Статьи » Диеты. Худеем вместе
Аюрведа – традиционная индийская медицина, в которой существенная роль отводится питанию. Питание здесь рассматривается как естественное лечебное средство. И только когда одно правильное, сбалансированное питание уже не дает исцеляющего эффекта, тогда прибегают к снадобьям и лекарственным препаратам.
С точки зрения аюрведы, на здоровье человека влияет, что и в каком количестве он ест, как готовится пища, сколько времени тратится на ее прием, а также с каким настроением принимается трапеза.
Аюрведа подходит к вопросам питания строго индивидуально, считая, что у каждого человека своя ежедневная потребность в определенных веществах. Основное внимание индийская медицина уделяет соответствию пищи конституции того или иного человека, вкусу блюд, сочетаемости продуктов и многому другому. Содержание в пище калорий, жиров, протеинов и углеводов по аюрведе не является самым главным.
Согласно учению аюрведы, каждый человек должен сознательно подходить к выбору питания с учетом личных особенностей. В этом случае пища будет поддерживать равновесие трех дош – энергий, которые отвечают за биологические, психологические и физиологические функции организма. Так, людям с конституцией одного типа (капха) следует меньше есть тяжелую маслянистую пищу; людям другого типа (питта) – необходимо ограничить потребление острого, соленого и жирного, а третьему типу (вата) лучше всего сократить прием холодных, плохо перевариваемых блюд.
Согласно аюрведе, необходимо также учитывать вкус пищи и ее свойства – жидкость или твердость, легка или тяжела пища для желудка, имеет ли она согревающий или охлаждающий эффект. Когда свойства пищи и доши (энергии) подобны, пища действует возбуждающе и приводит к расстройствам доши. И наоборот, противоположные свойства пищи и доши действуют успокаивающе. Например, на человека питта-конституции (огонь) мятный чай, имеющий охлаждающее действие, оказывает гармонизирующий эффект, приводя питту в состояние равновесия.
По учению аюрведы каждый продукт обладает специфическим вкусом. Основных вкусов шесть: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий. Надо, чтобы все они присутствовали в рационе, каждый в надлежащей мере. Тогда и системы организма приходят в равновесие.
Особое значение аюрведа придает агни – способности к перевариванию пищи. Каждый здоровый человек 2-3 раза в день испытывает чувство голода. Съеденное в этот момент полностью усваивается, и в результате появляется оджас – чистая сущность всех тканей тела, которая укрепляет жизнеспособность, силу и иммунитет. Если агни ослаблена, то оджас образуется плохо и тогда тело отравляет ама – токсины, непереваренные остатки пищи. Ама ослабляет организм и влечет за собой болезни.
Аюрведа настаивает на том, что нужно следить и за сочетаемостью продуктов, чтобы поддерживать работу пищеварения. Например, по аюрведе несовместимыми продуктами являются молоко и дрожжевой хлеб, йогурт и кофе, чай, сыр, бананы, кислые фрукты, яйца и сыр, молоко, картофель и т.д.
Кроме того, пища должна соответствовать и времени года, и климату, и возрасту человека. Предпочтение лучше отдавать тем злакам, фруктам и овощам, которые произрастают в одной географической зоне, а именно там, где человек живет.
И в этом учении древней индийской медицины можно проследить особые законы, о которых мы говорили ранее.
Есть нужно сидя, в спокойной обстановке, чтобы получать радость от насыщения. Ведь даже хорошо приготовленная еда может вызвать какое-нибудь расстройство, если поглощать пищу в плохом расположении духа.
Большую роль играет и настрой того человека, который пищу готовит. Так что кулинар должен готовить блюда, будучи в хорошем настроении и имея самые добрые намерения.
Еще одно правило аюрведы касается частоты приема пищи. Есть нужно в одно и то же время. Приступать к еде можно, только когда испытываешь чувство голода и когда пища предыдущего приема полностью переварится, то есть не ранее чем через 3-4 часа, избегая промежуточных трапез.
Есть нужно, не торопясь, тщательно прожевывая пищу. Не следует переедать, так как пищевые излишки полностью не перевариваются и в организме образуются токсины. Лучше всего употреблять только свежеприготовленные блюда, отдавая предпочтение полноценным, натуральным продуктам питания.
Пища не только поддерживает тело, но и влияет на сознание. Психический настрой человека аюрведа характеризует тремя гунами: саттва (истина, любовь, ясность), раджас (активность, движение) и тамас (темнота, инерция, тяжесть).
Согласно индийской философии, гуны являются универсальными качествами, свойственными всей Вселенной. В соответствии с ними аюрведа подразделяет пищу на три типа в зависимости от того, какие свойства ума она пробуждает.
Так, саттвическая пища легкая и здоровая. Она повышает ясность мыслей, способствует развитию любви и сострадания. К этому типу пищи относятся фрукты, овощи, свежий сок, парное молоко, свежая домашняя простокваша и творог, а также белый рис.
К раджастичной пище относятся горячие, пряные, соленые и острые блюда, а также кислые фрукты, картофель, помидоры, цветная капуста, рыба, курица, различные специи и т.д. Обильное употребление этих продуктов по аюрведе делает ум возбужденным и неустойчивым, что может вызвать гнев, ненависть, желание властвовать и управлять.
Тамастичная пища – тяжелая. Она притупляет интеллект, вызывает сонливость, ведет к заболеваниям. К этому типу пищи относится мясо темных сортов (баранина, свинина, говядина), грибы, лук, чеснок, твердый сыр, пастеризованное молоко, а также бурый рис, пшеница, рафинированный сахар и пирожные. К этому же типу аюрведа относит и сливы, арбузы и абрикосы.
Схожие свойства имеет и несвежая пища, а также слишком жирная и тяжелая.
Следует отметить, что последний тип пищи по аюрведе вреден лишь при чрезмерном ее потреблении. В небольших количествах эта пища способствует стабильности, в частности может несколько успокоить возбужденный ум.
Аюрведа рекомендует придерживаться в основном саттвичной диеты, которая улучшает интеллектуальную способность, восстанавливает душевное равновесие. Но если человек занят физическим трудом, саттвичный рацион может оказаться для него слишком бедным и его следует обогатить за счет продуктов других типов.
Аюрведа не рекомендует увлекаться саттвичной пищей и людям от природы чрезмерно чувствительным, с обостренной способностью к состраданию.
Аюрведа – древнее учение. Знания ее были собраны много веков назад, но применяются они и в наше время. Во многих странах мира работают аювердические центры и клиники, и они весьма популярны среди многих слоев населения.
От каждого из нас зависит, принять на веру это учение или нет, хотя и в нем, как и во многих других диетах, есть много полезного.
Споры о диетах были постоянно и продолжаются до сих пор. Единого мнения в этом вопросе нет и, наверное, быть не может. Хороша диета или плоха, полезна или вредна? Ответить на эти вопросы можно, только испытав диету на себе. Но как бы там ни было, в каждой диете есть как положительное, так и отрицательное зерно. А чтобы любая, даже самая безобидная диета не навредила организму, выбирать ее надо только после консультации со специалистом.
Ох уж эта диета! Часть 4. Питание по аюрведе
С точки зрения аюрведы, на здоровье человека влияет, что и в каком количестве он ест, как готовится пища, сколько времени тратится на ее прием, а также с каким настроением принимается трапеза.
Аюрведа подходит к вопросам питания строго индивидуально, считая, что у каждого человека своя ежедневная потребность в определенных веществах. Основное внимание индийская медицина уделяет соответствию пищи конституции того или иного человека, вкусу блюд, сочетаемости продуктов и многому другому. Содержание в пище калорий, жиров, протеинов и углеводов по аюрведе не является самым главным.
Согласно учению аюрведы, каждый человек должен сознательно подходить к выбору питания с учетом личных особенностей. В этом случае пища будет поддерживать равновесие трех дош – энергий, которые отвечают за биологические, психологические и физиологические функции организма. Так, людям с конституцией одного типа (капха) следует меньше есть тяжелую маслянистую пищу; людям другого типа (питта) – необходимо ограничить потребление острого, соленого и жирного, а третьему типу (вата) лучше всего сократить прием холодных, плохо перевариваемых блюд.
Согласно аюрведе, необходимо также учитывать вкус пищи и ее свойства – жидкость или твердость, легка или тяжела пища для желудка, имеет ли она согревающий или охлаждающий эффект. Когда свойства пищи и доши (энергии) подобны, пища действует возбуждающе и приводит к расстройствам доши. И наоборот, противоположные свойства пищи и доши действуют успокаивающе. Например, на человека питта-конституции (огонь) мятный чай, имеющий охлаждающее действие, оказывает гармонизирующий эффект, приводя питту в состояние равновесия.
По учению аюрведы каждый продукт обладает специфическим вкусом. Основных вкусов шесть: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий. Надо, чтобы все они присутствовали в рационе, каждый в надлежащей мере. Тогда и системы организма приходят в равновесие.
Особое значение аюрведа придает агни – способности к перевариванию пищи. Каждый здоровый человек 2-3 раза в день испытывает чувство голода. Съеденное в этот момент полностью усваивается, и в результате появляется оджас – чистая сущность всех тканей тела, которая укрепляет жизнеспособность, силу и иммунитет. Если агни ослаблена, то оджас образуется плохо и тогда тело отравляет ама – токсины, непереваренные остатки пищи. Ама ослабляет организм и влечет за собой болезни.
Аюрведа настаивает на том, что нужно следить и за сочетаемостью продуктов, чтобы поддерживать работу пищеварения. Например, по аюрведе несовместимыми продуктами являются молоко и дрожжевой хлеб, йогурт и кофе, чай, сыр, бананы, кислые фрукты, яйца и сыр, молоко, картофель и т.д.
Кроме того, пища должна соответствовать и времени года, и климату, и возрасту человека. Предпочтение лучше отдавать тем злакам, фруктам и овощам, которые произрастают в одной географической зоне, а именно там, где человек живет.
И в этом учении древней индийской медицины можно проследить особые законы, о которых мы говорили ранее.
Есть нужно сидя, в спокойной обстановке, чтобы получать радость от насыщения. Ведь даже хорошо приготовленная еда может вызвать какое-нибудь расстройство, если поглощать пищу в плохом расположении духа.
Большую роль играет и настрой того человека, который пищу готовит. Так что кулинар должен готовить блюда, будучи в хорошем настроении и имея самые добрые намерения.
Еще одно правило аюрведы касается частоты приема пищи. Есть нужно в одно и то же время. Приступать к еде можно, только когда испытываешь чувство голода и когда пища предыдущего приема полностью переварится, то есть не ранее чем через 3-4 часа, избегая промежуточных трапез.
Есть нужно, не торопясь, тщательно прожевывая пищу. Не следует переедать, так как пищевые излишки полностью не перевариваются и в организме образуются токсины. Лучше всего употреблять только свежеприготовленные блюда, отдавая предпочтение полноценным, натуральным продуктам питания.
Пища не только поддерживает тело, но и влияет на сознание. Психический настрой человека аюрведа характеризует тремя гунами: саттва (истина, любовь, ясность), раджас (активность, движение) и тамас (темнота, инерция, тяжесть).
Согласно индийской философии, гуны являются универсальными качествами, свойственными всей Вселенной. В соответствии с ними аюрведа подразделяет пищу на три типа в зависимости от того, какие свойства ума она пробуждает.
Так, саттвическая пища легкая и здоровая. Она повышает ясность мыслей, способствует развитию любви и сострадания. К этому типу пищи относятся фрукты, овощи, свежий сок, парное молоко, свежая домашняя простокваша и творог, а также белый рис.
К раджастичной пище относятся горячие, пряные, соленые и острые блюда, а также кислые фрукты, картофель, помидоры, цветная капуста, рыба, курица, различные специи и т.д. Обильное употребление этих продуктов по аюрведе делает ум возбужденным и неустойчивым, что может вызвать гнев, ненависть, желание властвовать и управлять.
Тамастичная пища – тяжелая. Она притупляет интеллект, вызывает сонливость, ведет к заболеваниям. К этому типу пищи относится мясо темных сортов (баранина, свинина, говядина), грибы, лук, чеснок, твердый сыр, пастеризованное молоко, а также бурый рис, пшеница, рафинированный сахар и пирожные. К этому же типу аюрведа относит и сливы, арбузы и абрикосы.
Схожие свойства имеет и несвежая пища, а также слишком жирная и тяжелая.
Следует отметить, что последний тип пищи по аюрведе вреден лишь при чрезмерном ее потреблении. В небольших количествах эта пища способствует стабильности, в частности может несколько успокоить возбужденный ум.
Аюрведа рекомендует придерживаться в основном саттвичной диеты, которая улучшает интеллектуальную способность, восстанавливает душевное равновесие. Но если человек занят физическим трудом, саттвичный рацион может оказаться для него слишком бедным и его следует обогатить за счет продуктов других типов.
Аюрведа не рекомендует увлекаться саттвичной пищей и людям от природы чрезмерно чувствительным, с обостренной способностью к состраданию.
Аюрведа – древнее учение. Знания ее были собраны много веков назад, но применяются они и в наше время. Во многих странах мира работают аювердические центры и клиники, и они весьма популярны среди многих слоев населения.
От каждого из нас зависит, принять на веру это учение или нет, хотя и в нем, как и во многих других диетах, есть много полезного.
Споры о диетах были постоянно и продолжаются до сих пор. Единого мнения в этом вопросе нет и, наверное, быть не может. Хороша диета или плоха, полезна или вредна? Ответить на эти вопросы можно, только испытав диету на себе. Но как бы там ни было, в каждой диете есть как положительное, так и отрицательное зерно. А чтобы любая, даже самая безобидная диета не навредила организму, выбирать ее надо только после консультации со специалистом.
Автор: Инесса Оливка |
Оставить комментарий
|
11 ноября 2008, 8:00 8971 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан