Опубликовала lucky-me в группе Библиотека |
Анна Лабзина. "Воспоминания."
Наткнулась на вот эту книгу...
Воспоминания Анны Евдокимовны Лабазиной (1758-1828). Большое на меня впечатление произвело. Просто мемуары обычной женщины, жены 18 века, которая была замужем первым браком за развратником, кутилой и игроком. Очень пронзительное описание нравов, быта, менталитета... Одна из немногих книг, которые я бы рекомендовала к прочтению. Книга после которой начинаешь опять ценить, что ты женщина сейчас, а не тогда. А то знаете ли... сдадут замуж в 13 лет за кого-то, кто спит со своей племянницей. И будешь... жить с ним... пока кто-то из вас не помрет.
13 лет было девушке...
Пошла я посмотреть, спокоен ли мой муж, и нашла его покойно спящего на одной кровати с племянницей, обнявшись. Моя невинность и незнание так были велики, что меня это не тронуло, да я и не секретничала. Пришедши к няне, она у меня спросила: «Что, матушка, каков он?» Я сказала: «Слава Богу, он спит очень спокойно с Верой Алек., и она его дружески обняла». Няня, посмотрела на меня очень пристально и видя совершенное мое спокойствие, замолчала, только очень тяжело вздохнула. Я, посидевши у окна, и мыслила, что — сама не знала: думала и о матери моей, живали она, но утешалась тем, что она не одна.
В это время начинало восходить солнце, и я вспомнила мое спокойное время, в которое я сиживала на берегу с матерью моей или с няней, и какое я чувствовала тогда спокойствие, и сравнила с теперешним мучительным моим состоянием. Слезы невольно полились, и я сказала: «Не знаю, лучше ли вы сделали, давши мне мужа, и вывели меня из самого счастливого состояния и дали мне очень рано чувствовать горесть». Она, смотря на меня, сказала: «Успокойся, моя неоцененная, и вспомни: разве нет Бога, который внимает молениям сердца чистого и невинного? Поручай Ему все твои скорби — Он утешитель твой, Он даст силы и крепость к снесению всего неприятного, только верь и надейся и люби Его: Он любящих Его никогда не оставляет. Кажется, довольно утешения для сердца твоего, — не жалуйся на нас: мы никогда тебе не желали несчастия, а ежели бы возможно, то жизнью бы своей купили для тебя счастие. Сегодня к вечеру будет ваша матушка; старайтесь себя, сколько можно, успокоить, чтоб она не заметила горести вашей: вы ей можете ускорить и приближить смерть». В это самое время вошел мой муж. Я подошла с ним поздороваться и спросила, здоров ли он и как спал. Он у меня спросил: «А ты какова? Здорова? Пила ты чай?» — «Я не пью чаю, а мне дадут молока». Няня пошла приготовлять чай, а он сел подле меня. Я хотела ему показать, что я им интересовалась, и с веселым лицом сказала: «Я ходила тебя смотреть, покойно ль вы почиваете, и нашла вас в приятном сне с Верой Алек., и так я, чтоб вас не разбудить, ушла в спальню». И вдруг на него взглянула: он весь побледнел. Я спросила, что ему сделалось? Он долго молчал и наконец спросил, одна я была у него или с нянькой? Я сказала: «Одна», — и он меня стал чрезвычайно ласкать и смотрел мне прямо в глаза. Я так стыдилась, что и глаз моих на него не поднимала. И сказал: «Я не знаю, хитрость ли это или точно невинность».
Книга небольшая, обрывается неожиданно. Язык - несколько непривычен для нас, но совершенно читаемый. Анна Лабзина не издавала свои мемуары... Уже много после ее смерти они были найдены в чьих-то бумагах и в 1903 году напечатаны в первый раз, в приложении к журналу "Русская старина".
Анна Лабзина была первым браком замужем за Александром Карамышевым. После его смерти вышла замуж второй раз за Александра Лабзина, писателя и мистика, одного из крупнейших деятелей русского масонства, который был моложе ее на 8 лет и которому она много помогала в делах.
На заставке - Анна Лабзина с воспитанницей. Своих детей у нее не было.
Upd. Хочу поискать про Карамышева... У истории, обычно, 2 стороны. А ведь он был, похоже, талантливый человек...
Рейтинг:
+6
|
19 октября 2019 года 2266 просмотров |
|
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии:
Наверное я не стану читать, а то меня порвет на клочкИ.
Не все там так однозначно...
Скорее, в этом браке столкнулись две среды и две системы воспитания. Старинная домостроевская и вольнодумно-вольтеровская... А уступать, как водится, никто не был готов.