Опубликовала lucky-me в группе Библиотека |
КВ 2020. Варлам Шаламов "Колымские рассказы"
«Колымские рассказы» — цикл рассказов и очерков Варлама Шаламова, в котором отражена жизнь заключённых Севвостлага, написанный в период с 1954 по 1973 годы после возвращения автора с Колымы и отражающий личный опыт автора, проведшего там шестнадцать лет, в том числе четырнадцать — в заключении (1937—1951)[2]. Цикл состоит из шести сборников: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2».
Уже чтобы закрыть тему... Эта книга давно у меня ждала своей очереди, но всегда трудно браться за что-то такое...
Это сборник коротких рассказов о лагерях.
Они страшные. Повторяющиеся. Короткие. Оставляющие ощущение что пройти через лагерь и остаться в здравом уме и здоровым невозможно. (Да и не уверена, что автор не страдал психическим или неврологическим расстройством после этого. В биографии это как-то не очень внятно...)
Это не то что "Один день Ивана Денисовича", который дает и крутит один день со всех сторон, собирает по осколкам и в целом дает картину. И не "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург, который проводит тебя через ее тюрьму, лагерь и ссылку от первого дня до последнего, в самой хронологичности событий сохраняя какой-то здравый смысл. Это какие-то бесконечные разрозненный осколки разных дней, которые вместе собираются в такую чудовищную картину, в которой нет и не может быть никакой хронологичности, порядка. Там все в перемешку. И блатные, и тюрьма, и тайга, и золотые забои, и голод, и вши, и убийства, и воровство, и отсутствие чести и совести, и то во что люди превращаются в неволе. Каждый рассказ - отдельно - и все они объеденены чудовищной мерзостью и абсурдностью происходящего. Там нет ни грамма причесанности и веры в человеченость и человечество. Скорее безмерное удивление - что и в таких условиях человек может выжить и местами даже сохранить остатки человеческого достоинства. Гимн выживаемости.
Мне иногда кажется, что Солженицын так известен... не знаю... случайно, что ли...
И Еврения Гинсбург и Варлам Шаламов сильнее, с моей сугубо-личной точки зрения. Но имя Солженицына знают все (пусть не читали, но знают), а кто знает о них? Иногда так складывается, что одно имя более раскручено чем другие, хотя по сути это может быть игра случая или не знаю что еще.
Одна из немногих книг, которые я бы оценила как 10 из 10.
Рейтинг:
+4
|
28 июля 2020 года 209 просмотров |
|
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии:
Кстати, наверняка я тогда писала сочинения на эту тематику, надо попробовать найти...
У нас была такая... старой советской закалки. Коммунистка.
Дело было в конце 80-х, начале 90-х и хоть все и были в растерянности, но в нашей школе, никакими вольностями не пахло. Хотя, знаю тоже, что у многих были...
И у родителей у меня это все было, но вот прошло мимо почему-то. Было бы круто!
Я школу в 91 закончила, значит, в 89-91 году все это было Учительница точно крутая была, тоже немолодая и прошедшая советскую школу, но Роза Ивановна Может, диссидентские корни у нее были, теперь уже и не узнать. За многое ей спасибо, и за русский язык, и за умение писать мое
За тетрадями надо в родительскую квартиру наведаться, там такие сокровища должны быть Помню, мне так хотелось писать, а сочинения редко задавали, и однажды я писала сама для себя сочинение по Джейн Эйр
Ну мало ли... У меня как-то коллега была, которая требовала, чтобы ее называли только доктор Нортон (она PhD защитила). И искренне обижалась, когда ее называли мисс Нортон.
Я тоже. Надо найти и почитать! Это ж очень круто. Иногда руки сами тянуться написать рецензию или критическую статью на произведение.
У Гинзбург и Шаламова - более художественно, что ли. Солженицын по стилю мне напоминает классиков марксизма-ленинизма