Рождественский монастырь (или дом, в котором я жила)
Считается, что сначала монастырь размещался на территории Кремля приблизительно до 1484 года, после чего обитель была перенесена к Трубной площади. Но есть версия, что монастырь с самого начала находился на берегу реки Неглинной, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского.
В 1501-1506 годах в Рождественском монастыре в Москве был построен главный собор Рождества Богородицы. Тогда монастырь выполнял еще и оборонную функцию и защищал Кремль. Но в 1547 году Рождественский монастырь сильно пострадал в пожаре, но он был восстановлен царицей Анастасией Романовной, а в 1671 году деревянные стены монастыря были перестроены в камне.
В целом, в 1670-х годах в Рождественском монастыре в Москве на средства князей Лобановых-Ростовских шло большое строительство. Тогда появились каменная церковь Иоанна Златоуста, каменная ограда и шатровая колокольня. За это Лобановы-Ростовские были похоронены в Рождественском монастыре.
Кстати, художник Серов написал картину "Тройка", на которой изображены дети, везущие воду с реки Неглинка вдоль стены Рождественского монастыря.
После 1917 года женский Рождественский монастырь в Москве был упразднен. Изымая церковные ценности, отсюда вывезли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга.
Службы в соборе возобновлены в 1989. Монашеская жизнь восстанавливается с 1993.
Чтобы понять, как наша семья вдруг попала в монастырь, да еще в женский, придется вернуться назад в 1923 год. К тому времени монастырь был закрыт, почти всех монашек выслали, но некоторые остались и жили очень долго. Я помню этих бабушек с необыкновенно светлыми лицами. Так вот. Моему деду дали ордер на комнату 16 метров. На фото видны два окна нашей комнаты на первом этаже по центру справа от парадного.
Соседкой была монашка, бабушка вспоминала о ней с большой теплотой.
В этой комнате появились на свет моя мама, затем дядя.
А позже, и мы с сестрой. (Кстати, мой сын и две племянницы тоже родом с Рождественки.)
В середине двадцатых годов двор начал активно заселяться. Люди были разные, очень много из рядов Коминтерна - немцы, чехи, венгры, поляки, китайцы. Бабушка рассказывала, что наш двор называли Шанхай, поскольку он был густо населен людьми всех наций. Несмотря на все это, жили очень дружно. На фото дети нашего дружного двора (примерно 1930 год).
Но в 1937 году в наш двор пришел страх. Люди боялись ночи, поскольку именно ночью во двор приезжали НКВДшники. За 1937 год арестовали почти половину жильцов дома. Из числа арестованных на моей памяти в 1956 году вернулся только один. Не миновала эта участь и нашу семью. В 1937 году арестовали и моего деда. Бабушка осталась одна в 33 года с двумя детьми на руках. Замуж она так и не вышла и посвятила всю свою жизнь детям, а позже внукам и правнукам.
Во время войны мои родные не эвакуировались. Город продолжал жить, а мои родные - все работали на победу.
Прошли военные годы. Мамы вышла замуж и на свет появилась моя сестра, а затем и я.
А комната по прежнему была 16 метров, но в ней уже жило 8 человек - наша семья - 5 человек, и дядя, с женой и сыном. В таком составе мы прожили около 10 лет.
На фото ниже мама на лыжах (примерно 1933 год) и мы с сестрой и старшей племянницей (весна 1973 года). Фотографии сделаны почти с одной точки с заднего двора с разницей 40 лет.
Про школу.
Где-то в тридцатые годы на месте погоста за церковью была построена 240 школа. В ней учились и мы с сестрой. Во время войны мальчишки нашей школы ушли на фронт и сражались как герои. Семь человек получили звание Героя Советского Союза (посмертно). Впоследствии школа носила имя Героя Советского Союза Захарова Льва Платоновича. Кстати, он тоже жил в нашем дворе. Я помню его маму, маленькую старушку, Когда мы были пионерами, помогали ей по дому. К моему глубокому сожалению, школу сломали, когда весь комплекс вернули монастырю, и о наших героях ничто не напоминает. Очень обидно!
Потом постепенно пошло расселение (не только нашей семьи, но и всего двора. Я с мужем и сыном переехала на север Москвы в 1980 году. Мои родители еще жили в доме. А в конце восьмидесятых монастырь вернули церкви и во двор пришли монашки.
Началась реставрация монастыря, которая длилась более 10 лет.
Это место я считая своим родным, с ним много связано. Но сейчас мы даже не можем подойти к своему подъезду. Фотографироваться на территории монастыря тоже нельзя. Вот такая история.
Рейтинг:
+4
|
17 ноября 2013 года 838 просмотров |
|
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии:
ты здесь такая озорная!
Моя бабушка в Витебске жила в большом "коммунальном" доме - там тоже была особая атмосфера, я любила у нее бывать именно из-за атмосферы этой : общение и искреннее участие
Оля, написала очень хорошо и фотографии хорошие. Обожаю детские черно-белые фотографии тех лет. А фото детей интернационального двора, это что-то. На фото есть кто-то из вашей семьи?.
Значит вашу семью 37 тоже коснулся.
После войны в 46 , бабушку вызвали в НКВД и НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендовали ей стать сексотом.Её спасла,как она нам потом рассказывала,чисто женская реакция,она разрыдалась .....и её отпустили...Много лет еще,они боялась подходить к окну,прислушивалась к шагам на лестнице и пугалась каждой въезжающей во двор ,машины...Ужас на всю жизнь...Боялась за папу,что не сможет учиться ,если узнают ,что у него родственники за границей....уничтожила почти все фотографии своих братьев и сестер,родителей...
Ой,Олечка ,извини,что я так "разошлась " в твоем дневнике