Личный дневник пользователя Кристина Сухарева |
ДЕТСКИЕ СТРАХИ. КАК С НИМИ БЫТЬ?
(ФЕДОРОВА Е. В., психолог, песочный терапевт)
Страхи портят нашим детям жизнь, лишают их спокойствия, нередко приносят серьезные страдания, но некоторые из них защищают наших детей от рискованных опасных действий. Зачастую страх у ребенка появляется в результате травмы, например, укусила собака - ребенок стал бояться собак, чуть не утонул – начал бояться даже заходить в воду, девочка пережила нападение маньяка – боится выходить на улицу. В таких случаях детям нужна помощь специалиста, т. к. родитель сам получил сильнейшее переживание за своего ребенка и, тоже нуждается в реабилитации. Некоторые страхи программируются самими родителями. Но большая часть детских страхов являются выдуманными. С ними то и могут помочь детям справляться родители. Как же это сделать грамотно?Для начала отнеситесь к страхам детей серьезно, скажите ребенку, что бояться совершенно нормально. Расскажите о своих детских страхах, о том, как вы с ними справились. Смелый человек не тот, кто ничего не боится, а тот, кто победил свои страхи. Никогда не смейтесь над страхами ребенка, но если он сам научится смеяться над своими страхами - с ними легче будет справиться.
Страх темноты
Это самый распространенный и естественный страх. Настройте ребенка на то, чтобы ему захотелось справиться с этим страхом. Объясните, что он уже достаточно подрос, чтобы, например, спать одному. Но, обязательно внушите малышу, что вы будете ему помогать в борьбе со страхом. Придумайте какие-нибудь ритуалы. Оставьте гореть ночник на ночь, но предупредите, что скоро ребенок повзрослеет и сможет его сам выключать. Подарите малышу «волшебную» настольную лампу или «волшебный» фонарик, которые, когда их включаешь, способны «разгонять всех чудовищ». Можно не выключать свет в коридоре, можно приоткрыть дверь. Необходимо помнить о том, что страх темноты является возрастным, и по мере взросления ребенка будет уменьшаться. Не забудьте показать ребенку, как вы гордитесь даже его небольшими победами над страхом.
Страх чудовищ, привидений, нападений
Самый простой, но от этого не менее эффективный способ – прорисовать страх. Попросите ребенка нарисовать то, чего он
боится, подбадривайте его в процессе рисования, скажите, что вам уже страшно смотреть на этот ужас. Такие слова побуждают ребенка добавить еще какие-нибудь страшные детали. Попросите рассказать о рисунке. Предложите дать чудовищу какое-нибудь имя. Посоветуйте изменить рисунок так, чтобы он стал смешным или нарисовать себя, сильного, смелого и побеждающего рядом с чудовищем. Если ребенок еще мал, можно вместе с ним сжечь рисунок страха или попросить разорвать на мелкие, мелкие кусочки и спустить их в унитаз.
Можно проиграть страхи. Сначала страх будет изображать взрослый, который должен получить подробную инструкцию от малыша, как он должен выглядеть, как двигаться, что делать. Ребенок играет роль себя, боящегося, но попросите его бояться посильнее, трястись от испуга побольше. Следующая часть – смена ролей, ребенок – чудовище, а вы играете роль очень испуганного ребенка. Из этой роли задавайте ему вопросы «Что оно (чудовище) хочет от вас? Зачем? Как вы могли бы подружиться. Раз оно такое злое, значит несчастное, чем вы могли бы ему помочь?» Добавьте в игру побольше юмора, веселья и страх значительно уменьшится.
Уменьшить любые страхи можно с помощью сочинения с ребенком историй или сказок про ежика, зайчика или мальчика, который боялся. Попросите как можно подробнее рассказать, чего боялся этот герой (конечно же, ребенок расскажет о своих страхах, но так как этот рассказ от имени зверушки или другого ребенка, то это не стыдно), как он переживал это, как мучился. Как ему надоело бояться, и он решил побороть свой страх. Что он для этого стал делать. История должна закончиться победой над страхом.
Школьные страхи
Школьные страхи присущи детям очень ответственных родителей, остро переживающих неудачи своего школьника. Поэтому главное, что нужно сделать, это родителю не переоценивать значимость оценок, школьных успехов или неуспехов.
Чаще школьные страхи формируются у неуверенных детей, с низкой самооценкой. Следовательно, наша задача в таком случае повышать самооценку ребенка, уверенность в своих силах, внушать ребенку, что в следующий раз у него обязательно получится.
Очень полезно при школьных страхах задавать ребенку вопрос «Что самое страшное может произойти?» - «Получу двойку». «Что в этом страшного?» и т. д. Возможно, ваш школьник поймет, что ничего смертельного в неуспехах нет.
Можно дать возможность проиграть свои страхи, играя в школу, где ребенок – учитель, а родитель - не очень-то успешный ученик.
Если ребенок боится отвечать у доски, разыграйте с ним ролевую игру. Сначала попросите его рассказать хорошо выученный материал от имени двоечника, который все забывает, перевирает слова, но не переживает из-за этого, затем от имени ребенка, который очень сильно боится отвечать. Попросите вашего школьника, как следует войти в эту роль, пусть у него трясутся колени, дрожит голос. И наконец, рассказ следует от имени отличника, который очень хорошо знает материал и совершенно не боится.
Можно собрать всю семью и предложить своему школьнику выступить перед ними, хорошо, если он представит, что выходит перед классом. Объясните, что выступление перед аудиторией - это навык, который надо тренировать. Чем больше использовать возможность выступать, тем быстрее этот страх уйдет в прошлое.
И последнее, помните, что путь к бесстрашию ребенка лежит через взаимопонимание с родителями. Ребенок, живущий в атмосфере любви, понимания, получающий поддержку от близких, сможет достаточно легко перерасти страхи.
Но если вы замечаете, что страхи ребенка не уменьшаются, кажутся вам чрезмерными или беспочвенными, изматывают его, да и всех близких, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту.
Рейтинг:
0
|
17 ноября 2013 года 363 просмотра |
|
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии:
Пока нет комментариев.