Опубликовала dumalogiya в группе Образование и наши дети |
Как научить ребёнка думать?
Процесс «думания» достаточно легко описать, если только понять, что же нужно сделать, чтобы начать действительно “думать”, что бы это принесло некие плоды в виде правильных решений и поступательных действий.
Взрослый человек ещё способен как-то определить, что конкретно ему для этого нужно. А вот для ребёнка это - “темный лес”.
Скажите ребёнку “подумай” и спросите, что он сейчас собирается делать, чтобы “подумать”.
Вы увидите недоумение, растерянность и непонимание, что вообще от него хотят. А теперь спросите: как съесть конфету? И вы услышите уверенный и подробный рассказ о логической последовательности действий по съеданию конфеты, ещё и с интузиазмом предложит показать, как это делается.
Почему дети частенько ленятся, капризничают, не хотят заниматься, обучаться, делать домашнее задание? Да потому что порой просто не знают как.
Главное здесь – желание! Дети должны сами захотеть подумать (пусть произойдет «само»).
Достичь желания «хочу сам» можно разными способами. Да и не только можно, а даже нужно!
Существуют сотни различных заданий, отличных от стандартных, в которых дети раскрываются, раскрепощаются, учатся с лёгкостью, азартом и даже юмором. Им это нравится, для них это, своего рода, игра, которая, в свою очередь, заставляет думать!
Открытые задачи – инструмент для мозга.
Все мы с вами знаем, про такие вот задачки: Х + 2 = 5. Чему равен Х. Для взрослого, так вообще, решить её – как нечего делать. А может вот это вам знакомо? – Из пункта А в пункт Б ехал поезд со скоростью 100км в час?
Думаю, бессмысленно продолжать, так как уверен, абсолютно все из вас в долю секунды наткнулись в чертогах своей памяти на воспоминания о школьной программе. Где-то там, в нашей черепной коробке навсегда сохранятся воспоминания о незатейливых задачках, которые кода-то казались нам ну такими сложными, что жуть! Что аж до сих пор помним. А все эти задачи называются «ЗАКРЫТЫЕ».
Почему? Потому что есть условие, есть все необходимые данные для её решения и существует, попрошу заметить, всего ОДИН единственный вариант ответа. Ну что поделать, это пример великой и могучей царицы всех точных наук – математики.
Отходя от школьной программы, мысленно переместимся в повседневную жизнь. Да что там мысленно, можно даже в этот момент, прямо здесь на практике попробовать.
Вот что сейчас вы собираетесь сделать? Лечь спать, приготовить ужин, почитать, посидеть в интернете, сходить в магазин. Этот список можно продолжать бесконечно.
НО! У каждого обыденного для нас с вами действия есть столько вариантов решений, что если покопаться – нароем целый клад.
Почитать, например, можно книгу, можно статью (как сейчас вы читаете), можно прочесть и то и другое на разных электронных носителях, или же на привычных, вкусно пахнущих книжных листах. Если мы остановились на варианте книги, то можно выбрать любого автора, определиться с жанром, читать медленно и вдумчиво, делая пометки, или быстро взахлёб от невообразимого интереса. И ещё небывалое множество вариантов как мы можем почитать.
Так вот, к чему я это всё – в жизни перед каждым человеком безграничные горизонты открытых задач. Все эти задачи требуют от нас решить их так или иначе. За исключением совсем ленивых людей, которые только и делают, что лежат на диване. Но даже у них есть выбор – на правом боку полежать или на левом. В общем и целом, все эти повседневные задачи имеют множество вариантов их решений, потому называются «ОТКРЫТЫЕ».
Например, такая вот задачка:
Опиши процесс покупки мороженого.
Да, кажется, проще простого – пошёл, купил и всё. Но, ведь ребёнку для начала нужно попросить у родителей денег, затем выбрать вообще в каком магазине они хотят купить мороженое (будет ли это ларёк, или же гипермаркет). Можно ли до этого магазина дойти пешком, или нужно ехать, какое именно мороженое они купят.
Пример, довольно повседневный. Когда мы с ним сталкиваемся, то прибегаем к уже привычным действиям. Но если дать ребёнку задуматься хорошенько и попросить описать подробно то, как он это действие может реализовать, то он поймёт, что оказывается даже привычное можно делать разными способами.
Используя открытые задачи, мы позволяем ребёнку пофантазировать и не использовать то, что он и так использует каждый день, а начать мыслить вне этих рамок. Он с удовольствием и энтузиазмом начинает размышлять над поставленной задачей, воспринимая это как игру, а его мозг, между тем, активно работает.
Ещё пример задачки:
Как вести себя, когда забыл ключи от дома?
Ситуация, которая случается часто с детьми – забыли или потеряли ключи от дома/квартиры и не знают, куда им деваться. Придумайте вместе всевозможные способы решения этой задачи.
Важно объяснить ребёнку, что любая проблема, задача, трудность, и даже банальная ежедневная ситуация возникающая на его пути – РЕШАЕМА! Более того, даже несколькими способами как минимум!
Это всего лишь пример, для конкретной наглядности. А ведь перед каждым человеком, бывает, встают высоченные преграды, представляющие собой такие проблемищи, к которым и не знаешь с какой стороны подступить.
Нужно учиться выбирать из всевозможных решений то, которое будет самым верным, самым точным и принесёт колоссальный успех, ну а если даже не принесёт, то, хотя бы, не навредит. Из двух зол, как говорится, выбрать меньшее.
Нас в детстве никто не подготавливал к этому, никто не объяснял, что кроме закрытых задачек, перед нами на каждом шагу будут встречаться открытые, к которым иногда нужен комплексный подход. Вот и получается, что порой такого рода проблемы загоняют нас в угол и ставят в ступор.
Решайте с детьми открытые задачи! Придумывайте вместе с ними даже самые небывалые ответы (хоть волшебные), давайте волю для их воображения.
Если нас с вами никто не научил, то давайте хотя бы детям дадим эти навыки, посеем в их сознании зёрнышко, которое в будущем даст плоды на целый райский сад.
Начинать нужно с малого. Зато все знания, полученные в детстве, непременно повлекут за собой достойный результат в будущем наших детей.
Это очень важно – не пасовать перед жизненными трудностями, уметь быстро и верно находить выход из той или иной ситуации. И самое главное не загонять себя в угол, думая, что есть только один путь отступления, а всегда помнить, что существует выбор, и делать этот выбор правильно – залог успеха.
Рейтинг:
+1
|
19 августа 2016 года 303 просмотра |
|
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии:
Пока нет комментариев.