Статьи » Интересные люди
Недавно исполнилось 155 лет со дня рождения выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля. Ему удалось прославить свое имя в самых различных видах изобразительного искусства – живописи, графике, скульптуре… Особенно хорошо удавались Врубелю зловещие, демонические образы. Может, потому и конец его был трагичен – психическое расстройство…
М.А. Врубель появился на свет в Омске 5 (17) марта 1856 года. Отец его был строевым офицером, участвовал в Крымской кампании, впоследствии стал военным юристом. Предки с отцовской стороны являлись выходцами из Польши, отсюда и такая фамилия (wrubel» по-польски означает «воробей»).
Из-за рода службы Врубеля-старшего семье приходилось часто переезжать с места на место. С 1864 по 1867 год Врубели жили в Саратове, где Миша занимался у известного художника А. С. Година.
Гимназию юный Михаил Врубель окончил в Одессе, а затем, по настоянию отца, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако будущая профессия юриста его мало интересовала. Он увлекался философией и, конечно, искусством. Параллельно с университетом Михаил стал посещать вечерние классы в Академии художеств.
В 1879 году Михаил оканчивает университет с золотой медалью и некоторое время служит по военной части. Но уже осенью 1880 года он зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, в класс Павла Чистякова.
Врубель сразу же выделяется среди своих сокурсников необычностью стиля и оригинальным видением классических сюжетов. Он становится одним из самых любимых учеников Чистякова.
В 1884 году по рекомендации П. Чистякова Врубеля приглашают в Киев, где он занимается реставрацией церквей. Для мраморного иконостаса Кирилловского храма Михаил пишет иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл», делает настенные росписи. Также он реставрирует росписи в куполе собора Св. Софии и выполняет эскизы росписей для Владимирского собора. Однако церковные власти их не приняли, найдя творения Врубеля «нерелигиозными».
В сентябре 1889 года Врубель приезжает в Москву, где поселяется у своего друга, художника Константина Коровина. Вместе со своим бывшим сокурсником Валентином Серовым и Коровиным он работает в мастерской, расположенной в доме Черненкова на Долгоруковской улице. Покровительство Врубелю оказывает известный меценат Савва Мамонтов: художник даже переезжает жить в его дом на Садовой-Спасской. Он занимается архитектурным оформлением особняков Мамонтова, Саввы Морозова и других московских магнатов, а также участвует в оформлении театральных спектаклей.
В конце декабря 1895 года вместе с труппой частного театра Мамонтова Врубель уезжает на гастроли в Санкт-Петербург. Там происходит знакомство с певицей Надеждой Забелой, которая впоследствии становится женой художника.
28 июля 1896 года в Женеве Врубель и Забела обвенчались. 1 сентября 1901 года у них родился сын, которого назвали Саввой в честь Мамонтова.
В эти годы Врубель создает ряд работ на темы русских сказок и былин. Это «Богатырь» (1898), «Микула Селянинович» (1895—1896), пушкинская «Царевна-Лебедь» (1900).
В начале 1902 года у художника появились первые признаки душевного расстройства. Наблюдались даже приступы буйства. Несколько раз Михаила Александровича помещали в психиатрическую лечебницу.
Несмотря на свое болезненное состояние (а может, благодаря ему), Врубель продолжал работать. В 1905 году, находясь на лечении в клинике Ф.А. Усольцева, он пишет картины «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля». В ноябре того же года художника удостаивают звания академика. К тому времени у него резко портится зрение, он больше не может писать картины.
Последние годы Врубель провел в клинике доктора Бари на Васильевском Острове в Санкт-Петербурге, где и скончался 1 (14) апреля 1910 года. На похороны собралась вся творческая элита того времени. А. Блок в своей надгробной речи назвал покойного художника «вестником иных миров».
По мнению знатоков творчества Врубеля, в его работах постоянно присутствует тема смерти. Одетые в черное Гамлет и Офелия на картине 1884 года явно принадлежат уже не нашей, а загробной реальности. Название картины «Надгробный плач» (1887) говорит само за себя. Даже в образах, связанных с религией – «Шестикрылый серафим» (1905), фресках, изображающих Богоматерь и сошествие Святого Духа на апостолов, просматривается какая-то иррациональная обреченность… Возможно, художник предвидел скорое драматическое будущее России, революцию и кровавый террор? Недаром он постоянно рисовал лермонтовского «Демона» - сидящим, летящим, поверженным…
«Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие,я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим», - сказал когда-то знаменитый поэт Александр Блок о не менее знаменитом живописце. Обоих ждал трагический конец…
Михаил Врубель - вестник иных миров?
М.А. Врубель появился на свет в Омске 5 (17) марта 1856 года. Отец его был строевым офицером, участвовал в Крымской кампании, впоследствии стал военным юристом. Предки с отцовской стороны являлись выходцами из Польши, отсюда и такая фамилия (wrubel» по-польски означает «воробей»).
Из-за рода службы Врубеля-старшего семье приходилось часто переезжать с места на место. С 1864 по 1867 год Врубели жили в Саратове, где Миша занимался у известного художника А. С. Година.
Гимназию юный Михаил Врубель окончил в Одессе, а затем, по настоянию отца, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако будущая профессия юриста его мало интересовала. Он увлекался философией и, конечно, искусством. Параллельно с университетом Михаил стал посещать вечерние классы в Академии художеств.
В 1879 году Михаил оканчивает университет с золотой медалью и некоторое время служит по военной части. Но уже осенью 1880 года он зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, в класс Павла Чистякова.
Врубель сразу же выделяется среди своих сокурсников необычностью стиля и оригинальным видением классических сюжетов. Он становится одним из самых любимых учеников Чистякова.
В 1884 году по рекомендации П. Чистякова Врубеля приглашают в Киев, где он занимается реставрацией церквей. Для мраморного иконостаса Кирилловского храма Михаил пишет иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл», делает настенные росписи. Также он реставрирует росписи в куполе собора Св. Софии и выполняет эскизы росписей для Владимирского собора. Однако церковные власти их не приняли, найдя творения Врубеля «нерелигиозными».
В сентябре 1889 года Врубель приезжает в Москву, где поселяется у своего друга, художника Константина Коровина. Вместе со своим бывшим сокурсником Валентином Серовым и Коровиным он работает в мастерской, расположенной в доме Черненкова на Долгоруковской улице. Покровительство Врубелю оказывает известный меценат Савва Мамонтов: художник даже переезжает жить в его дом на Садовой-Спасской. Он занимается архитектурным оформлением особняков Мамонтова, Саввы Морозова и других московских магнатов, а также участвует в оформлении театральных спектаклей.
В конце декабря 1895 года вместе с труппой частного театра Мамонтова Врубель уезжает на гастроли в Санкт-Петербург. Там происходит знакомство с певицей Надеждой Забелой, которая впоследствии становится женой художника.
28 июля 1896 года в Женеве Врубель и Забела обвенчались. 1 сентября 1901 года у них родился сын, которого назвали Саввой в честь Мамонтова.
В эти годы Врубель создает ряд работ на темы русских сказок и былин. Это «Богатырь» (1898), «Микула Селянинович» (1895—1896), пушкинская «Царевна-Лебедь» (1900).
В начале 1902 года у художника появились первые признаки душевного расстройства. Наблюдались даже приступы буйства. Несколько раз Михаила Александровича помещали в психиатрическую лечебницу.
Несмотря на свое болезненное состояние (а может, благодаря ему), Врубель продолжал работать. В 1905 году, находясь на лечении в клинике Ф.А. Усольцева, он пишет картины «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля». В ноябре того же года художника удостаивают звания академика. К тому времени у него резко портится зрение, он больше не может писать картины.
Последние годы Врубель провел в клинике доктора Бари на Васильевском Острове в Санкт-Петербурге, где и скончался 1 (14) апреля 1910 года. На похороны собралась вся творческая элита того времени. А. Блок в своей надгробной речи назвал покойного художника «вестником иных миров».
По мнению знатоков творчества Врубеля, в его работах постоянно присутствует тема смерти. Одетые в черное Гамлет и Офелия на картине 1884 года явно принадлежат уже не нашей, а загробной реальности. Название картины «Надгробный плач» (1887) говорит само за себя. Даже в образах, связанных с религией – «Шестикрылый серафим» (1905), фресках, изображающих Богоматерь и сошествие Святого Духа на апостолов, просматривается какая-то иррациональная обреченность… Возможно, художник предвидел скорое драматическое будущее России, революцию и кровавый террор? Недаром он постоянно рисовал лермонтовского «Демона» - сидящим, летящим, поверженным…
«Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие,я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим», - сказал когда-то знаменитый поэт Александр Блок о не менее знаменитом живописце. Обоих ждал трагический конец…
Автор: Ирина Шлионская |
Оставить комментарий
|
4 июня 2011, 8:00 4534 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан