перестал. Очень боюсь, что это качество станет нормой его жизни. В этом году летом пробовал подработать. Поработал дня два в одном месте (там вроде бы уже обо всем договорился, как будет работать, как получать зарплату), потом пришел и передал мне такую фразу, которую ему сказали: уходи, и никогда больше не приходи сюда. В чем было дело, так и не объяснил, но сильно подозреваю, что это его качество сыграло свою роль. И второе, о чем я хотела спросить. Он очень неглупый, по некоторым предметам способный. По другим предметам учителя много раз говорили - может, но почему-то не хочет. И сама дома я вижу, проверяя у него уроки, что если он захочет, если втянется, если его заинтересовать, он может заниматься даже нелюбимыми предметами и делать успехи. Но если его не настроить, и долго не контролировать (это не всегда получается), то он плюет на все уроки, делает их кое как, ничего его не интересует, ничего ему не нужно, только музыку слушать. У меня уже кончились слова, чтобы его постоянно подбадривать, настраивать. Получается, что это нужно делать постоянно, на разговоры о полезности и нужности для него того или иного предмета уходит очень много времени. А сам он как будто сознательно ограждается от всех новых знаний. Как он говорит в школе, - мне в этом году 5 по математике не нужна, а в следующем году будет нужна, вот в следующем году и буду заниматься, как будто прошлогодние знания сами собой в голове восстановятся. Вот, например, занималась с ним английским сама в течение трех лет по выходным, так у него в школе по этому предмету была стабильная 5, да и вижу, что знания есть. Но каждое наше занятие - это полчаса уговоров сначала, моих призывов к серьезности (все начинается с "хиханек"), опять же разговоров о том, как это важно для него, потом минут 40 непосредственно занятий, потом говорит, что устал (хотя я сомневаюсь), что упражнения слишком длинные и т.п. И так каждый раз. В этом году перестала с ним заниматься (сама ужасно от всего этого устала) - в школе съехал на 4, чувствую, недалеко и до 3. По другим "неинтересным" предметам - тройки. Никаких интересов других, внешкольных, никаких увлечений. Ориентирован прежде всего на отдых. В выходные готов полдня валяться в постели (хотя не скажу, что ленивый, по дому помогает). И при всем при этом, очень любит показать себя умным, знающим. Например, смотрит новости, начинает с серьезным видом рассуждать о том, в чем ничего не понимает. Иногда также преподносит как нечто необычное совершенно очевидные вещи. Его поведение часто выглядит как бы наигранным, неестественным, и это очень видно. Иногда я даже вижу, как на него смотрят его же друзья, как бы осуждающе за такое поведение. Т.е. для них это тоже ненормально. Я это называю "выпендреж". Иногда одергиваю его, он как бы "приходит в себя", начинает вести себя нормально, т.е. естественно, но не надолго. Подскажите, пожалуйста, как мне с ним общаться, как убедить в том, что не нужно сознательно ограничивать себя от новых знаний, и не демонстрировать показную компетентность, а действительно заниматься, быть целеустремленным, а результат придет сам собой, и не нужно будет специально выпендриваться, чтобы показать, мол, вот какой я??? А пока все именно так и происходит.
Заранее, огромное спасибо!
Ответ:
1.Воровство.
Ваш сын имеет карманные деньги?
2. "Выпендреж".
На мой взгляд, Ваш сын обыкновенный подросток, поведение которого, мало чем отличается от остальных. А вот почему Вы так болезнено воспринимаете реакцию его друзей?
3. Учеба.
Убедить подростка "в том, что не нужно сознательно ограничивать себя от новых знаний, и не демонстрировать показную компетентность, а действительно заниматься, быть целеустремленным, а результат придет сам собой", по-моему, не реально. Только набив шишок, повзрослев, человек это понимает. Вот тогда он и наверстывает то, чего не добрал в школе. И это не поздно.
Подростковый возраст - возраст, когда учеба отходит на дальний план, а на первый выходит общение с друзьями. Для того, чтобы учиться, должна быть мотивация, которой, похоже, у Вашего сына нет. Что он Вам отвечает, когда Вы говорите, что надо учиться? Наверное, задает вопрос:"Зачем?"
В данный момент Вы на себя взвалили его ответственность за учебу и оценки. Отдайте ему ее. А о том, как передать подростку ответственность за собственную жизнь, замечательно написано в книге Роберта и Джин Байярд "Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей."
Комментарии:
пока нет комментариев
Единый профиль
МедиаФорт