Статьи » Интересные люди
Наверное, ни один художник в мире так не любил и не обожествлял морскую стихию, как Айвазовский. За десятилетия упорного труда он создал около шести тысяч картин.
«Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет пронес через века породивший Айвазовского народ. Именно в нем, этом Свете, и заключён смысл всех изображенных Айвазовским бурь».
(Мартирос Сарьян)
Нередко творчество Айвазовского называют морской энциклопедией, потому что на его полотнах море изображено во всех состояниях – начиная от полного штиля и заканчивая бурей.
Художник писал море, залитое лунным светом, розовеющее от зари и освещённое солнцем. И невозможно сосчитать все оттенки голубого, синего, лазурного, фиолетового и зелёного, передающие цвет морской воды.
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Предки Айвазовского переселились на юг Польши из Западной (Турецкой) Армении в XVIII веке. А в начале XIX века Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался в Феодосию и женился на местной армянке Рипсиме.
17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». В семье было ещё две дочери и три сына.
Отец Айвазовского занимался предпринимательством, но разорился после эпидемии чумы, захлестнувшей Феодосию в 1812 году. И жить семье стало очень тяжело. Мать Айвазовского была искусной вышивальщицей, и деньги, заработанные ею, помогали домочадцам сводить концы с концами.
Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, можно было видеть феодосийский залив, северо-крымские степи с древними курганами и другие красоты крымской природы. Ребенком будущий художник любил бродить на берегу, где сохранились странные крепостные стены и башни.
Талант к рисованию у Ованеса проявился ещё в раннем детстве, кроме того, он хорошо играл на скрипке. Особой его страстью в детстве было копирование гравюр из книги о борьбе греков против османского владычества.
Начальное образование Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию. А в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств. Отправлению мальчика в Петербург посодействовал феодосийский градоначальник А. Казначеев.
Айвазовский был зачислен в пейзажный класс известного пейзажиста профессора М. Н. Воробьева и учился с 1833 по 1839 годы. Учился он также в батальном классе у А. Зауервейда и недолгое время - у приглашённого из Франции мариниста Ф. Таннера.
Во второй половине 30-х годов в Петербурге Айвазовский сблизился с Брюлловым, М. И. Глинкой, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым
В 1835 году за этюд «Воздух над морем» Айвазовскому была присуждена серебряная медаль. А в 1837 году на академической выставке, где было выставлено шесть его картин, Айвазовский получил высокую оценку общественности и Совета Академии художеств. За три из этих картин с морскими видами он был награждён большой золотой медалью.
В 1837 году, окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии.
Но сначала молодой художник был отправлен в Крым для написания видов приморских городов.
На борту боевых кораблей Айвазовский близко познакомился с прославленными русскими флотоводцами: адмиралами М. Лазаревым, Ф. Литке, В. Корниловым, П. Нахимовым, П. Панфиловым, сохранив с ними добрые отношения на долгие годы.
Крымские полотна художника впоследствии были представлены на выставке в Академии художеств и имели большой успех.
В 1841 году фамилию Гайвазовский художник в изменил на Айвазовский.
В 40-х годах Айвазовский путешествовал по Греции и Турции вместе с великим князем Константином Николаевичем, где встречался и с армянской диаспорой. Узнав о закрытии в Константинополе из-за отсутствия средств одного из армянских училищ, Айвазовский при содействии великого князя организовал сбор средств, и через год училище было открыто. Таким же образом он помог армянам в Смирне, а в Бурсе он написал икону Григория Просветителя для пострадавшей от пожара армянской церкви.
В 1840 году Академия отправила Айвазовского в Италию, где он сблизился с Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым.
Прибыв в Венецию, Айвазовский сразу отправился на остров св. Лазаря, чтобы встретиться со своим старшим братом Габриэлом, который к тому времени приобрёл видное положение в конгрегации мхитаристов. Духовно братья оставались близки до конца своих дней.
На острове св. Лазаря у мхитаристов Айвазовскому показывали комнату Байрона, который часто бывал там, изучая с помощью мхитаристов армянский язык.
Итальянская природа, итальянское искусство и музеи оказали влияние на всё последующее творчество Айвазовского.
Между тем, успешные выставки картин Айвазовского прошли в Риме, Неаполе, Париже, Лондоне, Амстердаме и других европейских городах. Критики в один голос писали, что никому ещё не удавалось так достоверно передать воздух, свет, воду.
Картина Айвазовского «Хаос» вошла в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью.
Парижский Совет Академий так же наградил его золотой медалью.
Вернувшись в Россию, Айвазовский получил звание академика и был направлен в Главный морской штаб, чтобы изобразить ряд балтийских видов.
Являясь живописцем Главного морского штаба, Айвазовский принимал участие и в военных операциях, создав затем картины с батальными сценами. Например, всем известный «Чесменский бой», написанный в 1848 году.
В 1848 году Иван Константинович женился на англичанке Юлии Яковлевне Гревс, дочери штабс-доктора, находившегося на русской службе. У супругов родились четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Но семейная жизнь не заладилась и Юлия Яковлевна через 12 лет ушла от мужа из-за его нежелания продолжать жить в Петербурге. Правда, расторгнут брак был лишь в 1877 году.
В 1856 год Айвазовский награждён орденом Почётного легиона (Франция) и османским орденом «Нишан-Али» IV степени.
В 1857 году Айвазовский вместе с братом снова посетил Константинополь, где и преподнес в дар главному архитектору турецких дворцовых сооружений Саргису Паляну одну из своих работ. А архитектор подарил её султану Абдул-Азизу, большому любителю живописи. Султан был настолько очарован работой Айвазовского, что через Паляна послал в Феодосию заказ на серию видов Босфора. Айвазовский выполнил заказ, написав для султана сорок работ, и был награждён высшим турецким орденом «Османие». Одну из своих картин Айвазовский подарил художественной школе, открытой в Константинополе армянским скульптором Ервандом Восканом.
В 1878 мирный договор между Россией и Турцией был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.
Позднее Айвазовский ещё будет награждён. В 1880 году ему будет вручена «Алмазная медаль» (Османская империя) и в 1890 году султан Абдульхамидом наградит его орденом Меджидие I степени.
В 1869 году Айвазовский побывал в Египте на церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия художник написал панораму канала, а также картины, отображающие природу, караваны верблюдов, Сфинкса, пирамиды, быт его жителей.
С 1845 Айвазовский жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств и в 1880 году галерею - третий по счету музей в Российской империи.
Художник был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 году.
На свои средства Айвазовский построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; был избран за заслуги перед археологией действительным членом Одесского общества истории и древностей.
В 1882 году, получив разрешение на развод с первой женой, Айвазовский женился на Анне Бурназян, которую впервые увидел на похоронах её мужа, известного феодосийского купца. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.
В середине 1890-х годов султан Абдул-Гамид, решив поставить точку в «армянском вопросе», учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян и многие памятники культуры. В письме, направленном в Эчмиадзин католикосу Хримяну, Айвазовский писал: «Глубокой болью омрачила мое сердце невиданная и неслыханная резня несчастных армян».
Все османские награды Айвазовский швырнул в море и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»: «Если хочет, пусть и он мои картины выбросит в море, мне не жаль».
Айвазовский написал такие картины, как «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море» и другие.
Все свои силы он направил на помощь соотечественникам, бежавшим от резни и добравшимся до Феодосии.
Айвазовский был первым русским художником, начавшим устраивать персональные выставки в крупных городах России и Европы и все деньги, полученные от них, он тратил на благотворительность. Деньги шли также на благоустройство города. Кроме того, художник основал в Феодосии новую армянскую школу и типографию, построил новую и отремонтировал старую армянские церкви, он в то же время основал общегородское художественное училище.
Он оказывал материальную помощь не только жителям Феодосии, но и жителям Одессы, Минска, Флоренции, Штутгарта, Франкфурта, студентам Петербургской академии, Красному Кресту, инвалидам битвы за Севастополь и семьям павших русских солдат.
Главным девизом великого художника было – «Иметь, чтобы помогать».
Из феодосийской мастерской Айвазовского вышли такие известные художники, как Куинджи, Лагорио, Богаевский.
Скончался Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года во время сна глубокой ночью. Днём он писал картину, отображающую героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. Картина была почти закончена, не хватало нескольких мазков великого мастера. В наше время картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.
Погребён Айвазовский, как он и завещал, в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись представляет сбой высеченные на древнеармянском языке слова историка V века Мовсесе Хоренаци и гласит: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество великого мастера. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, что в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), часть в — Государственной Третьяковской галерее, еще кое-что — вТеатральном музее им. А. А. Бахрушина.
В Армении Айвазовского считают армянским художником, в России – русским. Но его творчество принадлежит всему миру.
Ф. М. Достоевский писал: «Буря» Айвазовского изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников: В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре».
Но точнее всего об Айвазовском сказал, на мой взгляд, И. Крамской, близко знавший художника и написавший его портреты: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще».
А известный английский маринист У. Тёрнер был настолько потрясён картинами Айвазовского, что посвятил ему стихи:
«Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твоё высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений».
(дословный перевод).
Певец морской стихии
«Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет пронес через века породивший Айвазовского народ. Именно в нем, этом Свете, и заключён смысл всех изображенных Айвазовским бурь».
(Мартирос Сарьян)
Нередко творчество Айвазовского называют морской энциклопедией, потому что на его полотнах море изображено во всех состояниях – начиная от полного штиля и заканчивая бурей.
Художник писал море, залитое лунным светом, розовеющее от зари и освещённое солнцем. И невозможно сосчитать все оттенки голубого, синего, лазурного, фиолетового и зелёного, передающие цвет морской воды.
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Предки Айвазовского переселились на юг Польши из Западной (Турецкой) Армении в XVIII веке. А в начале XIX века Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался в Феодосию и женился на местной армянке Рипсиме.
17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». В семье было ещё две дочери и три сына.
Отец Айвазовского занимался предпринимательством, но разорился после эпидемии чумы, захлестнувшей Феодосию в 1812 году. И жить семье стало очень тяжело. Мать Айвазовского была искусной вышивальщицей, и деньги, заработанные ею, помогали домочадцам сводить концы с концами.
Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, можно было видеть феодосийский залив, северо-крымские степи с древними курганами и другие красоты крымской природы. Ребенком будущий художник любил бродить на берегу, где сохранились странные крепостные стены и башни.
Талант к рисованию у Ованеса проявился ещё в раннем детстве, кроме того, он хорошо играл на скрипке. Особой его страстью в детстве было копирование гравюр из книги о борьбе греков против османского владычества.
Начальное образование Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию. А в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств. Отправлению мальчика в Петербург посодействовал феодосийский градоначальник А. Казначеев.
Айвазовский был зачислен в пейзажный класс известного пейзажиста профессора М. Н. Воробьева и учился с 1833 по 1839 годы. Учился он также в батальном классе у А. Зауервейда и недолгое время - у приглашённого из Франции мариниста Ф. Таннера.
Во второй половине 30-х годов в Петербурге Айвазовский сблизился с Брюлловым, М. И. Глинкой, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым
В 1835 году за этюд «Воздух над морем» Айвазовскому была присуждена серебряная медаль. А в 1837 году на академической выставке, где было выставлено шесть его картин, Айвазовский получил высокую оценку общественности и Совета Академии художеств. За три из этих картин с морскими видами он был награждён большой золотой медалью.
В 1837 году, окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии.
Но сначала молодой художник был отправлен в Крым для написания видов приморских городов.
На борту боевых кораблей Айвазовский близко познакомился с прославленными русскими флотоводцами: адмиралами М. Лазаревым, Ф. Литке, В. Корниловым, П. Нахимовым, П. Панфиловым, сохранив с ними добрые отношения на долгие годы.
Крымские полотна художника впоследствии были представлены на выставке в Академии художеств и имели большой успех.
В 1841 году фамилию Гайвазовский художник в изменил на Айвазовский.
В 40-х годах Айвазовский путешествовал по Греции и Турции вместе с великим князем Константином Николаевичем, где встречался и с армянской диаспорой. Узнав о закрытии в Константинополе из-за отсутствия средств одного из армянских училищ, Айвазовский при содействии великого князя организовал сбор средств, и через год училище было открыто. Таким же образом он помог армянам в Смирне, а в Бурсе он написал икону Григория Просветителя для пострадавшей от пожара армянской церкви.
В 1840 году Академия отправила Айвазовского в Италию, где он сблизился с Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым.
Прибыв в Венецию, Айвазовский сразу отправился на остров св. Лазаря, чтобы встретиться со своим старшим братом Габриэлом, который к тому времени приобрёл видное положение в конгрегации мхитаристов. Духовно братья оставались близки до конца своих дней.
На острове св. Лазаря у мхитаристов Айвазовскому показывали комнату Байрона, который часто бывал там, изучая с помощью мхитаристов армянский язык.
Итальянская природа, итальянское искусство и музеи оказали влияние на всё последующее творчество Айвазовского.
Между тем, успешные выставки картин Айвазовского прошли в Риме, Неаполе, Париже, Лондоне, Амстердаме и других европейских городах. Критики в один голос писали, что никому ещё не удавалось так достоверно передать воздух, свет, воду.
Картина Айвазовского «Хаос» вошла в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью.
Парижский Совет Академий так же наградил его золотой медалью.
Вернувшись в Россию, Айвазовский получил звание академика и был направлен в Главный морской штаб, чтобы изобразить ряд балтийских видов.
Являясь живописцем Главного морского штаба, Айвазовский принимал участие и в военных операциях, создав затем картины с батальными сценами. Например, всем известный «Чесменский бой», написанный в 1848 году.
В 1848 году Иван Константинович женился на англичанке Юлии Яковлевне Гревс, дочери штабс-доктора, находившегося на русской службе. У супругов родились четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Но семейная жизнь не заладилась и Юлия Яковлевна через 12 лет ушла от мужа из-за его нежелания продолжать жить в Петербурге. Правда, расторгнут брак был лишь в 1877 году.
В 1856 год Айвазовский награждён орденом Почётного легиона (Франция) и османским орденом «Нишан-Али» IV степени.
В 1857 году Айвазовский вместе с братом снова посетил Константинополь, где и преподнес в дар главному архитектору турецких дворцовых сооружений Саргису Паляну одну из своих работ. А архитектор подарил её султану Абдул-Азизу, большому любителю живописи. Султан был настолько очарован работой Айвазовского, что через Паляна послал в Феодосию заказ на серию видов Босфора. Айвазовский выполнил заказ, написав для султана сорок работ, и был награждён высшим турецким орденом «Османие». Одну из своих картин Айвазовский подарил художественной школе, открытой в Константинополе армянским скульптором Ервандом Восканом.
В 1878 мирный договор между Россией и Турцией был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.
Позднее Айвазовский ещё будет награждён. В 1880 году ему будет вручена «Алмазная медаль» (Османская империя) и в 1890 году султан Абдульхамидом наградит его орденом Меджидие I степени.
В 1869 году Айвазовский побывал в Египте на церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия художник написал панораму канала, а также картины, отображающие природу, караваны верблюдов, Сфинкса, пирамиды, быт его жителей.
С 1845 Айвазовский жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств и в 1880 году галерею - третий по счету музей в Российской империи.
Художник был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 году.
На свои средства Айвазовский построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; был избран за заслуги перед археологией действительным членом Одесского общества истории и древностей.
В 1882 году, получив разрешение на развод с первой женой, Айвазовский женился на Анне Бурназян, которую впервые увидел на похоронах её мужа, известного феодосийского купца. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.
В середине 1890-х годов султан Абдул-Гамид, решив поставить точку в «армянском вопросе», учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян и многие памятники культуры. В письме, направленном в Эчмиадзин католикосу Хримяну, Айвазовский писал: «Глубокой болью омрачила мое сердце невиданная и неслыханная резня несчастных армян».
Все османские награды Айвазовский швырнул в море и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»: «Если хочет, пусть и он мои картины выбросит в море, мне не жаль».
Айвазовский написал такие картины, как «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море» и другие.
Все свои силы он направил на помощь соотечественникам, бежавшим от резни и добравшимся до Феодосии.
Айвазовский был первым русским художником, начавшим устраивать персональные выставки в крупных городах России и Европы и все деньги, полученные от них, он тратил на благотворительность. Деньги шли также на благоустройство города. Кроме того, художник основал в Феодосии новую армянскую школу и типографию, построил новую и отремонтировал старую армянские церкви, он в то же время основал общегородское художественное училище.
Он оказывал материальную помощь не только жителям Феодосии, но и жителям Одессы, Минска, Флоренции, Штутгарта, Франкфурта, студентам Петербургской академии, Красному Кресту, инвалидам битвы за Севастополь и семьям павших русских солдат.
Главным девизом великого художника было – «Иметь, чтобы помогать».
Из феодосийской мастерской Айвазовского вышли такие известные художники, как Куинджи, Лагорио, Богаевский.
Скончался Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года во время сна глубокой ночью. Днём он писал картину, отображающую героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. Картина была почти закончена, не хватало нескольких мазков великого мастера. В наше время картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.
Погребён Айвазовский, как он и завещал, в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись представляет сбой высеченные на древнеармянском языке слова историка V века Мовсесе Хоренаци и гласит: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество великого мастера. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, что в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), часть в — Государственной Третьяковской галерее, еще кое-что — вТеатральном музее им. А. А. Бахрушина.
В Армении Айвазовского считают армянским художником, в России – русским. Но его творчество принадлежит всему миру.
Ф. М. Достоевский писал: «Буря» Айвазовского изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников: В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре».
Но точнее всего об Айвазовском сказал, на мой взгляд, И. Крамской, близко знавший художника и написавший его портреты: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще».
А известный английский маринист У. Тёрнер был настолько потрясён картинами Айвазовского, что посвятил ему стихи:
«Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твоё высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений».
(дословный перевод).
Автор: Наталия Антонова |
Оставить комментарий
|
17 июля 2013, 8:00 4409 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан