Личный дневник пользователя
Таинственная лисичка
Легенда моего города Волгограда. Грустная
В Царицыне до революции был настоящий Кавказ
В центре густого дремучего леса, в окружении высоких многовековых деревьев, покрывавших в старые времена нагорный берег Волги, стоял богатейший дворец, украшенный всевозможными татарскими узорами и драгоценными камнями. И принадлежал этот дворец со всем его убранством татарскому хану Батыю.
Необъяснимую любовь испытывал хан к этому краю. И каждый раз после походов, уставший, он возвращался сюда набраться сил. В окружении приближенной знати, жен, наложниц и слуг, он предавался любимому занятию – соколиной охоте.
Однажды охрана хана поймала в лесу странного старика, бедного вида, но спокойного и смиренного. Джигиты доставили странника во дворец хана. Батый узнал в нем православного священнослужителя. Старец пришел в логово врага нести учение Христа, в логово того, кто стирал с лица земли православные храмы и покрывал кровью русскую землю.
Разъяренный хан не захотел терпеть такой дерзости и приказал старика казнить. Но младшая дочь Батыя, которая славилась добрым сердцем и умением сострадать, остановила отца. Царевне не раз удавалось смягчить жестокий нрав правителя. Старик был спасен и отпущен, но при условии, чтобы он не смел проповедовать свое учение в землях Батыя.
Но в скором времени тяжело заболела молодая княжна. Никакие лекари не могли ей помочь, лишь перешептывались, что не долго осталось юной дочери Батыя жить на этом свете. Однажды умирающей приснился тот старец, во сне священник исцелил девушку. Рассказала дочь Батыю сон, и хан воспылал надеждой. И приказал догнать старика и вернуть его во дворец.
В ту же ночь, как прибыл старик во дворец, приснился и ему чудный сон. Увидел он во сне Пресвятую Богородицу, молвила она старику:
«Господь велит тебе спасти чистую душу. Ты прольешь кровь свою вместе с кровью спасенной тобою. А на крови вашей воздвигну я великий город!»
Дочь Батыя поправилась, а хан, посчитавший это чудом, захотел озолотить священника. Но старик отказался от подарков, попросил лишь позволения построить в лесу, недалеко от дворца, келью, и остаться там жить.
Не подозревал тогда хан, что тайно дочь его начнет веровать в христианское учение. Тайно сбегала она из дворца, подолгу молилась в одиночестве и слушала рассказы старика о жизни Христа.
Узнав об этом, Батый пришел в ярость и приказал казнить обоих за измену, а тела бросить в реку. Так и сделали палачи.
Прошло много десятков лет с момента тех событий. И через те места шел Царь войной на Астрахань, проходя через лес, наткнулся он на маленький домик в лесу, жил в нем отшельник. Житель леса рассказал войнам и Царю легенду о старце и царевне. И решил Царь «Да исполнится слово Божие», Отныне речка сия да назовётся Царицею, на память об убиенной здесь язычниками христианской царице, и да воссияет крест Святой на крови святых мучеников!».
На другой день царь собственноручно заложил здесь основание деревянной церкви во имя Иоанна Предтечи, так как и погибшие на этом месте мученики, были предтечами христианства, впоследствии озарившего своим светом земли бывшей Батыевой державы. С тех пор, говорят верующие: «Каждую заутреню под Светлое Христово Воскресение, лишь только запоют «у Предтечи» – «Христос Воскресе!», в мутных водах речки Царицы, как звёздочки, блеснёт огонёк, точно там, на дне её, теплится чья-то свеча, и в ответ ликующему гулу городских колоколен – слышится тихое: «Воистину Воскресе!».. А речка с тех пор стала называться Царицею, в честь того Царя. Так и появился вокруг церкви город на реке Царице…
Легенда возникновения города Царицына, возникшая еще в 18 веке, не имеет никакого исторического подтверждения, однако встречается во многих книгах и очерках об истории Саратовской губернии. Возможно, это лишь народная легенда, возникшая в воцерковленном воображении жителей этого края. Легенда имеет несколько вариантов. В них меняются некоторые события и детали, но идеи возникновения древнего города - приблизительно одинаковые.
Фантастическая легенда не претендует на достоверность и серьезное отношение к ней. Например, исследователь П. Б. Иноходцев, описывая Царицын еще в 1771 году, говорил, что « О причине названия города здесь ничего не знают».
Хотя в дореволюционное время информация о том, что церковь Иоанна Предтечи построена на фундаменте дворца Батыя, была широко распространена. При этом история с Царем, который шел на Астрахань и по пути основал город, не может быть подтверждена. Подразумеваемый в легенде Иван Грозный, при котором и была взята Астрахань, никогда лично в этих местах не бывал, если верить историкам и этнографам.
В любом случаем, красивая легенда имеет право на существование. Хотя бы потому, что у каждого старинного города должна быть «своя» легенда.
Рейтинг:
+7
|
9 июля 2017 года 119 просмотров |
|
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии:
Пока нет комментариев.