Статьи » Психология
Современный мир стал жестоким и порой непредсказуемым, травля и агрессия подстерегают нас на каждом шагу. Особенно ярко это проявляется в детской среде. Коллектив часто превращается для ребенка в кромешный ад, если он подвергается буллингу и моббингу – хронической травле со стороны сверстников. Буллингу могут подвергаться и взрослые. Нужна ли нам такая «социализация» и как бороться с буллингом и моббингом, пойдет речь в этой статье.
Нет ничего приятнее, чем пользоваться уважением и авторитетом среди своих товарищей, колег, однокашников, одноклассников. Но бывает это не всегда и случается не сразу. Порой социализация оборачивается настоящей трагедией. Особенно, если ваш ребенок чем-то отличается от большинства детей. Но даже если и не отличается, то от травли сверстников не застрахован. Иногда родители пытаются насильно социализировать даже склонного к аутизму ребенка, подсознательно пытаясь предупредить буллинг.
Буллинг – (англ. bullying) травля, преследование, направленная агрессия, организованная кем-то из сверстников с привлечением нескольких сообщников. Остальная часть коллектива остается «непричастной», фигурирует в качестве наблюдателей, что впрочем, не снимает с них вины за состояние жертвы.
Моббинг (англ.. mobbing, от mob — толпа) – агрессия со стороны всего коллектива, то есть травля большинством.
С явлениями буллинга и моббинга люди встречаются не только в детстве. Его нередко можно встретить даже в офисной среде, во взрослых микросоциумах, типа армии или тюрьмы. Так называемая дедовщина – ни что иное, как буллинг.
Буллинг имеет такие формы:
• физическую. Когда агрессия проявляется в побоях, насилии, порче имущества – то есть прямом физическом насилии;
• психическую. Травля осуществляется с помощью разного рода унижений психологического плана: оскорблений, угроз, порочащих слухов (этим чаще грешат представительницы слабого пола), постоянной критики, насмешки, игнорирования, недоверия и т.д.;
• кибербуллинг. Новая форма травли, возникшая с развитием информационных технологий. Травля осуществляется через Интернет, телефон, с помощью СМС, комментариев в чатах и т.п.
Буллинг может возникать даже в детских коллективах дошкольников. И очень часто спровоцирован взрослыми, их неловкими и необдуманными замечаниями, насмешками, придирками и ярлыками, которые учителя и родители так любят прикреплять ребенку.
В детсадовском возрасте буллинг тоже присутствует, но он мягче, это насмешка или отказ в игре. В подростковом периоде травля становится жестче, иногда приобретая страшные и катастрофические формы.
Травля плохо влияет на все три стороны буллинга и моббинга:
1. жертву;
2. агрессора;
3. наблюдателя или свидетеля.
Самыми трагичными последствия травли становятся, естественно, для жертвы. Начиная от его комплекса неполноценности, заканчивая суицидом. Но не обходят стороной и всех окружающих, делая их соучастниками и исполнителями преступления, которые губят свою душу.
Виктимность – способность человека привлекать несчастья, становиться жертвой насилия.
В этом случае часть вины за травлю падает на человека-жертву. На мой взгляд, это неправильно, вешать на несчастного еще и чужую вину. Кстати, некоторые родители так боятся, чтоб их ребенок не стал жертвой, что склонны воспитывать ребенка в духе воителя, который должен ударить первым, чтоб не ударили его. А так как к физической агрессии склонны мальчики, их отцы считают своим долгом научить отпрыска давать сдачи, отстаивать свои интересы кулаками, агрессивно и настойчиво доказывать свое лидерство.
Чем может закончиться такое воспитание? Ребенок усваивает, что с помощью силы можно достичь желаемого. И чтобы не быть жертвой сам становится агрессором. «Нападение – лучшее средство защиты» – формула того же ряда.
Однако, если мы все будем жить, руководствуясь этими правилами, мы превратимся в монстров, которые будут идти по трупам и добиваться своего любыми методами.
Чаще всего жертвами буллинга становятся
• неудачники (с точки зрения социума), те, кто плохо учится, плохо справляется со своими обязанностями;
• отличники (так называемые ботаны или ботаники, которые все время зубрят, поднимают руку, выскакивают вперед, все знают и т.п.);
• любимчики начальников и преподавателей, дети учителей, известных личностей;
• люди с физическими недостатками (очкарики, лопоушки, кривоножки, толстячки, анорексики и т.д.) или с заболеваниями, которые выделяют их из общего ряда;
• мамины сынки;
• нестандартно мыслящие люди, вундеркинды, гении;
• бедные, одетые не по моде, не имеющие дорогих гаджетов или , наоборот, имеющие слишком дорогую одежду или гаджеты;
• люди другой национальности или сексуальной ориентации;
• иногда буллингу подвергаются даже учителя.
Чаще всего преследованиям подвергаются люди «болезненные и ревматические», как сказал бы Чехов. Иными словами чувствительные ко всему, что происходит вокруг, ранимые, реагирующие на насмешки, обижающиеся, замкнутые в себе, не умеющие отстаивать свою точку зрения. Надо не быть такими!
Главное оружие от буллинга – реакция на него.
• Если это касается ребенка (или взрослой жертвы), то это должна быть адекватная реакция защиты. Высказывание недовольства, предупреждение, предотвращение повторного буллинга, физическая и психическая оборона. Поиск поддержки среди взрослых и сверстников. Агрессорам нельзя показывать обиду, боль, страх, злость и т.п. Они того и добиваются, чтобы закрепить свое превосходство над жертвой. С другой стороны, нельзя оставить насилие безнаказанным, не обратить на него внимания, уйти от ответственности (жертва тоже в какой-то степени ответственна за то, что позволила над собой издеваться). На буллинг надо реагировать, потому что он обязательно повториться в более жестоком варианте. Но реагировать не слезами, страхом и обидой, а обороняться от него. Сопротивляться ему.
• Если это касается взрослого (родителя жертвы, свидетеля, родственника), реакция должна быть однозначно осуждающая агрессию и поддерживающая жертву.
Типичные ошибки, которые совершают люди, подвергающиеся буллингу или родители (сторонники) жертв.
• Отпускание на самотек. Мол, само собой все устаканится. Дети разберутся, враги отстанут и забудут. Как правило, безнаказанность порождает еще большую агрессию. Не обращать внимания и не придавать значения подлости, несправедливости и низости – это значит распространять и одобрять их. Кому-то кажется, что нужно промолчать, чтобы не предавать огласке щекотливую ситуацию и не навредить ребенку, однокласснику, другу. Иногда он даже просит об этом, так как ему стыдно признаться в своей слабости, в том, что его унизили. Но в молчании заключен еще больший вред для него! Тут нужно бить во все колокола, чтоб всех на уши поднять! Чтоб этот гром всеобщего возмущения заставил агрессоров и самих понять, каким ужасным выглядит их поступок в глазах общества. Агрессоры тоже должны получать жизненные уроки и исправляться.
• Ребенок боится сообщать взрослым или сочувствующим ему одноклассникам о своих проблемах, предполагая еще более жестокую травлю. Ему стыдно. Он в корне неправ. Ему обязательно нужно найти защитника, если он сам не в силах защититься. Порой придуманный родственник из МЧС или другого силового ведомства действуют лучше любых предупреждений. Этим защитником может стать папа, мама, старшая сестра, сосед, учитель, остальные члены коллектива, даже малознакомый человек, способный сыграть роль справедливого возмездия за свершенное насилие. И стесняться или бояться того, что тебя назовут ябедой не стоит, ведь речь идет об унижении человеческой личности.
Ситуация буллинга и моббинга довольно распространенное явление и, когда она происходит, плохо становится всем. И жертве (прежде всего), и свидетелям (чувство вины и неудобства), и агрессорам (которые зачастую именно так срывают свои детские травмы, неуверенность в себе и другие комплексы). Если ситуация происходит в классе, то в конфликт вовлекается и учитель, который обязан реагировать на буллинг, но порой сам подвергается агрессии со стороны детей и их агрессивно настроенных родителей, которые не хотят терпеть рядом этого Иванова (чудака, гения, хулигана, болезненного и т.д.).
Большая часть агрессии идет от взрослых, их слов, их реакции, их позиции по отношению к каждому ребенку. Идея неравенства воспитывается с детства. А классному руководителю восьмого Б, к примеру, просто нужно было бы, столкнувшись с буллингом раз и навсегда поставить все точки над і и пресечь это явление в самом начале. Сказав, например, вот такую фразу: «Травля? Да вы что, с ума сошли? Я не потерплю в своем классе такого, никогда и ни с кем! Зарубите себе на носу!» Сказать и следовать этому принципу, на корню пресекая любые попытки проявления неравенства, превосходства, агрессии, неприятия и т.д.
Родители в этой ситуации должны стать единомышленниками и помощниками учителя. Чем больше единомышленников, осуждающих агрессию и буллинг, тем сложнее осуществить травлю. А порой и вовсе невозможно. Когда в коллективе царит спокойствие, проявление внимания и уважения друг к другу. Потому что просто наблюдателей тут не будет, а защитники всегда найдутся. Благоприятный исход во многом это зависит именно от взрослых. Взрослых детей и взрослых взрослых, каких бы возрастных категорий социума это ни касалось.
Оставить свой комментарий
Как противостоять буллингу и моббингу
Фото: auremar/Rusmediabank.ru
Польза социализации
Многие люди справедливо считают, что социальные связи и способность человека адаптироваться в обществе помогут ему найти свое место в жизни, приобрести друзей, любимых, реализоваться и стать счастливым. Это справедливо. Для человеческой самореализации недостаточно его самого. Нужны те, кто оценит усилия, одобрит, в ком будет найден отклик. Признание среди себе подобных – одна из ведущих человеческих потребностей. Научиться жить среди людей и быть ими востребованным, желанным, интересным, авторитетным – одна из задач человека. Осваивает эту науку ребенок с детства, попадая в садик, школу, детский коллектив сверстников или разновозрастные коллективы по интересам.Нет ничего приятнее, чем пользоваться уважением и авторитетом среди своих товарищей, колег, однокашников, одноклассников. Но бывает это не всегда и случается не сразу. Порой социализация оборачивается настоящей трагедией. Особенно, если ваш ребенок чем-то отличается от большинства детей. Но даже если и не отличается, то от травли сверстников не застрахован. Иногда родители пытаются насильно социализировать даже склонного к аутизму ребенка, подсознательно пытаясь предупредить буллинг.
Что такое буллин и моббинг?
Буллинг – (англ. bullying) травля, преследование, направленная агрессия, организованная кем-то из сверстников с привлечением нескольких сообщников. Остальная часть коллектива остается «непричастной», фигурирует в качестве наблюдателей, что впрочем, не снимает с них вины за состояние жертвы.
Моббинг (англ.. mobbing, от mob — толпа) – агрессия со стороны всего коллектива, то есть травля большинством.
С явлениями буллинга и моббинга люди встречаются не только в детстве. Его нередко можно встретить даже в офисной среде, во взрослых микросоциумах, типа армии или тюрьмы. Так называемая дедовщина – ни что иное, как буллинг.
Как проявляется буллинг?
Порой преследование себе подобных может приобретать черты, которые прямой агрессией и не назвешь. Например, переадресация полномочий (когда кто-то из членов коллектива превращается в «шестерку» – мальчика на побегушках – или выполняет за другого его работу, потому что его считают безотказным, слабым) – это проявление скрытой агрессии.Буллинг имеет такие формы:
• физическую. Когда агрессия проявляется в побоях, насилии, порче имущества – то есть прямом физическом насилии;
• психическую. Травля осуществляется с помощью разного рода унижений психологического плана: оскорблений, угроз, порочащих слухов (этим чаще грешат представительницы слабого пола), постоянной критики, насмешки, игнорирования, недоверия и т.д.;
• кибербуллинг. Новая форма травли, возникшая с развитием информационных технологий. Травля осуществляется через Интернет, телефон, с помощью СМС, комментариев в чатах и т.п.
Буллинг может возникать даже в детских коллективах дошкольников. И очень часто спровоцирован взрослыми, их неловкими и необдуманными замечаниями, насмешками, придирками и ярлыками, которые учителя и родители так любят прикреплять ребенку.
В детсадовском возрасте буллинг тоже присутствует, но он мягче, это насмешка или отказ в игре. В подростковом периоде травля становится жестче, иногда приобретая страшные и катастрофические формы.
Травля плохо влияет на все три стороны буллинга и моббинга:
1. жертву;
2. агрессора;
3. наблюдателя или свидетеля.
Самыми трагичными последствия травли становятся, естественно, для жертвы. Начиная от его комплекса неполноценности, заканчивая суицидом. Но не обходят стороной и всех окружающих, делая их соучастниками и исполнителями преступления, которые губят свою душу.
Кто становится жертвой?
Многие психологи считают, что объектами буллинга и моббинга становятся так называемые виктимные личности.Виктимность – способность человека привлекать несчастья, становиться жертвой насилия.
В этом случае часть вины за травлю падает на человека-жертву. На мой взгляд, это неправильно, вешать на несчастного еще и чужую вину. Кстати, некоторые родители так боятся, чтоб их ребенок не стал жертвой, что склонны воспитывать ребенка в духе воителя, который должен ударить первым, чтоб не ударили его. А так как к физической агрессии склонны мальчики, их отцы считают своим долгом научить отпрыска давать сдачи, отстаивать свои интересы кулаками, агрессивно и настойчиво доказывать свое лидерство.
Чем может закончиться такое воспитание? Ребенок усваивает, что с помощью силы можно достичь желаемого. И чтобы не быть жертвой сам становится агрессором. «Нападение – лучшее средство защиты» – формула того же ряда.
Однако, если мы все будем жить, руководствуясь этими правилами, мы превратимся в монстров, которые будут идти по трупам и добиваться своего любыми методами.
Чаще всего жертвами буллинга становятся
• неудачники (с точки зрения социума), те, кто плохо учится, плохо справляется со своими обязанностями;
• отличники (так называемые ботаны или ботаники, которые все время зубрят, поднимают руку, выскакивают вперед, все знают и т.п.);
• любимчики начальников и преподавателей, дети учителей, известных личностей;
• люди с физическими недостатками (очкарики, лопоушки, кривоножки, толстячки, анорексики и т.д.) или с заболеваниями, которые выделяют их из общего ряда;
• мамины сынки;
• нестандартно мыслящие люди, вундеркинды, гении;
• бедные, одетые не по моде, не имеющие дорогих гаджетов или , наоборот, имеющие слишком дорогую одежду или гаджеты;
• люди другой национальности или сексуальной ориентации;
• иногда буллингу подвергаются даже учителя.
Как бороться с буллингом?
Чаще всего преследованиям подвергаются люди «болезненные и ревматические», как сказал бы Чехов. Иными словами чувствительные ко всему, что происходит вокруг, ранимые, реагирующие на насмешки, обижающиеся, замкнутые в себе, не умеющие отстаивать свою точку зрения. Надо не быть такими!
Главное оружие от буллинга – реакция на него.
• Если это касается ребенка (или взрослой жертвы), то это должна быть адекватная реакция защиты. Высказывание недовольства, предупреждение, предотвращение повторного буллинга, физическая и психическая оборона. Поиск поддержки среди взрослых и сверстников. Агрессорам нельзя показывать обиду, боль, страх, злость и т.п. Они того и добиваются, чтобы закрепить свое превосходство над жертвой. С другой стороны, нельзя оставить насилие безнаказанным, не обратить на него внимания, уйти от ответственности (жертва тоже в какой-то степени ответственна за то, что позволила над собой издеваться). На буллинг надо реагировать, потому что он обязательно повториться в более жестоком варианте. Но реагировать не слезами, страхом и обидой, а обороняться от него. Сопротивляться ему.
• Если это касается взрослого (родителя жертвы, свидетеля, родственника), реакция должна быть однозначно осуждающая агрессию и поддерживающая жертву.
Типичные ошибки, которые совершают люди, подвергающиеся буллингу или родители (сторонники) жертв.
• Отпускание на самотек. Мол, само собой все устаканится. Дети разберутся, враги отстанут и забудут. Как правило, безнаказанность порождает еще большую агрессию. Не обращать внимания и не придавать значения подлости, несправедливости и низости – это значит распространять и одобрять их. Кому-то кажется, что нужно промолчать, чтобы не предавать огласке щекотливую ситуацию и не навредить ребенку, однокласснику, другу. Иногда он даже просит об этом, так как ему стыдно признаться в своей слабости, в том, что его унизили. Но в молчании заключен еще больший вред для него! Тут нужно бить во все колокола, чтоб всех на уши поднять! Чтоб этот гром всеобщего возмущения заставил агрессоров и самих понять, каким ужасным выглядит их поступок в глазах общества. Агрессоры тоже должны получать жизненные уроки и исправляться.
• Ребенок боится сообщать взрослым или сочувствующим ему одноклассникам о своих проблемах, предполагая еще более жестокую травлю. Ему стыдно. Он в корне неправ. Ему обязательно нужно найти защитника, если он сам не в силах защититься. Порой придуманный родственник из МЧС или другого силового ведомства действуют лучше любых предупреждений. Этим защитником может стать папа, мама, старшая сестра, сосед, учитель, остальные члены коллектива, даже малознакомый человек, способный сыграть роль справедливого возмездия за свершенное насилие. И стесняться или бояться того, что тебя назовут ябедой не стоит, ведь речь идет об унижении человеческой личности.
Ситуация буллинга и моббинга довольно распространенное явление и, когда она происходит, плохо становится всем. И жертве (прежде всего), и свидетелям (чувство вины и неудобства), и агрессорам (которые зачастую именно так срывают свои детские травмы, неуверенность в себе и другие комплексы). Если ситуация происходит в классе, то в конфликт вовлекается и учитель, который обязан реагировать на буллинг, но порой сам подвергается агрессии со стороны детей и их агрессивно настроенных родителей, которые не хотят терпеть рядом этого Иванова (чудака, гения, хулигана, болезненного и т.д.).
Большая часть агрессии идет от взрослых, их слов, их реакции, их позиции по отношению к каждому ребенку. Идея неравенства воспитывается с детства. А классному руководителю восьмого Б, к примеру, просто нужно было бы, столкнувшись с буллингом раз и навсегда поставить все точки над і и пресечь это явление в самом начале. Сказав, например, вот такую фразу: «Травля? Да вы что, с ума сошли? Я не потерплю в своем классе такого, никогда и ни с кем! Зарубите себе на носу!» Сказать и следовать этому принципу, на корню пресекая любые попытки проявления неравенства, превосходства, агрессии, неприятия и т.д.
Родители в этой ситуации должны стать единомышленниками и помощниками учителя. Чем больше единомышленников, осуждающих агрессию и буллинг, тем сложнее осуществить травлю. А порой и вовсе невозможно. Когда в коллективе царит спокойствие, проявление внимания и уважения друг к другу. Потому что просто наблюдателей тут не будет, а защитники всегда найдутся. Благоприятный исход во многом это зависит именно от взрослых. Взрослых детей и взрослых взрослых, каких бы возрастных категорий социума это ни касалось.
10
комментариев
|
29 июня 2018, 7:03 10556 просмотров |
Комментарии:
Статья ни о чем. Расшифровываются термины, но нет ни одного практического примера с практическими же выходами из ситуации. А в жизни важны именно примеры, а не только теория.
|
Практический выход один - категорическое неприятие и осуждение ситуации со стороны взрослых, в первую очередь. И детей тоже. Иные выходы приводят только к ухудшению ситуации, на мой взгляд.
|
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан