Новости:
Чешский культурный центр, Арт объединение CoolConnections и Кинотеатр 35mm представляют фестиваль "Классики чешской анимации: Возможности диалога", который пройдет в Москве 10-14 марта 2010 года.
Чешская анимация – одна из самых интересных и самобытных. В ее истории не было долгих лет подражания "диснеевскому" стилю (как во многих других странах). Уникальный национальный кино-язык выработался здесь довольно рано, и уже очень скоро чешская анимация сама стала источником вдохновения для американских художников. В результате чехословацкие мастера - Иржи Трнка, Ян Шванкмайер и др. – определили не только облик чешской школы, но и многие особенности международного аниматографа второй половины ХХ века.
Зарождение чешской анимационной традиции относится к середине 1940-х годов и связано, в первую очередь, с именем гениального кукольника Иржи Трнки. За 20 лет работы Трнка снял невероятное количество фильмов, среди которых и экранизации Чешских легенд, и полнометражный фильм по Шекспиру "Сон в летнюю ночь", и три получасовых эпизода "Приключений бравого солдата Швейка", и забавный этюд по чеховскому рассказу "Роман с контрабасом", и еще множество других работ. Однако, куда важнее для творчества Трнки тот фильм, который так и не был снят из-за цензурных запретов. Всю жизнь Трнка мечтал о "Дон Кихоте" и, легко предположить, что именно из любви к чудаковатому рыцарю, происходит Трнковское умение так изысканно сочетать трогательность с комизмом, искренность с едкой иронией, тонкий анализ чувств с очень прямолинейными и иногда даже грубоватыми формами рассказа об этих чувствах.
Масштаб деятельности Трнки таков, что сегодня западные исследователи иногда именуют чеха "Восточным Диснеем", имея в виду, что он основал целый анимационный мир. Из этого мира - милого, иногда очень романтичного и трогательного, а порой крайне абсурдного и даже сюрреалистичного - и родился во всем своем великолепии чешский аниматограф.
Расписание показов (кинотеатр 35мм):
10, 11 и 12 марта в 21:00
13 и 14 марта в 17:00
Программа фестиваля
Рука
реж. Иржи Трнка, 1965, 18 мин.
Слава пришла к Трнке буквально с первых фильмов, однако сегодня, спустя полвека после его смерти, визитной карточкой режиссера стала его самая последняя работа - "Рука". В отличие от большинства Трнковских фильмов, "Рука" сделана по оригинальному сценарию и говорит о наболевшем – о том, как живется художнику в тоталитарном государстве. Сюжет строится вокруг маленького кукольного гончара, к которому однажды приходит большая человеческая Рука с требованием вылепить ее (Руки) изображение.
Эта анимационная притча принесла Трнке ошеломительную славу за рубежом и множество проблем на родине. Спустя 4 года судьба режиссера с печальной дословностью воспроизвела коллизию из фильма: всю жизнь сталкивавшийся с цензурными запретами, мастер был препровожден своим государством в последний путь с огромными почестями… и на долгие годы фактически вычеркнут из национальной памяти.
Вифлеемская Звезда
реж. Гермина Тырлова, 1969, 10 мин.
Одно из видных мест в ряду зачинателей чехословацкой мультипликации принадлежало Гермине Тырловой. Параллельно с Трнкой, работавшим в Праге, Тырлова также занялась кукольной анимацией, только в Готвальдове. Ее первые работы, комбинировавшие актеров и кукольную анимацию, сразу привлекли внимание своим лиризмом и волшебной, сказочной атмосферой. Однако истинную славу Тырловой принесли ленты 1960-х годов, когда она создала свой уникальный стиль "фильмов из подручных материалов". Она начала с использования шерсти и войлока, а в 1970-х работала с полурельефными куклами, сделанными из кружев, дерева и стекла.
Если
реж. Бретислав Пояр, 1981, 9 мин.
Имя Бретислава Пояра настолько прочно связывается с именем Иржи Трнки, что в некоторых случаях источники даже путаются в авторстве, приписывая один и тот же фильм, то великому мастеру, то его младшему соратнику. Пояр присоединился к Трнке в самом конце 1940-х и помогал режиссеру вплоть до своего отъезда в Канаду в 1960-м году.
Эмиграция совпала для Пояра с другим очень важным моментом: он со своим фильмом "Лев и песенка" стал победителем первого анимационного фестиваля в Аннеси. Как ученик Трнки, Пояр прославился в первую своими кукольными работами, однако имеются у него и рисованные фильмы. К их числу относится "Если" - картина, фантазирующая о том, что бы было, если бы люди перестали тратить деньги на оружие.
Диск-жокей
реж. Иржи Барта, 1980, 10 мин.
В более молодом поколении чешских режиссеров одно из первых мест принадлежит Иржи Барте, который работает в смешанных техниках, используя и куклы, и рисунок, и перекладку, и барельефную анимацию, и анимацию объектов. Любителям странного кино Барта должен быть знаком, как минимум, благодаря полнометражному фильму "Крысолов" и очень цитируемой короткометражке "Клуб брошенных", изображающей грустную жизнь сломанных манекенов. Фильм "Диск-жокей" - одна из ранних работ режиссера.
Шоу с туфлями
реж. Гарик Секо, 1984, 11 мин.
Гарик Секо дебютировал как режиссер в 1964 году, а до этого успел поучиться сразу у двух славных старших коллег – у Иржи Трнки и Гермины Тырловой. От Трнки он перенял необычайные навыки одушевителя, способного убедительно оживить любой предмет, а у Тырловой научился неожиданно использовать фактуру материала. Свои первые фильмы Секо делает из камней, ниток, проволоки, а впоследствии занимается и одушевлением объектов, снимая фильмы про пуговицы… или вот – насыщенную историю про жизнь обуви.
Этюд из альбома
реж. Михаэла Павлатова, 1987, 4 мин.
Из чешских мастеров рисованного кино шире других прославилась Михаэла Павлатова, чей фильм "Слова, слова, слова" был номинирован в 1991 году на премию "Оскар". Ранняя работа – "Этюды из альбома", как и многие другие фильмы Михаэлы, посвящена человеческим взаимоотношениям и тем трудностям, с которыми люди сталкиваются, пытаясь наладить диалог. Мастер ёмкого образа, Павлатова умеет в одном жесте, в нескольких кадрах рассказать очень о многом и создать великолепную визуальную метафору, которая надолго запоминается зрителю.
Головы
реж. Петр Сис, 1979, 8 мин.
Сис широко известен не только как режиссер, но и как иллюстратор, и как автор книг (буквально только что в России вышла его книга "Стена: как я рос за железным занавесом"). Однако начинал он именно как создатель анимационных короткометражек, и первой из них, принесшей ему славу и "Золотого медведя" на Берлинском фестивале, была работа "Головы", сделанная в технике перекладки. Этот философский и артистичный фильм рассказывает о жизни человека – о том, как мы рождаемся, живем, влюбляемся и боремся за место под солнцем.
Возможности диалога
реж. Ян Шванкмайер, 1982, 12 мин.
Величайший авангардист, сюрреалист Шванкмайер не слишком-то любит, когда его киноискусство сводят к анимации. Он просто делает кино так, как удобнее и убедительнее. Но так уж получается, что зачастую он обращается именно к анимационным техникам. И не имеет себе равных. Работая с объемной анимацией, Шванкмайер может одушевить все, что угодно – вплоть до кусков мяса. Его учениками и последователями называют себя Тим Бартон, Терри Гиллиам, братья Куэй и Шэйн Экер.
Фильм "Возможности диалога", который дал также название данной программе, состоит из трех новелл, рассказывающих о том, к чему приводят попытки людей договориться между собой.
Классики чешской анимации: Возможности диалога
Чешская анимация – одна из самых интересных и самобытных. В ее истории не было долгих лет подражания "диснеевскому" стилю (как во многих других странах). Уникальный национальный кино-язык выработался здесь довольно рано, и уже очень скоро чешская анимация сама стала источником вдохновения для американских художников. В результате чехословацкие мастера - Иржи Трнка, Ян Шванкмайер и др. – определили не только облик чешской школы, но и многие особенности международного аниматографа второй половины ХХ века.
Зарождение чешской анимационной традиции относится к середине 1940-х годов и связано, в первую очередь, с именем гениального кукольника Иржи Трнки. За 20 лет работы Трнка снял невероятное количество фильмов, среди которых и экранизации Чешских легенд, и полнометражный фильм по Шекспиру "Сон в летнюю ночь", и три получасовых эпизода "Приключений бравого солдата Швейка", и забавный этюд по чеховскому рассказу "Роман с контрабасом", и еще множество других работ. Однако, куда важнее для творчества Трнки тот фильм, который так и не был снят из-за цензурных запретов. Всю жизнь Трнка мечтал о "Дон Кихоте" и, легко предположить, что именно из любви к чудаковатому рыцарю, происходит Трнковское умение так изысканно сочетать трогательность с комизмом, искренность с едкой иронией, тонкий анализ чувств с очень прямолинейными и иногда даже грубоватыми формами рассказа об этих чувствах.
Масштаб деятельности Трнки таков, что сегодня западные исследователи иногда именуют чеха "Восточным Диснеем", имея в виду, что он основал целый анимационный мир. Из этого мира - милого, иногда очень романтичного и трогательного, а порой крайне абсурдного и даже сюрреалистичного - и родился во всем своем великолепии чешский аниматограф.
Расписание показов (кинотеатр 35мм):
10, 11 и 12 марта в 21:00
13 и 14 марта в 17:00
Программа фестиваля
Рука
реж. Иржи Трнка, 1965, 18 мин.
Слава пришла к Трнке буквально с первых фильмов, однако сегодня, спустя полвека после его смерти, визитной карточкой режиссера стала его самая последняя работа - "Рука". В отличие от большинства Трнковских фильмов, "Рука" сделана по оригинальному сценарию и говорит о наболевшем – о том, как живется художнику в тоталитарном государстве. Сюжет строится вокруг маленького кукольного гончара, к которому однажды приходит большая человеческая Рука с требованием вылепить ее (Руки) изображение.
Эта анимационная притча принесла Трнке ошеломительную славу за рубежом и множество проблем на родине. Спустя 4 года судьба режиссера с печальной дословностью воспроизвела коллизию из фильма: всю жизнь сталкивавшийся с цензурными запретами, мастер был препровожден своим государством в последний путь с огромными почестями… и на долгие годы фактически вычеркнут из национальной памяти.
Вифлеемская Звезда
реж. Гермина Тырлова, 1969, 10 мин.
Одно из видных мест в ряду зачинателей чехословацкой мультипликации принадлежало Гермине Тырловой. Параллельно с Трнкой, работавшим в Праге, Тырлова также занялась кукольной анимацией, только в Готвальдове. Ее первые работы, комбинировавшие актеров и кукольную анимацию, сразу привлекли внимание своим лиризмом и волшебной, сказочной атмосферой. Однако истинную славу Тырловой принесли ленты 1960-х годов, когда она создала свой уникальный стиль "фильмов из подручных материалов". Она начала с использования шерсти и войлока, а в 1970-х работала с полурельефными куклами, сделанными из кружев, дерева и стекла.
Если
реж. Бретислав Пояр, 1981, 9 мин.
Имя Бретислава Пояра настолько прочно связывается с именем Иржи Трнки, что в некоторых случаях источники даже путаются в авторстве, приписывая один и тот же фильм, то великому мастеру, то его младшему соратнику. Пояр присоединился к Трнке в самом конце 1940-х и помогал режиссеру вплоть до своего отъезда в Канаду в 1960-м году.
Эмиграция совпала для Пояра с другим очень важным моментом: он со своим фильмом "Лев и песенка" стал победителем первого анимационного фестиваля в Аннеси. Как ученик Трнки, Пояр прославился в первую своими кукольными работами, однако имеются у него и рисованные фильмы. К их числу относится "Если" - картина, фантазирующая о том, что бы было, если бы люди перестали тратить деньги на оружие.
Диск-жокей
реж. Иржи Барта, 1980, 10 мин.
В более молодом поколении чешских режиссеров одно из первых мест принадлежит Иржи Барте, который работает в смешанных техниках, используя и куклы, и рисунок, и перекладку, и барельефную анимацию, и анимацию объектов. Любителям странного кино Барта должен быть знаком, как минимум, благодаря полнометражному фильму "Крысолов" и очень цитируемой короткометражке "Клуб брошенных", изображающей грустную жизнь сломанных манекенов. Фильм "Диск-жокей" - одна из ранних работ режиссера.
Шоу с туфлями
реж. Гарик Секо, 1984, 11 мин.
Гарик Секо дебютировал как режиссер в 1964 году, а до этого успел поучиться сразу у двух славных старших коллег – у Иржи Трнки и Гермины Тырловой. От Трнки он перенял необычайные навыки одушевителя, способного убедительно оживить любой предмет, а у Тырловой научился неожиданно использовать фактуру материала. Свои первые фильмы Секо делает из камней, ниток, проволоки, а впоследствии занимается и одушевлением объектов, снимая фильмы про пуговицы… или вот – насыщенную историю про жизнь обуви.
Этюд из альбома
реж. Михаэла Павлатова, 1987, 4 мин.
Из чешских мастеров рисованного кино шире других прославилась Михаэла Павлатова, чей фильм "Слова, слова, слова" был номинирован в 1991 году на премию "Оскар". Ранняя работа – "Этюды из альбома", как и многие другие фильмы Михаэлы, посвящена человеческим взаимоотношениям и тем трудностям, с которыми люди сталкиваются, пытаясь наладить диалог. Мастер ёмкого образа, Павлатова умеет в одном жесте, в нескольких кадрах рассказать очень о многом и создать великолепную визуальную метафору, которая надолго запоминается зрителю.
Головы
реж. Петр Сис, 1979, 8 мин.
Сис широко известен не только как режиссер, но и как иллюстратор, и как автор книг (буквально только что в России вышла его книга "Стена: как я рос за железным занавесом"). Однако начинал он именно как создатель анимационных короткометражек, и первой из них, принесшей ему славу и "Золотого медведя" на Берлинском фестивале, была работа "Головы", сделанная в технике перекладки. Этот философский и артистичный фильм рассказывает о жизни человека – о том, как мы рождаемся, живем, влюбляемся и боремся за место под солнцем.
Возможности диалога
реж. Ян Шванкмайер, 1982, 12 мин.
Величайший авангардист, сюрреалист Шванкмайер не слишком-то любит, когда его киноискусство сводят к анимации. Он просто делает кино так, как удобнее и убедительнее. Но так уж получается, что зачастую он обращается именно к анимационным техникам. И не имеет себе равных. Работая с объемной анимацией, Шванкмайер может одушевить все, что угодно – вплоть до кусков мяса. Его учениками и последователями называют себя Тим Бартон, Терри Гиллиам, братья Куэй и Шэйн Экер.
Фильм "Возможности диалога", который дал также название данной программе, состоит из трех новелл, рассказывающих о том, к чему приводят попытки людей договориться между собой.
Автор: Лаврушина Людмила |
9 марта 2010, 20:00 1710 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Комментарии:
Пока нет комментариев.