Опубликовала ValerianaMy в группе Жизнь в радость |
Ольга Романив: рассказала о существующих психологических мифах
«Я сам во всём разберусь»
Разумеется, идти к психологу или нет, решать только вам, однако нужно помнить, что разбор ситуации со специалистом и в одиночку — это два разных процесса. Умение осмыслять свои переживания очень ценно, однако поход к психологу не означает отказ от него, даже наоборот — рефлексия пригодится во время приёма. Психолог не решает за клиента, в чём его проблема, а работает по запросу: вы сообщаете, в чём у вас затруднение или что вам хотелось бы изменить, а специалист помогает найти пути решения. Еще одна распространённая позиция: «Мало ли что у меня в детстве было, чего теперь это пережёвывать?» или «Ну развелись и развелись, какой смысл обсуждать?» Однако умение проговорить или записать переживание действительно облегчает и трансформирует его. Признание в стыдных, болезненных или сильно травмировавших нас событиях в присутствии другого человека, который, с одной стороны, доброжелательно реагирует, а с другой — не «рассыпается» от того, что слышит, может быть целительным. Иногда это само — уже новый опыт: возможно, стыдное не так стыдно, а то, что казалось ужасным, действительно можно пережить, раз рассказ о нём выдерживает кто-то другой.
«Зачем психолог? У меня есть друзья»
Психолог выполняет роль заинтересованного и доброжелательного слушателя, но он всё-таки сильно отличается от друга. Во-первых, у вас нет других отношений с психологом, и он не будет никому пересказывать услышанное от вас. Исключение составляет супервизор, но при консультации с ним специалист убирает из истории клиента все детали, по которым можно узнать человека. Кроме того, правило конфиденциальности распространяется и на супервизора тоже. Вы можете разозлиться на психолога, испытывать к нему неприязнь, рассказывать о себе что-то, что считаете стыдным, говорить о любых переживаниях и мыслях. Это никак не повлияет на остальные сферы вашей жизни как раз потому, что психолог в них не включён. Именно поэтому есть запрет на двойные отношения: психологи не консультируют родственников, друзей и знакомых или людей из ближайшего круга. И наоборот: приняв клиента, психолог уже не имеет права вступать с ним в другие отношения. Причём ответственность лежит на специалисте: даже если клиент просит или настаивает, психолог должен отказать. Изолированность нужна, чтобы создать на сессии безопасную обстановку, и в этом уникальность позиции психолога — она создана искусственно.
«Пойти к психологу значит сдаться»
С силой и слабостью поход к психологу тоже вообще не связан. В культуре есть установка, что «правильное», достойное восхищения поведение — героическое. Считается, что нужно уметь стойко переносить трудности, не говорить о проблемах и не жаловаться, игнорировать свои потребности, обращаться к врачу только при серьёзной болезни, и так далее. Однако насколько такое поведение можно описать как «сильное», вопрос спорный. Чтобы терпеть и игнорировать собственные потребности действительно требуется много сил. Но, с другой стороны, такое поведение позволяет не рисковать в плане эмоций: оставаться в привычных рамках, не раскрываться перед другими, не пробовать по-новому решать проблемы, не бояться оказаться «слабым». Поход к психологу, чтобы улучшить качество жизни, в этот героический сценарий никак не вписывается — но нужно ли это? Обычно такой сценарий формируется в семьях и в обществе в целом в годы лишений и бед: войн, репрессий, голода, катастроф — а для мирной и комфортной жизни плохо пригоден.
«Психолог будет тянуть из меня деньги»
Сразу можно сказать, что этика психологического консультирования такой подход запрещает: правило работать только по запросу самого клиента это гарантирует. Психолог может консультировать взрослого человека, только если тот даёт осознанное согласие. К сожалению, нельзя исключать недобросовестность специалиста. Первое, что должно настораживать, — манипуляции и отсутствие возможности поговорить прямо. Неуважение к чувствам клиента тоже тревожный звонок. Например, когда психолог настаивает на разговоре о больной теме, просто «потому что надо» и «без этого мы не продвинемся», игнорируя страх, боль и другие тяжёлые переживания клиента. Вместо этого он должен попробовать поговорить о самих чувствах — например, спросить, почему клиенту тяжело касаться темы, что можно сделать, чтобы облегчить разговор, как можно укрепить доверие и сделать обстановку более безопасной. Важно, чтобы озвученные изменения действительно происходили. Специалист должен уважать позицию клиента — даже если тот «выскакивает» на горячей теме, он постарается доброжелательно подвести итоги проделанной работы, подчеркнуть сильные стороны клиента, на которые человек дальнейшем мог бы опираться.
Рейтинг:
0
|
21 мая 2021 года 64 просмотра |
|
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии:
Пока нет комментариев.