Опубликовала olga 2454 в группе Библиотека |
Джонатан Литтелл "Благоволительницы"
Литтелл совершил невозможное - создал уникальное произведение, не имеющее аналогов.С этим соглашусь.
Прочитала в интервью с Гузель Яхиной, что книга Литтелла - самое сильное впечатление от прочитанного за последнее время, ну и конечно заинтересовалась, стала смотреть. Автор - американец по рождению, потомок евреев, эмигрировавших в свое время из России, гражданин Франции, живущий в Испании, написал книгу о Второй мировой от лица... офицера СС . Оказывается книга известная, нашумевшая, получившая Гонкуровскую премию и премию Французской академии еще в 2006 году.
Впечатление сильное, но неоднозначное. Вся правда о войне, только взгляд с другой стороны. Итак, Максимилиан Ауэ, офицер СС, описывает подробно свой боевой путь и свои впечатления. На мой взгляд даже слишком подробно, от обилия имен, фактов, описаний книга иногда становится просто занудной. И все же
Даже если б роман прервался в конце первой части — все равно от него бы стояли волосы дыбом; но роман не кончается ни в 1942, ни в 1943, ни в 1944 годах; это бесконечный страшный сон, из которого невозможно выбраться — но и не досмотреть, вытащить себя за волосы из этого сна, — тоже невозможно.Действительно, оторваться невозможно. Но "проглотить" эту книгу не получится, читать придется долго .
Жестокости много, война без нее не обходится. Но наш эсэсовец вовсе не садист по натуре, он интеллектуал с университетским образованием, любитель литературы и музыки. Книга вся пронизана литературными аллюзиями
Внимательный читатель легко обнаружит в тексте не только уже упомянутых Ханну Арендт, Эсхила, Достоевского и Лермонтова, но и Стендаля, Толстого, Умберто Эко, Пушкина, Сервантеса, Василия Гроссмана, Блока, Набокова, Берроуза и еще – без всякого преувеличения – несколько десятков других, более или менее известных авторов.Как сказано в одном отзыве - "рай для филолога".
Еще гомосексуализм, много, (без этого премию на Западе теперь не получишь?) инцест, матереубийство и прочие "прелести".
Ауэ служил на Украине, на Кавказе, в Сталинграде, в Польше, Венгрии. Но автора интересует в основном еврейский вопрос, на нем и акцентирует внимание. О русских в книге мало, только немного о зверствах НКВД и Красной армии. Ставится знак равенства между нацистской Германией и Советским Союзом. Ну в этом нас последнее время активно пытаются убедить . Об украинцах только что они активно сотрудничали с фашистами и радостно убивали евреев.
Ну а главный вывод? "Вы должны признать, что на моем месте делали бы то же, что и я. Уж поверьте мне - я такой же, как и вы!"
Книга сложная, читается тяжело, никому не рекомендую. На мой взгляд только два человека здесь могли бы ее прочитать, да и то вряд ли захотят
Рейтинг:
+3
|
11 июля 2020 года 259 просмотров |
|
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии:
Из отзывов критиков:
"Роман Литтелла, который, если бы не ряд досадных обстоятельств, можно было бы назвать хорошим, называется великим и гениальным, или же омерзительным и гнусным."
“Есть, пожалуй, лишь одно отличие книги “Благоволительницы” от иных мировых шедевров. Это отвратительный, чудовищный, воистину ужасный роман – не в смысле исполнения – оно безупречно, – а в смысле содержания. Таких книг классика еще не знала. Что там вывернутый наизнанку морализм де Сада, порнографические забавы Аполлинера, ошпаренный кипятком младенец у Чехова, кровавая каша в сапогах Барбюса, физиологический натурализм Бабеля… Есть определенные возрастные ограничения на книги или кино. Так вот, сочинение Литтелла не рекомендуется читать при жизни. Это лучше вообще не знать”. ( Захар Прилепин.)
“Реакция на него может быть отрицательной, чрезмерно ханжеской, или, напротив, слишком положительной, эстетски восторженной. Но даже деланое равнодушие не гарантирует, что авторские провокации намертво не отпечатаются в вашем подсознании” (Л. Новикова);
И в это верю. Долгое время работала у немецкой бабушки, дочери одного офицера из высшего немецкого командования того времени, она много чего рассказывала.
Не любимая мной тема, читать не буду. И никому не надо, большинство не поймет. Но как я детям пытаюсь объяснить: война - зло. Фашизм (да и любой фанатизм) - зло, Сталин - зло. А обычные люди под ними - просто люди. Ошибаются все, ведомы все, загораются идеей все, мозги отключаются у всех.
Всё-таки, даже при фашистском режиме были антифашисты. Для кого-то проще подчиниться, а для кого-то это все равно неприемлимо. Да, большинство будет делать то что скажут, конечно... но всегда есть не очень большая группа людей, которые продолжают оставаться верными своим идеалам и вообще, "на стороне сил добра и света".
Получатеся, что есть же это понятие - зло? Может быть у меня, например, и у большинства людей не хватит сил с ним бороться, но многие будут хотя бы пытаться не учавствовать. А кто-то и встанет против. А кто-то просто будет продолжать делать то что считает должным и правильным для себя. Как Януш Корчак.
А во время войны, например, многие спасали евреев. С риском для собственной жизни. Или боролись с режимом, уходили в подполье.
Мозги может и отключаются, но все-таки вечные ценности о том что убивать и мучить, причинять другому боль - зло - они, мне кажется, были есть и будут. Разве нет?
Как ты меня заинтересовала...
Отложу в закладки.
Главное, не забыть потом.
Хотя у меня лежат давно недочитанные мемуары коменданта Освенцима...