Статьи » Психология
Для того чтобы получить от чужого творчества нужный эффект, необходимо не просто идти в музей и ждать чуда, а уметь правильно настроить себя, уметь попасть на эту волну. Совершенно бесполезно просто купить билет в Третьяковскую галерею, Эрмитаж или какую-то специализированную выставку, как таблетку в аптеке, прийти, встать и ждать эффекта, который вроде как должен появиться сам собой. Ничего полезного из такого подхода не выйдет, поэтому перед подобной самостоятельной психологической практикой нужно как следует подготовиться.
Как настраиваться на восприятие искусства?
Буддистские практики говорят: «Если вы имеете соответствующий настрой, вы способны обнаружить великолепный дворец, сделанный из драгоценных камней, на одной травинке. Но если вы не имеете такого настроя, то простая травинка скроет от вас великолепный дворец».
Обычно роль травинки играют наши привычные понятия – наша социально-бытовая жизнь. Все мы обыкновенные социализированные люди, наша голова каждый день занята какими-то бытовыми задачами: работу выполнить, поесть, найти денег, доехать на машине до офиса, устроить детей в детский сад и т.д. Плюс к этому у всех у нас есть стереотипы и понятия более широкого круга, которые пришли к нам вместе с социумом, воспитанием, культурой – что хорошо и что плохо, что есть добро и что есть зло, как правильно и как неуместно, как может трактоваться какое-то действие.
Поэтому для того, чтобы эти понятия и стереотипы нам не мешали, изначально нужно приготовиться:
- отвлечься от всего бытового, социального и привычного – «очистить» немного голову в принципе;
- отойти от привычных понятий и стереотипов на какой-то период времени.
Иногда художник передает нам что-то в весьма необычном ключе… и нам на первый взгляд кажется, что тут что-то «не так», «неправильно». На самом же деле он просто выражает что-то через субъективный взгляд – и порой это оказывается куда полезнее, интереснее и важнее, чем просто изображение какого-то факта. Точно так же и нам с вами нужно будет пропустить через себя произведение, и тогда мы сможем прочувствовать субъективный смысл замысла художника, и произведение как-то по-иному отзовется в нас. Или же мы сможем «родить» какой-то свой неповторимый смысл, который даст нам нечто новое, положительное.
Так что пробуйте «шагать через несколько ступенек», «бегите впереди паровоза», отбросьте все рациональное и повседневное, позвольте своей мысли «полетать» в самом адекватном смысле этого слова – пусть она выйдет за пределы привычных понятий и сможет развиться во что-то более глубокое и продуктивное.
Что нам дает созерцание чьих-то работ?
Во-первых, мы можем просто наслаждаться просмотром чьих-то работ: отдыхаем глазом, душой, нам интересно, любопытно.
Во-вторых, произведения искусства, и мы уже об этом говорили, могут вызывать в нас что-то на бессознательном уровне – нам может вдруг стать хорошо или плохо, легко или тяжело, тепло или холодно, голова прояснится или закружится, станет вдруг легко или, наоборот, не по себе.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное – произведение искусства может пробудить в нас некий «инсайт», т.е. пробудить новый взгляд на себя и какую-то часть своей жизни, предложить нам свежую идею, заряд энергии.
А это все означает, что с практической точки зрения, более жизненной и повседневной, произведения искусства могут косвенно вдохновить нас на какие-то собственные «подвиги» - на решительный шаг, на новое начинание, на решение проблемы.
Например, есть у нас какая-то насущная проблема личного характера или бытового (с мужем не можем договориться или же по работе решить что-то не можем), и она постоянно крутится в нашей голове. Мы не можем найти выхода из сложившейся ситуации, потому что ничего нового в нашей жизни не происходит и нет повода для рождения свежего решения. Когда же мы сможем хоть на какой-то срок постараться выпрыгнуть из этого замкнутого круга, пойти в своей мысли чуть глубже или чуть выше, то круг может разомкнуться, а значит, мы получаем шанс найти выход из трудной ситуации, решить важный вопрос, устранить проблему. А вот без внешних «помощников», стимулов нам будет весьма трудно это сделать. И такими «помощниками» для нас могут стать произведения искусства.
Разумеется, это не означает, что надо полистать альбом и пойти решать проблему развода, нет. Но есть какие-то определенные работы, именно к которым захочется обратиться, у каждого из нас есть собственные мотивы, на которые мы будем опираться при выборе того самого искусства для созерцания. Например, вы можете сходить на выставку, интересную вам тематически, и вполне возможно, придете оттуда обновленными не только потому, что удовлетворили свой банальный интерес, а потому, что там вам откроется что-то новое, будет какое-то новое ощущение, что в жизни что-то поменялось, что-то открылось. А бывает, что само собой в какой-то нужный и кризисный момент жизни человек оказывается перед лицом тех или иных изобразительных произведений, и через них, через их символику, смысл, он вдруг открывает что-то в себе, ему приходят или душевные силы, или «открытие», или «решение», или мужество.
А почему так происходит? Потому что, когда мы приходим в галерею или обращаемся к какой-то картине, серии картин, мы выпадаем из мира реальности. Наша голова, засоренная проблемами: начальник злой, муж не понимает, ребенок болеет – отключается в этот момент. Вся суета отходит на второй план, мы освобождаем место для истинной мысли без препятствий из разного "мусора". И эта «живая» и активная новая мысль способна, как электровеник, вымести весь мусор и навести в голове и чувствах порядок.
В этом смысле ценность произведения искусства определяется не его предметом, а тем эффектом, который оно может произвести в зрителе.
Продолжение следует…
Психология искусства: чем с практической точки зрения полезно художественное творчество? Часть 3
Как настраиваться на восприятие искусства?
Буддистские практики говорят: «Если вы имеете соответствующий настрой, вы способны обнаружить великолепный дворец, сделанный из драгоценных камней, на одной травинке. Но если вы не имеете такого настроя, то простая травинка скроет от вас великолепный дворец».
Обычно роль травинки играют наши привычные понятия – наша социально-бытовая жизнь. Все мы обыкновенные социализированные люди, наша голова каждый день занята какими-то бытовыми задачами: работу выполнить, поесть, найти денег, доехать на машине до офиса, устроить детей в детский сад и т.д. Плюс к этому у всех у нас есть стереотипы и понятия более широкого круга, которые пришли к нам вместе с социумом, воспитанием, культурой – что хорошо и что плохо, что есть добро и что есть зло, как правильно и как неуместно, как может трактоваться какое-то действие.
Поэтому для того, чтобы эти понятия и стереотипы нам не мешали, изначально нужно приготовиться:
- отвлечься от всего бытового, социального и привычного – «очистить» немного голову в принципе;
- отойти от привычных понятий и стереотипов на какой-то период времени.
Иногда художник передает нам что-то в весьма необычном ключе… и нам на первый взгляд кажется, что тут что-то «не так», «неправильно». На самом же деле он просто выражает что-то через субъективный взгляд – и порой это оказывается куда полезнее, интереснее и важнее, чем просто изображение какого-то факта. Точно так же и нам с вами нужно будет пропустить через себя произведение, и тогда мы сможем прочувствовать субъективный смысл замысла художника, и произведение как-то по-иному отзовется в нас. Или же мы сможем «родить» какой-то свой неповторимый смысл, который даст нам нечто новое, положительное.
Так что пробуйте «шагать через несколько ступенек», «бегите впереди паровоза», отбросьте все рациональное и повседневное, позвольте своей мысли «полетать» в самом адекватном смысле этого слова – пусть она выйдет за пределы привычных понятий и сможет развиться во что-то более глубокое и продуктивное.
Что нам дает созерцание чьих-то работ?
Во-первых, мы можем просто наслаждаться просмотром чьих-то работ: отдыхаем глазом, душой, нам интересно, любопытно.
Во-вторых, произведения искусства, и мы уже об этом говорили, могут вызывать в нас что-то на бессознательном уровне – нам может вдруг стать хорошо или плохо, легко или тяжело, тепло или холодно, голова прояснится или закружится, станет вдруг легко или, наоборот, не по себе.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное – произведение искусства может пробудить в нас некий «инсайт», т.е. пробудить новый взгляд на себя и какую-то часть своей жизни, предложить нам свежую идею, заряд энергии.
А это все означает, что с практической точки зрения, более жизненной и повседневной, произведения искусства могут косвенно вдохновить нас на какие-то собственные «подвиги» - на решительный шаг, на новое начинание, на решение проблемы.
Например, есть у нас какая-то насущная проблема личного характера или бытового (с мужем не можем договориться или же по работе решить что-то не можем), и она постоянно крутится в нашей голове. Мы не можем найти выхода из сложившейся ситуации, потому что ничего нового в нашей жизни не происходит и нет повода для рождения свежего решения. Когда же мы сможем хоть на какой-то срок постараться выпрыгнуть из этого замкнутого круга, пойти в своей мысли чуть глубже или чуть выше, то круг может разомкнуться, а значит, мы получаем шанс найти выход из трудной ситуации, решить важный вопрос, устранить проблему. А вот без внешних «помощников», стимулов нам будет весьма трудно это сделать. И такими «помощниками» для нас могут стать произведения искусства.
Разумеется, это не означает, что надо полистать альбом и пойти решать проблему развода, нет. Но есть какие-то определенные работы, именно к которым захочется обратиться, у каждого из нас есть собственные мотивы, на которые мы будем опираться при выборе того самого искусства для созерцания. Например, вы можете сходить на выставку, интересную вам тематически, и вполне возможно, придете оттуда обновленными не только потому, что удовлетворили свой банальный интерес, а потому, что там вам откроется что-то новое, будет какое-то новое ощущение, что в жизни что-то поменялось, что-то открылось. А бывает, что само собой в какой-то нужный и кризисный момент жизни человек оказывается перед лицом тех или иных изобразительных произведений, и через них, через их символику, смысл, он вдруг открывает что-то в себе, ему приходят или душевные силы, или «открытие», или «решение», или мужество.
А почему так происходит? Потому что, когда мы приходим в галерею или обращаемся к какой-то картине, серии картин, мы выпадаем из мира реальности. Наша голова, засоренная проблемами: начальник злой, муж не понимает, ребенок болеет – отключается в этот момент. Вся суета отходит на второй план, мы освобождаем место для истинной мысли без препятствий из разного "мусора". И эта «живая» и активная новая мысль способна, как электровеник, вымести весь мусор и навести в голове и чувствах порядок.
В этом смысле ценность произведения искусства определяется не его предметом, а тем эффектом, который оно может произвести в зрителе.
Продолжение следует…
Автор: Мария Пугачёва, психолог |
Оставить комментарий
|
20 января 2010, 8:00 2858 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан